В 52 километрах на восток от Соликамска, в излучине реки Глухая Вильва,
находилось село Полом. От него в разные стороны в радиусе двадцати
километров было семнадцать деревень и свыше пятнадцати хуторов, в 1924
году объединенные в Поломский сельский Совет с центром село Полом.
Деревня Абрамова, прежнее название Мазунина, на безимянной речке впадающей в реку Глухая Вильва. По списку населенных мест Соликамского уезда, Пермской губернии в 1910 году в деревне было 10 дворов. В 1932 году вместе с деревней Пестеревой был создан Пестеревский колхоз имени Кирова.
Хутор Антипин, находился возле деревни Долгая. Возник позднее 1910 года.
Хутор Аристовых, возле деревни Долгая. На нем жили два брата Назар и Матвей Аристовы, переселившиеся из деревни Тархово, Ескинского сельсовета в 1920-е годы.
Хутор Банькова, между деревнями Сим и Камень.
Хутор Глухово, на реке Глухая Вильва, между селом Поломом и деревней Заугор.
Деревня Долгая, в 1910 году в деревне значилось девять дворов. В 1937 году в деревне было 24 двора в них проживали:
Бычины—Артамон Полиэкгович, Максим Васильевич, Федор Федорович, Иосиф Васильевич, Полиэкт Федорович. Гилевы—Ивойло Филимонович, Амос Федорович, Семен Иванович, Самсон Полиэктович, Филимон Федотович, Кормил Григорьевич. Соколовы — Прокопий, Петр Прокопьевич, Сидор Прокопьевич, Иван Прокопьевич, Савотий Прокопьевич, Никита Прокопьевич. Третьяковы — Мирон Германович, Агафон Германович, Аксенья Германовна, Наталья, Самсон Германович. Воспоминания о жизни в деревне Константина Корниловича Гилева. До объединения в колхоз в 1938 году, крестьяне деревни жили единолично. Каждое крестьянское хозяйство имело надел земли на едока. У нас, например, в семье было семь человек и земли было семь гектар. Землю обрабатывали при постоянном севообороте. В каждом хозяйстве была лошадь, у кого две, а у зажиточных было по три рабочих лошади. Коров держали от двух до пяти—дойных, их не пасли. Угром выпускали, а вечером, нас подростков посылали за ними. Мы отыскивали их в лесу по звону колоколов (боталов), повешанных каждым хозяином на своих коров. Работали крестьяне упорно от зари до зари, это в летнее время. Зимой мужики работали на лесозаготовках, а ранней весной, когда вскроются реки Сим и Глухая Вильва уходили на сплав. Сплав шел молем. В зимнее время по воскресеньям не работали — отдыхали. В субботу вся деревня работу кончала раньше, мылись в бане, ходили друг к другу в гости. В деревне праздновали Иванов день (Престольный праздник) — 9 октября. Праздновали его в трех деревнях: Долгая, Сим и Камень.
В деревне Пешковой праздновали Петров день — 12 июля, в селе Полом — Надежду.
В деревнях Низовой, Заугоре, Пестереио, Абрамово — Троицу. В эти праздники приезжали родственники из других деревень.
Зимой на санях, летом верхом на лошади или пешком. Молодежь, компаниями с гармошками, не взирая на родство приходила на праздники из соседних деревень. Бывали в праздники и драки, особенно среди молодежи, доходило в редких случаях и до поножовщины.
Хутор Ермолаев, возле села Полом.
Деревня Заугор, в 1910 году это были две деревни Южанинова — 7 дворов и Травникова — девять дворов. В 1930 году вошла в Низовский колхоз имени Молотова. В 1938 году была сселена в деревню Низову.
Хутор Зеунова, между деревнями Сим и Камень.
Хутор Ильичевский, около деревни Камень.
Деревня Камень, в 1910 году было пять дворов. Деревня вошла в Симский колхоз в 1938 году, в ней было десять дворов.
Деревня Костарево. В деревне в 1910 году было шесть дворов, в 1930 году вошла в Поломский колхоз «Рассвет».
Хутор Караваево, на дороге между селом Полом и деревней Низова. Два двора было в нем в 1910 году.
Хутор Левкин, на реке Сим.
