Как
мы с вами измеряем время? Странный вопрос? Ответ очевиден — по часам.
Более того, бывает, и расстояние измеряем по часам. Наверняка всем
знакомы выражения: «минут пятнадцать ходьбы», «через час доберусь» и
тому подобные. Посмотрели на часы, прикинули минуты — и в путь.
Стараемся быть пунктуальными, и в этом нам помогают часы — на руке, в
кармане, в телефоне, на стене. И жизнь не представляется без них. Мы
точно знаем, что будем делать через час, во сколько встанем завтра, что
происходило с нами вчера в конкретное время.
А ведь совсем
недавно — всего каких-то лет сто назад — большинство соликамцев не имело
часов, считая их лишним и дорогим предметом роскоши. А триста лет назад
часов в Соликамске совсем не было.
Жизнь текла размеренно.
Необходимости фиксировать время в сутках не существовало. Знать его с
точностью до минуты, даже часа, было ни к чему — в обыденности время не
имело ценности. Человек ориентировался на свои потребности: с рассветом
встал, в течение дня сделал работу, стемнело — лег.
Торопиться
было некуда: встречи к определенному часу не назначались, расписания
автобусов, поездов не было, как не было их самих. На работу, на смену не
опоздаешь, на этот случай на сользаводах были повещалы — мальчишки, в
обязанности которых входил созыв рабочих на завод.
К церковной
службе звонили колокола. Собственно, ударами в колокол и отмеряли время в
старом Соликамске. Сутки в старой России начинались с шести часов
вечера. Счет часов внутри суток был ориентированным на световой день. В
летние месяцы, с июня по август, считалось 17 часов в дне и 7 в ночи. В
зимние, с февраля по октябрь, наоборот — 17 часов в ночи и 7 в дне. В
остальное время года количество часов дня и ночи было равным.
Минуты
не отмерялись, но были известны под названием «часец». Часцы считались
условными и никак не фиксировались. В первых часах даже не было минутной
стрелки — ни к чему.
Время появления в Соликамске городских
часов документально не зафиксировано. В 1688 году они уже существовали и
находились на деревянной соборной колокольне, поскольку под этим годом
летопись сообщает, что часы сгорели в пожаре. Какой формы они были, с
каким циферблатом — гадать не берусь, но совершенно точно, что вместо
цифр на них были буквы. В допетровской Руси, как известно, применялась
буквенная цифирь: А — это 1, В — это 2, Г — это 3 и т.д. до 12,
обозначавшейся как ВI. Сейчас такие часы можно увидеть только в Суздале.
Индивидуальные
часы, и не с буквенной, а с числовой цифирью, могли быть у проезжавших
через Соликамск путешественников-иностранцев. Некоторые из них
задерживались в городе на месяцы, «веснуя» и «осенуя», дожидаясь
окончания распутицы, и вполне могли ознакомить местных жителей с таким
необычным для них предметом. Были часы, вероятно, и у воевод — как
экзотика и символ возвышенного положения.
В XVIII веке часы
появились в домах зажиточных соликамцев, заводчиков и
солепромышленников, в первую очередь — у Демидовых и Турчаниновых. В их
садах, среди цветников, стояли часы солнечные, в интерьерах — напольные и
настольные, а в усадьбе на Троицком медеплавильном заводе А.Ф.
Турчанинова были часы башенные.
Тогда же городские часы вновь
появились и в центре Соликамска. В то время в российских городах массово
происходило устройство башен-часовен. В Соликамске специальную башню
строить не стали, а решили, по традиции, использовать соборную
колокольню.
Арочный проем звона со стороны торговой площади
заложили кирпичом, оставив отверстие для крепления механизма, и
установили часы с крупным циферблатом, видимым даже из заречной части.
Долго ли они украшали колокольню, сказать сложно, но еще в 1844 году
«часоводителю городовых часов Ивану Гребешкову», судя по Расходной
книге, было заплачено 7 руб. 14 коп. годового жалования. На фотографиях
Соликамска конца XIX века часов уже не наблюдается, но на их месте можно
увидеть кирпичную кладку с отверстием.
Другие башенные часы
Соликамска находились на Богоявленской церкви. Для их устройства в
начале 1750-х церковная колокольня была увеличена на несколько ярусов.
Инициативу приписывают как солепромышленнику М.Г. Суровцеву, так и
братьям Рукавишниковым. Мог поучаствовать и А.Ф. Турчанинов, уже
владевший собственными башенными часами и состоявший в Богоявленском
приходе. Кем бы то ни было, часы были установлены и служили более
полувека. Предполагаю, что за их содержание платил А.Ф. Турчанинов, т.к.
часы пришли в негодность вскоре после дележа имения его наследниками. В
1800-х остановившиеся часы с Богоявленской колокольни были сняты. В
описи церкви тех лет упоминается часовой механизм, лежащий в ризнице.
Что стало с механизмом в дальнейшем, неизвестно.
К концу XIX века
об этих часах забыли, только церковная колокольня несоразмерно тянулась
ввысь. Позднее, уже в советское время, возникла легенда, смешавшая
реальность и домыслы. Рассказывали, будто колокольню увеличили «по
прихоти» солепромышленника, для устройства башенных часов, но фундамент,
якобы, не выдержал, появились трещины, и часы устанавливать не стали.
При этом демонстрировались действительные трещины на стене Владимирского
придела церкви.
Происхождение трещин вполне объяснимо и никак с
часами не связано. Отступив от темы, поясню. В 1934 году, когда
сбрасывали колокола, задели стену, отчего появилась, поползла трещина.
Цельность кладки была нарушена, началось проседание колокольни, что
наглядно отразилось в смещении деталей декора. Чтобы остановить
проседание и облегчить колокольню, руководством музея, которому было
передано здание, решено было ее уменьшить, то есть вернуть церкви
первоначальный облик. В конце 1930-х надстроенные ярусы разобрали, и в
течение нескольких лет реконструировали шатровый верх.
Сейчас о
том, что когда-то на двух колокольнях Соликамска были часы, можно только
догадываться. Восстанавливать их никто уже не будет. Да и о чем
говорить, когда башенные часы не актуальны. Часомерие для нас — не
проблема. Узнать время до минуты, секунды мы можем не только по часам,
но и по телефону, по компьютеру, по радио — все это нашим предкам,
единственным будильником которых был петух, даже не снилось.