В
Соликамском краеведческом музее собрана одна из самых полных коллекций
народной росписи по дереву Верхнего Прикамья – это более 100 экспонатов.
Последний раз коллекция пополнилась совсем недавно, в 2017 году. В коллекции представлены
предметы 25 интерьеров крестьянских изб, и том число 7 полных. Большая
часть коллекции была собрана с 1976 по
1982 годы благодаря студентам Пермского государственного
университета под руководством Георгия Николаевича Чагина.
В это время, в Соликамском районе Пермской области
проводились этнографические экспедиции кафедрой истории СССР
досоветского периоде Пермского государственного университета им. А.М.
Горького. В составе экспедиционного отряда были студенты историки,
художники, фотографы, средняя численность 7-10 человек. Было собрано много
устного этнографического материала, предметов быта, одежды.
Сфотографированы и зарисованы жилые постройки, что дало больше
представление о жилище Северного Прикамья.
Домовая
роспись в Северном Прикамье появилась в 1870-1890 годы, когда «курные»
(по-чёрному) избы меняются на «белые». Именно в «чистых» избах и находят
раннюю домовую роспись.
В XIX в губерниях и уездах
нашей страны было много странствующих мастеров, которые занимались
росписью домов. Хоть
народное искусство развивалось в едином ключе, но в каждом регионе были
и свои особенности. Так у нас на Урале чаще всего рисовали цветы в вазонах, птиц
и
зверей на ярких фонах оранжевых, красных. Иногда встречаются сюжетные
изображения. В Соликамском районе много росписей вятских мастеров,
есть и местные, но определить «кисть» бывает сложно, мастера редко
подписывали работы.
Повсеместно на территории Прикамья такая роспись стала популярна в конце 19 века
начале 20 века. Зимы у нас долгие, не яркие и расписной дом радовал
хозяев и показывал их достаток.
В избе чаще всего расписывались самые видные места: входные
двери, полатные брусья и дощатые перегородки - заборки, деревянные элементы убранства печи, мебели: подстолья у
столов, сундуки, шкафы, божницы и конечно же прялки.
Расписывали, конечно, дома для красоты, но символизм в росписях имел не последнее значение. Входную дверь в избе украшали
композицией с древом жизни. В крестьянском сознании этот сюжет имел
значение охранительного знака.
Красный
угол украшался цветами и птицами. Обычай помещать птиц в красном углу
имеет давнее культовое значение. У крестьян Прикамья был обычай вносить в
новый дом петуха. После того как петух пропоет, в избу переходили жить.
Красный угол отделен перегородкой от кухни, на которой многоярусные
деревца.
Гирлянды
цветов, цветы в вазах – самый частый элемент домовой росписи. Цветы
считались символом солнца, бутон - символ детей, листья - символ
изобилия и хорошего урожая. Куст в вазе – это дерево жизни, семейное
древо. Гирлянды цветов - символ изобилия, чаще всего на гирлянды
изображались на полке-грядке – самом видном месте в избе.
Деревянные
части обустройства печи также утопали в цветах. Наряду с ними
изображались птицы местных пород, а ещё «райских» птиц – попугаев,
павлинов, фазанов, которые в представлениях крестьян сопоставлялись со
сказочной, возвышенной жизнью.
У
птиц есть своя символика: петух (и павлин) - образ солнца и света,
мужского начала, хозяина дома, жениха. Курочка и петушок (пава и павлин)
- символ счастливой жизни, супружеской пары. Сова (женское начало) и
филин (мужское) – символы охранителя, когда они вместе на цветущем
дереве – обещание покоя.
Из
животных часто изображали лошадь и лев. Лев – символ мужского начала,
хранитель. Находился почти всегда возле входа в нижнее подвальное
помещение. Например, в д. Дуброво он написан на двери, прикрывавшей
голбечную лестницу, а в Ратегово - на стомике у западни. Всё это было
неслучайным. В представлениях многих людей лев, как грозное и сильное
животное, был их заступником. Северному крестьянину он и нужен был у
входа в подпол, чтобы оттуда не проникли в дом злые духи.
Сохранением домовой росписи как части народного декоративного искусства занялись
ещё во второй половине XX века.
Благодаря проделанной работе И.Я. Кривощековым в XIX веке появился
Указатель к карте Соликамского уезда, из которого мы и узнали первые
сведения о наших населенных пунктах, где были найдены расписные
интерьеры. Им же составлен "Словарь географически-статистический
Чердынского уезда", где можно найти более развернутые сведения.
Крупный и интересный центр домовой росписи - выявлен между
древнейшими уральскими городами Соликамском и Чердынью, включая как
сухопутный путь вдоль старинного тракта, так и водный путь по Каме и
Вишере. Расписные детали интерьеров были обнаружены в 25 селах и
деревнях, больше всего по тракту.
Так интересная находка была
выявлена в деревне Кузнецово. Данный населенный пункт располагался на
Соликамско-Чердынском тракте от уездного города в 36 верстах. По
исповедным росписям в 1796 году в селении значилось 8 дворов. В 1909
году уже насчитывалось 63 двора, в них жителей обоего пола 308 человек.
По экономическим исследованиям подсобными заработками для жителей были
извоз, заготовка леса на сплаве по р. Колынва, заработки при
баржестроении в пределах уезда и частью заготовка солеваренных дров для
промыслов в г. Соликамске. Также занимались бурлачеством и сплавом
лесных материалов. В селении была православная часовня, школа грамоты,
медицинский фельдшерский пункт, две торговых лавки, кузница и два
портных.
В 1979 году во время Чигиробской этнографической экспедиции
Г. Н. Чагиным в д. Кузнецово был найден кухонный шкаф, большие дверцы
которого п красному фону сплошь украшены отдельными цветами. Внизу
дверцы сохранилась дата "1887 фев. 10". Этот предмет - самая ранняя
датированная находка. Аналогичная роспись была обнаружена в этой же
деревне на обеденном столе, зыбке. Судьба этих двух предметов музею
неизвестна. Сегодня дверцы из деревни Кузнецово вы можете увидеть в экспозиции Галереи.
Домовая роспись Прикамья. Из
собрания Соликамского музея : каталог экспозиции / авторы вступ. статей
Г. Н. Чагин, И. А. Рудик. – Соликамск, 2019.
Крестьянская домовая
роспись. Возвращение : каталог коллекции Историко-краеведческого клуба
«Мир» / сост. Е. В. Кустова, М. Русинова, автор вступ. статьи Е. В.
Кустова. – Киров : Кировская областная типография, 2019.