Деревня Низова, располагалась в одну улицу-односторонку, вытянувшись на два километра по берегу речки, в которую через каждые сто—двести метров, на всем протяжении деревни, впадали родники. Речка впадала в Глухую Вильву. Деревню местные жители делили на четыре части: верхняя часть начиналась у истока речки и называлась — Савина, по имени Савы, далее — Москалевы через поле. От Москалевых между двумя логами, назывался — Верхний конец и последняя часть деревни. — Нижний конец. Все жители деревни пользовались водой из речки, расстояние до нее было не более сга метров. Вода всегда холодная и чистая. Ниже по течению стояла мельница, она обеспечивала жителей своей деревни, а иногда привозили зерно на помол и из других деревень. Содержали мельницу, ремонтировали плотину, устраняли промоины всем миром. Плотина была более ста метров в длину и около двух метров в высоту. Позднее, уже при колхозе, к мельнице пристроили молотильный ток и вода стала вращать барабан молотилки, что высвободило три—четыре пары лошадей, так как молотилка была с конным приводом. А еще позднее колхозные мастера-умельцы Е. А. Ваулин и В. А. Брезгин установили цуркулярную пилу, в колхозе появился свой тес и другой пиловочник. Год образования деревни пока не уточнен. По легенде местных жителей-старожилов образовалась она на рубеже XVIII—XIX веков. Первым жителем считают Савву Брезгина, у него было шесть сыновей. Сыновья Саввы: Гавриил, Дмитрий, Евстафий образовали деревню Савину. Два сына Саввы — Антии и Леонтий поселились на конец деревни. Сыновья Антипы: Влас, Прокопий, Корнил, Игнатий и сыновья Леонтия — Петр и Тимофей образовали нижний конец деревни. Позднее в деревне появились Москалевы, их было немного и число их не увеличилось. Верхний конец деревни представляли жители разных фамилий. Были здесь Ваулины — три семьи, Рогальниковы — 3, остальные Брезгины. Брезгины составляли всю Савину и нижний конец. Было в нижнем конце еще три брата Травниковых, но они разъехались и потомства не оставили. Савва, Ануфрий и Павел были братья. Их предком был некий Федор. Он и стал родоначальником фамилии Брезгиных. Этот период относится к XVIII веку. У Ануфрия были сыновья: Трофим, Яков, Федор и сыновья Павла: Дмитрий, Фотей, Иуда — образовали верхний конец деревни — между двумя логами.
По другой легенде — образование деревни Низовой связано со строительством Бабиновской дороги — Соликамск — Верхотурье.
Хутор Нерослово, на реке Глухая Вильва. В 1910 году было одно крестьянское хозяйство. В 1939 году на хуторе жил А. К. Шестаков, который в этом же году вступил в Пестеревский колхоз имени Кирова и переселился в деревню Пестереву.
Деревня Обелишна, три двора на реке Глухая Вильва. В 1910 году был один двор. В 1932 году вошла в Пестеревский колхоз, переселилась в деревню Пестерево в 1939 году.
Деревня Пестерево, на речке Большой Кырок, впадающей в Глухую Вильву. В 1910 году в деревне было семь дворов. В 1932 году вместе с деревней Абрамово — девять дворов и деревней Обелишна — три двора был создан колхоз из двадцати семи дворов. Пестеревский колхоз в 1950 году был объединен со Старинским и Сурмогским промколхозами и назван Сурмогский промколхоз «Север», Рогалевского сельского Совета. После 1960 года промколхоз назвали: Сурмогская производственная артель «Север». В 1963 году артель ликвидировалась и переведена Соликамскому горпромкомбинату.
Деревня Пешково, на реке Малый Сим. Из ревизкой сказки 1858 года в деревне значится шесть дворов. Из них четыре двора Сенокосовых, Ухтины и Порошины, в них проживало 23 мужчины и 18 женщин. Здесь же сказано, что трое мужчин отданы в рекруты, семья Ухтиных переехала в Усть-Боровское общество по Указу Пермской палаты. Все эти фамилии к 1930-м годам из деревни выбыли по разным причинам. В 1910 году в деревне было пятнадцать дворов. В 1931 году деревня вошла в Поломский колхоз «Рассвет».
Село Полом, прежнее название Парма, при колодцах и ключах. По сведениям 1858 года в селе было два двора, Шириханова и Горохова. В них проживало десять мужчин и девять женщин. По списку населенных мест Пермской губернии 1910 года в селе было 40 дворов, церковь, школа грамотности. В этом числе значились окружающие Полом деревни. После 1924 года село Полом стало центром Поломского сельского Совета. Центр Полома — это деревянная церковь провославной христианской веры, выстроена на средства Надежды, фамилия ее не сохранилась в народе.
