16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
elena
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Архитектура

Архитектурная азбука Соликамска
03.01.2024, 12:16
О соликамских церквях написано немало. Разнообразие архитектурных приемов делает их неповторимыми произведениями каменного зодчества, и в то же время нельзя обойти стороной присущие им схожие черты. Предлагаем Вашему вниманию новую рубрику «Архитектурная азбука Соликамска». Здесь мы будем рассматривать элементы архитектурного убранства во всем их единстве и многообразии на примерах памятников культового зодчества Соликамска и окрестностей. Давайте разбираться вместе.

ЖУЧКОВЫЙ ОРНАМЕНТ, «жучок» – пожалуй, самый загадочный декор соликамских церквей. Он представляет собой повторяющийся в фасадном фризе декоративный мотив (раппорт), составленный из треугольных впадин, перемычки между которыми образуют подобие буквы «Ж». Расшифровывают его по-разному: Ж – жизнь, IX – начальные буквы имени Христа, и т д. Так или иначе, это все догадки, а если и зашифровано в жучке некое послание, то какое – доподлинно неизвестно. Да и стоит ли его искать? Вряд ли зодчие ставили перед собой такую задачу. Скорее они руководствовались архитектурным равновесием и гармонией. Ажурный жучковый пояс «облегчает» массив объема и сейчас уже сложно без него представить тот же Троицкий собор. Орнамент, трактуемый как наследие деревянного зодчества, впоследствии прочно прижился в уральском барокко. Хотя и встречается не только на Урале (Богоявленский собор в Енисейске, 1712 г).

Жучковый орнамент присутствует в целом ряде памятников не только в культовой, но и в гражданской архитектуры (Палаты Строгановых в Усолье, Дом воеводы в Кунгуре). И хотя жучок по праву называют «визитной карточкой» соликамского храмового зодчества, встречается данный орнамент в ограниченном круге памятников – в Троицком и Крестовоздвиженском соборах, Богоявленской, Иоанно-Предтеченской и Знаменской церквях. Интересная особенность: одинаковый на первый взгляд соликамский жучок на деле отличается большой вариативностью. К примеру, у Знаменской церкви он имеет волнистые «лапки», а у Троицкого собора - гладкие. Безусловно, приведенные примеры – вариации одного и того же орнамента, но подача - разная. Зачастую жучок сочетается с поясом треугольных кронштейнов, располагающихся ниже. Такой тандем создает причудливый узор, похожий на кружево.

Однако действительно ли он напоминает жука? Или это всё же ромб в квадрате? Пожалуй, это и есть главная загадка жучкового орнамента. Что составляет основу повторений? Рассуждения об этом напоминают спор двух мудрецов, где один утверждал, что «палка – есть нечто бесконечное», а другой возражал: «безначальное»… К примеру, у Богоявленской церкви это вполне отчетливая буква «Ж», а вот жучковый пояс церкви Иоанна Предтечи скорее напоминает фриз, составленный из ромбов, заключенных в квадрат. Особенно это заметно в оформлении колонн, где эти квадраты образуют своеобразные грани.

Так или иначе, геометрический орнамент имеет древние корни и нельзя игнорировать тот факт, что сакральная геометрия была неотъемлемой частью уклада жизни наших предков. Ромб - один из древнейших oберегов как в славянской, так и в других культурах мира. В широком понимании квадрат и ромб символизируют материю, устремившуюся к духу, духовное высвобождение человека. Ромб, вписанный в квадрат или выступающий за его пределы и производящий 8 углов, образует восьмиконечную звезду (октаграмму) - такую звезду можно видеть на мафории Богородицы. Опять же, вспомним икону «Неопалимая купина», где изображение Богородицы с Младенцем заключено в восьмиконечную звезду, образованную при помощи зеленого (или синего) ромба и красного квадрата. Разумеется, это лишь рассуждения на тему. Но возможно, смысловая составляющая жучкового орнамента, если она имеется, затерялась не в самой букве, а в геометрической символике?

