Церковные облачения бережно хранились в ризницах
соликамских храмов. Не менее трепетно наши предки относились и к
старинным образцам церковного шитья. В документе Воскресенской церкви за
1922 год числилось 12 стихарей и 23 священнические ризы, не
употребляемые за ветхостью. В той же описи в числе прочего упоминаются
одежды на выносные подсвечники и одеяние на скульптуру сидящего Спасителя, сшитое из белого глазета. А.
Луканин при описании убранства соликамских церквей в XIX веке отмечает:
«В числе старой ризницы Спасской церкви есть древние фелони, у которых
передняя часть опускается до полу, а не вырезана, как ныне, и в нужных
случаях для свободного действования руками поднимается и прикрепляется
пуговицами. Замечательный остаток старины! Кроме этого есть богатые
жемчужные с камнями оплечья, которые надеваются на фелонь и на
диаконский стихарь. Тоже замечательная по здешней местности редкость!» Богатое
собрание облачений было в Богоявленской церкви и в Свято-Троицком
мужском монастыре. В Троицком соборе на начало ХХ в. насчитывалось 7
архиерейских облачений, священнических облачений разных цветов – 33
единицы, диаконских – 15 и детских стихарей – 9. Роскошные ткани в
сочетании с изысканной фурнитурой и умелые руки мастериц превращали
каждое изделие в настоящее произведение искусства! В ход шла вышивка
шелком и шерстью, золотыми и серебряными нитями, а также кружево с
использованием этих нитей и аппликация. Использовался бисер и пайетки,
жемчуг и стеклярус, позумент (шитая золотом или серебром тесьма) и
мишура. Иногда употреблялись серебряные золоченые пуговицы и драгоценные
камни в серебряной оправе. Лицевым шитьем украшались не только пелены
на аналои и иконы, но и одежда священнослужителей. В ризнице мужского
монастыря упоминаются 3 епитрахили, шитые золотом и серебром в лицах: на
двух изображено было Благовещение с апостолами и святителями, на
третьем – 10 лиц святых. Дорогие изделия зачастую преподносились
состоятельными прихожанами в качестве «приклада» - дара.
Какие ткани
использовались в церковном шитье? В документах фигурируют облачения из
парчи, бархата и полубархата, штофа, атласа, глазета (брокатели), сюры,
объяри, грезета, люстрина, голи, камки и др. В качестве подклада чаще
применялся коленкор, реже – китайка, ситец и кумач, холст, нанка,
крашенина, кеж, демикотон и набивные ткани. Причем в документах
упоминается «выбойка городовая», «татарская» и «травчатая». Некоторые
ткани имеют измененные наименования: мор – скорее всего, муар, а под
гранетуром, очевидно, имеется в виду ткань гродетур. К числу самых
сложных и затруднительных для объяснения тканей относится байбарек –
плотная парчовая или шелковая ткань. А какие-то из упоминаемых в
документах видов тканей и вовсе не отмечены ни в одном из справочных
изданий, такие как гранапер, перуян или полуобъерь. Интригуют и цвета
тканей: бланжевый (бежевый), бусый (дымчато-серый), а также жаркий и
рудо-жёлтый.
Покровец, к. ХIХ - нач. XX вв. Из собрания Соликамского краеведческого музея
Источник: https://vk.com/wall-6801308_8919
|