Имя Надежда породила престольный праздник «Надежа», при чем единственный в Поломе. Бывает он осенью, когда закапчивают уборку урожая с полей. На праздник съезжался народ со всей округи. Около церкви был посажен сад — березы и построен дом для священника. Около дома вырыт колодец для пользования водой. Кроме поповского дома, последнее время в нем размещался сельский Совет, было еще два дома. Вокруг на расстоянии от одного до трех километров располагались девять хуторов и три деревни. Была в Поломе начальная школа, специального помещения она не имела и размещалась в частном доме. Помещение для школы было построено в 1929 году. Двухэтажное здание: вверху школа, внизу—сельсовет. В школе работал один учитель. На территории Поломского сельсовета в 1926 году был организован леспромхоз «Волго-Каспий лес». В связи с этим было открыто несколько лесозаготовительных участков: Цыбин, Родник, Сом, Талая, Усть-Талка. На участках стояло по одному бараку, в которых жили рабочие-лесозаготовители, причем мужчины и женщины в одном бараке. Спали на сплошных нарах, расположенных по обе стороны барака. В середине был проход. В проходе стояла большая железная печь. Она обогревала помещение и служила для приготовления пищи. Пищу готовили каждый себе. Позже стали открывать столовые в отдельных помещениях. Продукты завозили раз в неделю. Хлеб рабочие-крестьяне окрестных деревень, возили из дома в замороженном виде, иногда сушили сухари. Да и не редко все продукты брали свои из дома. С открытием конторы леспромхоза в Поломе началось капитальное строительство. Были построены: большое здание конторы леспромхоза, после в нем размещалась школа-семилетка, больница со стационаром на пятнадцать коек, магазин, три барака для рабочих, дом для работников больницы, пекарня. С закрытием церкви в ней открыли клуб, который существовал до 1968 года (закрытие Полома). Леспромхозу была выделена земля, на ней располагалось подсобное хозяйство леспромхоза, где выращивали картофель, овощи, овес — для лошадей. В 1934 году сгорело здание начальной школы и сельского Совета. Сельсовет перевели в поповский дом, а школа опять пошла в частный дом. В 1936 году, с закрытием леспромхоза, здание конторы было передано начальной школе, а в 1944 году в ней открылась школа-семилетка. Первым директором семилетней школы был Иван Петрович Рудик. Свою педагогическую деятельность начал после окончания Соликамского педучилища в 1939 году в Усть-Долгинской семилетней школе рядовым учителем. В 1941 году переведен заведующим Симской начальной школы. В 1944 году назначается директоорм вновь открывающейся Поломской семилетней школы. В 1953 году переводится директором Пегушинской средней школы. А в 1966 году переведен директором Половодовской средней школы. Закончил свою педагогическую биографию в 1981 году. Иван Петрович — первый директор школы в районе, награжденный орденом «Трудового Красного знамени». Всего же у него восемь правительственных наград. Находясь на заслуженном отдыхе он не сидит сложа руки. Три года возглавлял добровольную народную дружину. Вот уже третий год является членом правления Соликамского райпо и возглавляет работу комиссии кооперативного контроля, Половодовского сельского кооперативного предприятия. Подстать Ивану Петровичу и его жена, Зоя Филипповна Рудик (Вилисова). Восемнадцатилетней девушкой была направлена в 1942 году заведующей Низовской начальной школы Трудные годы войны многому научили молодую учительницу. После окончания учебного года работала в колхозе на разных работах. Приходилось управлять лошадью, боронить, косить, жать и молотить. Тридцать шесть лет педагогический стаж Зои Филипповны. Пять правительственных наград украшают грудь ветерана труда. Человек познается в труде — говорят в народе. Зоя Филипповна встретила Ивана Петровича Рудика, работая в одной школе после войны. Да так встретила и познала, что остались с ним на всю жизнь. Вместе они воспитали и вырастили трех сыновей и дочь. Все дети получили высшеее образование. А ветераны груда — Рудики живут теперь в селе Половодово, радуются на внуков их семь человек, один уже отслужил в Советской Армии и учится в политехническом институте, трое учатся в школе, одна в Пермском училище, двое дошколят. В 1938 году все близ лежащие хутора были переселены на центральную усадьбу колхоза «Рассвет». Долгое время люди сопротивлялись переезжать с насиженных мест, но обстоятельства коллективного труда заставили. За счет переселенцев с хуторов увеличилась деревня Проничева и выстроился поселок Полом, который был центром всего сельского Совета до перевода его на Сим в 1964 году. Люди в колхозе работали добросовестно, к колхозному добру относились бережливо. Все сельхозработы выполнялись на лошадях и вручную, но со всеми работами управлялись во время. Сено косили конными сенокосилками, а неудобицы выкашивали вручную. Нескошенной травы не оставалось. Сгребенное сено метали на месте в зароды, с наступлением зимы по потребности его