https://sun9-24.userapi.com/impg/DfNy4X34RwdTTHYhCPhhdWNQz7l42twtHle-hQ/VCDuGqLye0o.jpg?size=1920x1536&quality=95&sign=8b7d9c91a5477d215f346486123ffbed&type=album
Жучковый орнамент в памятниках Соликамска
Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6598

ЖГУТ – архитектурное украшение с косой прорезкой или наклонными параллельными полуваликами, напоминающими веревку. Иногда жгут выступает как самостоятельный элемент декора – так, он образует изящные боковые «колонны» одного из наличников Троицкого собора. И все же чаще жгут - своего рода вспомогательное выразительное средство, оттеняющее красоту сопутствующего орнамента. В оформлении Богоявленской церкви жгут образует перехваты колонн, заполняет пространство внутри ширинок, а также служит оформлением изразцового пояса. В Крестовоздвиженской церкви села Верх-Боровая жгут обрамляет алтарное окно и интереснейшую надпись. В ней около тысячи букв, сделанных вязью на тычковых сторонах кирпичей. Верхнее поле её заключает данные исторического характера, дает сведения о времени постройки церкви. Остальная часть (средний и нижний ряды) состоит из текстов Священного Писания.

https://sun9-55.userapi.com/impg/y3MxTAAPQ8j8xR0sLDFzxiovVBkSwAgSvhsvPA/N47UDxMAPTY.jpg?size=2560x1899&quality=95&sign=6362c9ab351ff4635953ab669a9a520e&type=album
жгуты в оформлении северного портала Богоявленской церкви, 1954

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6553

ДЫНЬКА – в древнерусской каменной и деревянной архитектуре XV—XIX веков декоративное украшение столбов, колонок, дверных порталов и оконных наличников в виде различных утолщений, по форме приближающихся к шару или напоминающих дыню. Зачастую разделяется на вертикальные «дольки». Поверхность рельефного мотива может оставаться гладкой, украшаться резьбой или росписью. В архитектурной символике храма дынька связана с понятием райского сада.
Уже при строительстве Крестовоздвиженской церкви в с. Верх-Боровая (1678 г.) зодчие с большой виртуозностью воплотили декоративные возможности данного вида орнамента – в оформлении портала, наличников и купольного барабана. Дыньки украшают фасады Богоявленской и Спасской церквей, Вознесенской церкви мужского монастыря, Троицкого собора. Есть они и на наличниках Дома воеводы. Предлагаем полюбоваться разнообразием форм и отделки соликамских дынек.

https://sun9-20.userapi.com/impg/1dHMl3N2NcM1BbBGUjYPNWPX3EZU20d5kI9Z0g/NBTLlUTO2uA.jpg?size=429x451&quality=95&sign=ce6cf170a458e2e4d261c749b30819da&type=album
дынька, фрагмент северного портала Богоявленской церкви. 1970-е г

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6532

ДЕНТИКУЛЫ
Зубцы прямоугольной формы в архитектуре принято называть дентикулами, а в русской традиции – сухариками. Располагаются обычно по прямой линии, наклонной или по линии дуги. С особой виртуозностью декоративные возможности данного вида орнамента раскрываются на примере Введенской церкви (1710 г.) Сухарики, выложенные двойными рядами по карнизу и полукружиям, придают скромному на первый взгляд памятнику особую нарядность. Такой же формы и величины сухарики дублируются в расположенных ниже нишах-ширинках – по одному с каждой стороны. Введенская церковь являет собой пример того, как дентикулы-сухарики могут складываться в причудливые узоры, напоминающие кружево.

https://sun9-53.userapi.com/impg/N6oGyGzCdQ23uvvIfaxPLsXwt4LsNKk7Ih8wJA/nHLkEuu0MEs.jpg?size=1920x1920&quality=95&sign=1c007447c07a3a7ae23204f00293e2d5&type=album
дентикулы-сухарики на фасадах соликамских храмов

