Точное
количество часовен в дореволюционном Соликамске установить сложно хотя
бы потому, что в документах о количестве приписанных к той или иной
церкви часовнях не всегда указывалось, где они находились – в черте
города или за его пределами. Опять же, в разные годы
менялось само количество приписных часовен. К примеру, на 1917 г. за
Богоявленской церковью их числилось 7 – в городе три каменные и одна
деревянная, плюс три деревянные в деревнях Тверитиной, Анкушиной и
Шубиной. А по документам 1922 г. часовен у той же церкви числится уже
пять.
Изменились и границы самого города – некогда отдельное
«подгородное» село Красное, так же как с. Усть-Боровское – ныне районы
Соликамска. Самое большое количество часовен значилось за Знаменской
церковью с. Городище – их было 9. Из них 8 находились в деревнях
прихода, а одна в лесу, на месте явления Св. иконы Знамения Божией
Матери. Определенно, часовен в самом Соликамске было тоже немало. По
крайней мере, И.Ф. Коновалов в своих записях о Соликамске упоминает 13
церквей и «вдвое больше» часовен.
Чаще всего в документах не
указывалось, в честь кого была освящена та или иная часовня. В лучшем
случае, упоминался материал – каменная или деревянная. Тем не менее,
исключения есть. Часовня во имя Знамения Божией Матери, называемая в
народе Уфимской, находилась в заречной части города на р. Уфимке.
Единственная приписанная к Спасо-Преображенской церкви часовня в
документах именуется «Во имя Животворного источника» (очевидно, во имя
иконы «Живоносный источник»). Однако где точно она находилась - вопрос.
Интересно, что в самом центре города были также две часовни, которые
отдельными зданиями не являлись. Они находились прямо в подклетах
церквей. Одна из них была устроена в подклете Воскресенской церкви.
Вторая – под алтарём Крестовоздвиженского собора. Часовня эта была
устроена «издревле для продажи свеч от лица церкви».
Несмотря на
скудные сведения о часовнях, собираемые буквально по крупицам,
приблизительная картина ясна. По данным за 1945 год в Соликамского
районе числилось 48 часовен. Понятно, что к тому моменту большинство из
них использовалось под разные нужды, а какая-то часть безвозвратно
исчезла.