подвозили на фермы. На неудобицах заготовляли силос. Для этого копали ямы. Работа велась вручную лопатами. А чтобы края ям не осыпались, копали их на конус. В ямы забивали всю дикорастущую растительность по кустам и оврагам. Наполненную яму плотно засыпали землей, землю носили носилками. Полученный силос зимой возили на фермы и скармливали скоту. Зерновые после уборки в снопах перевозили на ток и обмолачивали. При сырой, влажной погоде и когда время не позволяло ждать, часть снопов развешивали на вешала в поле, а часть сушили в овинах. В колхозе была сложная молотилка, которая молотила и веела. Приводилась в движение двигателем внутреннего сгорания «Червонный Прогресс». Обмолоченную солому складывали в скирды, а зимой, солома яровых культур шла на корм скоту, ржаная на подст и получили навоз (назем) — лучшее удобрение для полей. Минеральных удобрений не было. Первые тонны намолоченного зерна шли для выполнения хлебопоставок государству. В 1950 году колхоз взяла на обслуживание Половодовская МТС. Был выделен один гусеничный трактор. Первым трактористом в Поломе был Филипп Мартемьякович Собянин. Горючее для трактора завозили на лошадях. Заправку трактора горючим и водой производили в поле. Запрещался ежедневный перегон трактора в целях его сохранения. В ночное время ставили к нему охрану если он не работал. Так бережно относились к технике. В 1952 году дали еще один трактор марки «Беларусь» и один зерноуборочный комбайн. За работу тракторов и комбайнов колхоз ежегодно платил МТС натурплатой (зерном). С выходом Правительственного Постановления «О реализации МТС и продажи техники колхозам», колхоз выкупил технику и стал полновластным ее хозяином.
В 1958 году произошло слияние двух колхозов Низовского и Поломского в один под названием «Рассвет».
Деревня Сим, впервые упоминается в переписных материалах 1820-х годов. В то время в ней было всего три двора с населением одиннадцать человек, в 1910 году, почти через сто лет в деревне стало одиннадцать дворов с населением семьдесят пять человек, деревня на реке Сим. Тихо и спокойно жила деревня. Население занималось охотой, хлебопашеством и полностью обеспечивало себя всем необходимым для ведения домашнего хозяйства. Но не суждено было Симу остаться в безызвестности. В послевоенные годы сюда добрались исследователи и открыли так много интересного, что о Симе заговорили далеко за пределами Прикамья. Первыми сюда прибыли участники комплексной экспедиции Института истории искусств Академии наук СССР и Государственного исторического музея Москвы в 1951 году под руководством доктора архитектуры И. В. Маковецкого. В экспедиции приняли участие и директор Соликамского музея Т. В. Кучина. Экспедицию в первую очередь заинтересовала застройка деревни, отсутствие улиц и расположение усадеб вразброс. Здесь были выявлены все характерные для Европейского севера типы жилых домов, различных хозяйственных построек и конструктивные приемы их возведения. Собранные предметы быта, многочисленные фотографии и рисунки поступили на хранение в Государственный исторический музей. Весь полученный материал был использован в двух монографиях И. В. Маковецкого по истории архитектуры, в определителе «Хозяйство, культура и быт русских деревень». Особый интерес в Симе вызвала усадьба И. И. Банькова. Ее план и снимок с фасада помещены не только в названных книгах, но и в этнографической монографии по Русскому Северу, изданной в Финляндии. В 1977—1979 годы деревню Сим изучала Камская этнографическая экспедиция Пермского университета. В это время был снят план всей деревни, некоторых усадеб, описаны все постройки, записаны многочисленные рассказы старожилов и местные названия полей, рек, урочищ. Полученные от жителей орудия труда поступили в собрание Соликамского музея. Кроме архитекторов и этнографов, в 1975 году здесь побывали археографы Московского университета под рукводством большого знатока старопечатной и рукописной книги И. В. Поздеевой. Изучая старинные книги, археографы сделали большое открытие: в собрании книг местного жителя Б. К. Митракова был обнаружен так называемый «Торжественник минейный». Рукописная книга в 416 листов с обеих сторон была заполнена записями разных почерков в два столбика в конце XVI века. Некоторые страницы украшали мелкие зарисовки и многоцветные инициалы. Помимо содержания рукописи, в книге много разных записей о пользе чтения и учения. Она подробно описана в интересном издании «Славянорусские рукописи XV—XVI веков научной библиотеки Московского университета». Московские археографы в связей только что вышедшей новой книге «Русские письменные и устные традиции и духовная культура» на форзацах воспроизвели панораму Соликамского Сима. Не обошли вниманием Сим и художники, в частности А. Н. Тумбасов. P.S. В настоящее время деревня не существует.
Источник: Мой край родной. Деревни Поломского сельского совета Соликамского района / авторы-составители : Корзников С. П., Брезгин Л. В. - Соликамск, 1989.
|