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6478

ГОРОДЧАТЫЙ ПОЯС («городки») – орнаментальная полоса с плоскими ступенчатыми зубцами по нижнему краю, которые можно вписать в одинаковые равнобедренные треугольники. «Городки» можно видеть на карнизах Архангельской церкви и Крестовоздвиженского собора. Чаще в оформлении соликамских памятников встречаются схожие по внешнему виду «язычки» (известный специалист по древнерусской архитектуре В.В. Косточкин называет их кронштейнами-консолями). Иногда эти кронштейны создают причудливый узор, сочетаясь с жучковым орнаментом. Особенно нарядно он смотрится на Иоанно-Предтеченской церкви, образуя подобие белоснежного кружева. В чем различие «язычков» и собственно «городков» - можно проследить на примере Крестовоздвиженского собора.

https://sun9-17.userapi.com/impg/ru9RQqjbE_fraMPIGe1zjNxlRv5sx48lHvEt9A/5gqPfcnBhNs.jpg?size=1920x1920&quality=95&sign=d43613b31afbcac87b0772aafcd08ecd&type=album
Крестовоздвиженский собор

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6436

ГИРЬКА — декоративное украшение арки, обычно из резного камня, подвешенное на скрытом в кладке железном стержне. Известный архитектор Б.П. Михайлов называл гирьку «русским ордером».
Подобные арки с гирьками были характерны для московской архитектуры XVII в. В 1653 году посетивший столицу архимандрит Павел Алеппский был впечатлен их внешним видом. «Над верхнею площадкой каждой лестницы, - писал он о московских храмах, - воздвигают купол на четырех столбах с четырьмя арками; в середине каждой арки выступ арочный, утвержденный прямо, с удивительным искусством: обтесывают камень в очень красивую форму и, просверлив его, пропускают сквозь него железный шест с двумя ветвями на концах, заклепывают их и заканчивают стройку над этим камнем, который представляется великим чудом, ибо висит в средине, спускаясь прямо…»

Нарядные крыльца Троицкого собора с гирьками производят сильное впечатление на гостей города. Внимательный глаз также наверняка сможет заметить гирьку в окне Спасской церкви. Однако если московские гирьки вытесаны из белого камня, то у соликамского Троицкого собора они керамические. В свое время гирьки собора были покрыты зеленой глазурью и по предположению некоторых исследователей, могли быть изготовлены в Орле-городке, где во второй половине XVII в., наряду с изразцами изготавливалась также кровельная черепица с зеленой поливой. Впрочем, есть версия, что гирьки, как и изразцы, все же изготовлены были в Соликамске.

Такой непохожий внешне с летним Троицким собором, зимний Крестовоздвиженский всё же перекликается с ним орнаментально. Как иначе объяснить появление тех же гирек на его фасаде? Правда, здесь они уже повторяются на глади стен в композиции аркатурно-колончатого пояса. Неслучайно именуемые в народе «пальметты» на фасаде Крестовоздвиженского собора архитектор А.Ю. Каптиков называет «гирьками-гроздьями».

https://sun9-72.userapi.com/impg/5QhvvraJggnVUnKTQh02k_mdDI8hl73QXcYeeg/eKzPW0hTAyk.jpg?size=2158x2160&quality=95&sign=38d90ca991d8fb7678ab837daf91d320&type=album
Гирьки Троицкого собора в наше время

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6410

ГИРЛЯНДА
Церковь Иоанна Предтечи в сравнении с другими храмами Соликамска является «долгостроем». Верхний этаж ее достраивался уже в 1770-е годы, и потому в оформлении фасада здания прослеживаются черты классицизма. Одним из характерных элементов являются гирлянды, расположенные над окнами второго яруса. В советский период украшения были сбиты, а в наше время восстановлены в ходе реставрационных работ.

В профессиональной среде орнаментальный мотив с провисающей средней частью и перехватами с обоих концов принято называть «фестоном». Его происхождение восходит к античности - древнеримским украшениям в виде цветов и листьев, обвязанных лентами. Если гирлянда имитирует ткань – такой орнамент также называется «хабар». Помимо Церкви Иоанна Предтечи, гирлянды (или фестоны) украшают фасад Дома солепромышленника Дубровина (вторая пол. XIX в.).

