ПРОДОЛЖЕНИЕ...
Шпиль Согласно архитектурному словарю В.И. Плужникова, шпиль –
узкое вертикальное завершение с граненым или круглым сечением,
постепенно уменьшающимся от основания. Деревянный
«шпиц», крытый железом, появился у Соборной колокольни в 1837 году. В
1943 г. он рухнул во время сильной бури, и взамен был установлен новый –
в 1950-х гг. «Золотым» шпилем символическая копия главной звонницы
старого Соликамска – стела на въезде в город –
обзавелась раньше своего оригинала. Новый нитрид-титановый шпиль
золотистого цвета появился на колокольне сравнительно недавно - в 2019
году. В с. Дуброво, недалеко от Соликамска,
есть церковь Дмитрия Солунского, ныне полуразрушенная. Её колокольня,
пристроенная к зданию несколько позднее, сохранилась лучше, и на ней до
сих пор красуется шпиль с ажурным крестом. В краевом архиве имеется
документ – переписка старосты Дионисия Первушина, губернского
архитектора Петра Васильева и губернатора Кирилла Тюфяева за апрель 1827
г. В ней обсуждалось строительство данной колокольни: « В с. Дуброво
при Дмитриевской каменной давно построенной церкви соорудить каменную же
колокольню, на какое представлены сочиненный план и фасад…»
колокольня церкви Дмитрия Солунского, 2015.
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7938
Ширинка – широко распространенный в храмовом зодчестве элемент декора в виде квадратного углубления в стене. В конструктивном плане родственна филёнке - декоративной прямоугольной рамке или выемке на поверхности стены. Внутрь
ширинки часто помещался изразец или резное украшение. Богатая фантазия
соликамских зодчих воплотилась в разнообразных и причудливых, а порой и
нестандартных формах этих украшений. Это ромбы и «кнопки» (квадраты с
отверстиями), апельсиновые дольки и снежинки, а в ширинках Введенской
церкви «спрятались» сухарики – по одному с каждой стороны.
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7904 Шатер - одна из самых древних разновидностей храмовых
крыш, поскольку именно в таком варианте из дерева проще всего было
приблизиться к образцу - византийскому куполу. Шатровыми
навершиями увенчивались как звонницы храмов, так и их основной объем.
Шатровые колокольни имеются у Богоявленской и Преображенской церквей,
каменные шатры составляют часть декора крылец Троицкого собора.
Первоначальные церкви Соликамска упоминаются в документальных источниках
как «храм древянъ клецки верх шатромъ». Это были деревянные храмы с
завершением в виде восьмигранного сруба и высокой шатровой крыши.
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7863
Фриз В классической архитектуре фриз – часть архитектурного
ордера, расположенная между архитравом и карнизом. В более широком
понимании этим термином обозначается горизонтальная декоративная
полоса на фасаде здания. В частности, к нему относится жучковый
орнамент и изразцовый пояс. Интересен «дырчатый» фриз на фасаде Спасской
церкви, хотя специального наименования он не имеет. Подобный
декоративный пояс не встречается более ни в одном храме Соликамска.
изразцовый пояс и жучковый орнамент Богоявленской церкви, декоративный фриз Спасской церкви
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7834
Слуховые окна, «слухи» - небольшие проемы в шатре колокольни. В гражданской архитектуре аналог слухового окна (люкарна) предназначается для естественного освещения и проветривания
чердачных помещений. В церковном зодчестве такие проемы снижают
ветровую нагрузку на конструкцию шатра, поэтому слухи носят скорее
функциональное, нежели декоративное назначение. В своё время в
русском языке слово «слух» имело значение «продушина», «отверстие»,
«проём для слуху», для услышания чего-либо, чтобы прислушиваться.
Владимир Даль выводил из этого понятия и «слуховое окно» — «слух в
кровле», подмечая, однако: «хотя слушать там нечего». Действительно, на
первый взгляд может показаться, что слухи выполняют роль звуковых
резонаторов колокольни, но это не совсем так. Если ощутить, как исходит
звук из колокола (подняться над ним), то можно услышать звуковые
вибрации, отраженные от пола, но не чистый звук колокола.
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7680
Рундук - возвышающаяся крытая площадка крыльца,
пристроенного к зданию. В упрощённом варианте "рундуком" именовался
пристрой в виде тамбура (к примеру, боковое крыльцо
Спасской церкви). Навес над таким крыльцом называется сенью, которая в
русском церковной зодчестве часто оформлялась в виде шатра - как у
Троицкого собора.
северное крыльцо Троицкого собора, 1968
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7629
Роспись Росписи являлись важной составляющей частью убранства
храма. «Обозрение церковных стенописей в широком смысле этого слова
составляет одну из неотложных задач церковной археологии» – писал еще в
XIX веке известный археолог, доктор церковной истории
Н.В. Покровский. Не только изнутри, но и снаружи церкви украшались
живописью – отдельные композиции имелись на фасадах Крестовоздвиженского
и Троицкого соборов, росписи были у часовни Петра и Павла. Абсиду
Богоявленской церкви и в наши дни украшает «Богоявление». В советский
период росписи сбивались и забеливались, однако о характере
монументальной живописи в соликамских храмах позволяют судить старые
фотографии, описание их в церковных документах и сохранившиеся фрагменты
в ряде церквей. Слабые остатки росписей на фасаде Спасской церкви
можно было видеть еще не так давно, а вот как выглядели они в 19 веке:
«На стенах написаны довольно искусно притчи, а расстояние между оными
испещрено красными разводами, изображающими ветви и листья» – пишет
В.Берх в 1821 году в своём «Путешествии в Чердынь и Соликамск».
Внутренние росписи Спасской церкви частично сохранились. А.Луканин
относит их к середине XIX столетия: «Живопись здесь была старинная, но
испортилась и в 1850 г. поновлена по прежним рисункам; только на стенах
нижней части храма рисунок изменен».
Спасская церковь, нач. ХХ в.
Источник: https://vk.com/wall-6801308_7453
|