Гирлянды над окнами церкви Иоанна Предтечи

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6352

ВОЛЮТА – в широком смысле - архитектурный элемент в виде завитка. В более узком понимании – завитки капители ионической колонны (такие можно видеть на фонаре Крестовоздвиженского собора). Термин восходит к латинскому "voluto” – катить, катать, вращать, а в пространственном отношении соотносится с представлениями о свертывании и развертывании.

В традиционной русской архитектуре мотив появляется в XVII веке и в соликамских памятниках употребляется в оформлении наверший окон (фронтонов). На примере Соликамска завиток как элемент фасадного декора впервые встречается сразу в двух памятниках – Вознесенской церкви мужского монастыря и Крестовоздвиженском соборе (начаты в 1898 г.). Помимо спиралевидных элементов в обрамлении окон Крестовоздвиженского собора также присутствуют дополнительные, приставленные по сторонам «секирообразные» вариации завитка.

Начиная с 1720-х гг. в соликамских наличниках встречается новый, S-образный вариант волюты, ставший довольно популярным. Появившись вначале на наличниках чердынской Иоанно-Богословской церкви (1718 г.), этот мотив затем повторяется в соликамской Воскресенской церкви (1721 г.). А вот в Иоанно-Предтеченской церкви встречаются уже оба варианта завитка – спиралевидный (нижний ярус окон) и S-образный (2 ярус). В более поздних постройках - Богоявленской церкви с. Вильва (1779 г.) и церкви Жен Мироносиц (1780 г.), мы видим уже завиток, стилизованный под растительный орнамент.

Завитки-волюты во всех своих вариациях увенчивались оригинальным украшением – пальметкой, луковицей, гирькой, «коронкой» из дополнительных завитков или раковиной. Украшения эти составляют отдельный предмет разговора. Архитектор Н.Л. Павлов в статье «О пространственном смысле волюты» пишет: «Волюты фронтона раскрываются в небо для молитвы, представленной изображением библии, часовни, или другими, изобразительными или условными предметами. Тема волюты в составе фронтона развертывается в сложные композиции, смысл которых еще предстоит расшифровать».

https://sun9-68.userapi.com/impg/Iha2E2_w5zSUCeVkTRTB9ObRMR6VhS3K4ia5Iw/aivBRFV09-0.jpg?size=1703x2160&quality=95&sign=8e4b4f653fc6b2cc10ada9d20fc51d1f&type=album

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6339

БОЧКА в русской традиции обозначает своеобразный тип крыши, по форме представляющий собой полуцилиндр с заострённым верхом. Наибольшее распространение она получает в XVII – XVIII вв., причем не только в церковной архитектуре, но и в гражданской. Важно отметить - популярная в деревянном храмовом зодчестве бочка гораздо реже встречается в каменном. Пример - Благовещенская церковь в с. Тайнинском (Московская обл.).

Можно ли назвать своеобразную надстройку над алтарем Троицкого собора бочкой? С визуальной точки зрения - да. С функциональной – тут стоит поразмышлять. По сути, это отдельное помещение, напоминающее по очертаниям вышеозначенный архитектурный элемент. А.И. Слупский, описывая Троицкий собор Соликамска в 1902 г., пишет: «Над крышей среднего алтарного полукружия имеется небольшой надстрой, в котором по всей вероятности, помещается палатка, но каким путем проникнуть в нее в настоящее время, причту собора неизвестно». Изначальное предназначение данной палатки тоже остается загадкой, но предположить все же можно.

Дело в том, что подобная «палатка» имелась в свое время у Спасской церкви, сведения о ней приводятся у того же Слупского: «В 1860 – 70-е гг. с алтаря храма была убрана каменная палатка в предотвращение возможности одавления ею алтарного свода. По преданию, в упомянутую выше палатку на алтаре был перенесен для хранения Нерукотворенный образ из башни, находившейся неподалеку и пришедший к этому времени в разрушение».

https://sun9-70.userapi.com/impg/5ltc1CysNeW8cWdlUYJAseO0Drk_IkNm8FRn8A/_aFM54jlDjg.jpg?size=2560x2044&quality=95&sign=02011f7c70e7b475cdd9d3a62831f3ae&type=album
Бочка-палатка на абсиде Троицкого собора, 2022 г.

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6305

БАРАБАН – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Бывает двух видов: световой с окнами, либо глухой (слепой) – без оконных прорезей. В древнерусской традиции такой барабан без окон называется шеей.

Соликамским памятникам конца XVII – начала XVIII столетия присуща цилиндрическая форма барабана, позднее более популярной становится граненая. Материалами служили кирпич, либо дерево, причем в одном храме могли прекрасно сочетаться различные материалы. К примеру, Знаменскую церковь с. Городище (1757 г.) украшают купола, установленные и на каменные, и на деревянные основания.

Особо стоит отметить Введенскую церковь. Её массивный купол и изящная шея сплошь крыты лемехом – осиновой черепицей. Подобный купол был первоначально у Крестовоздвиженского собора (позднее заменен на световой фонарь с главкой). Основным мотивом цилиндрических барабанов является аркатурно-колончатый пояс, барабаны Богоявленской церкви выделяются среди прочих нарядным изразцовым поясом.

Большой выразительностью отличалось пятиглавие Воскресенской церкви, к сожалению, не дошедшее до наших времен. Такого рода композиция - с гранеными многоярусными барабанами на кубических основаниях - воплотилась впервые на Урале именно в Воскресенской церкви Соликамска и практически одновременно возводившейся Богоявленской церкви в Нижнечусовских городках (1742 г., не сохранилась). Архитектурное убранство этого памятника прекрасно гармонировало с остальными церквями центрального архитектурного ансамбля, одним из акцентов которого были упомянутые многоярусные барабаны с куполами.

https://sun9-75.userapi.com/impg/15j6U-kE9XSOpnMUO6vYX8nTuJRoYTrqpVM2Dw/rC_Swyc5yLQ.jpg?size=1616x2160&quality=95&sign=cc89f8848cae93bdcd4ea25508f97909&type=album
Граненые многоярусные барабаны Воскресенской церкви

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6290

БАЛЯСИНЫ - «фирменный» декор Богоявленской церкви. Этот памятник неслучайно называют жемчужиной соликамской храмовой архитектуры. Разнообразные элементы декоративного убранства удивительно гармонично уживаются на ее фасаде, дополняя друг друга: нарядные кокошники и ширинки различной конфигурации, «муравленые» изразцы и жучковый пояс, поребрик и сухарики.

Балясинами называют фигурные столбики или полуколонны, используемые для ограждений и перил, а также в качестве декора. Термин восходит к итальянскому «balaustra» (цветок граната) из-за сходства формы балясины с полураскрытым цветком.
https://sun9-40.userapi.com/impg/0cmH04sN17WhXS2c9rCcRwYa6vfYSR6nq7CNNA/enZP_1UwhIo.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=d99ed4a3335882448afd2e0272d32b47&type=album
балясины Богоявленской церкви

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6282

АРКА имеет древнюю историю и активно применяется в церковном зодчестве как основа конструктивных и декоративных приемов. Порталы входов, оконные проемы, ярусы звона колоколен соликамских храмов оформлялись посредством арочной формы. «Ползучие» арки, пяты которых расположены на разной высоте, тянутся вдоль подъемов крылец Троицкого собора. Знаменитые «гирьки» собора располагаются между сдвоенными арками. Крупный аркатурно-колончатый пояс, образованный чередованием арок и колонн, украшает фасад Крестовоздвиженского собора. Он же, но уже в более миниатюрном исполнении, служит основным мотивом декора барабанов (опоры куполов). О них речь пойдет в следующей статье.

https://sun9-47.userapi.com/impg/pW66Jtd7v9rQZRJXYTzO5AQXUet7OPBjrd8lYg/3m4Bpn_2HO4.jpg?size=2560x2517&quality=95&sign=ba6a737e12715a020a14de81b0b64ea9&type=album
Сдвоенные арки с гирьками. Западное крыльцо Свято-Троицкого собора

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6266
Категория: Архитектура | Добавил: elena
Просмотров: 80 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]