16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Культура

Домовая роспись Прикамья
03.12.2019, 12:19
В Соликамском краеведческом музее собрана одна из самых полных коллекций народной росписи по дереву Верхнего Прикамья – это более 100 экспонатов. Последний раз коллекция пополнилась совсем недавно, в 2017 году. В коллекции представлены предметы 25 интерьеров крестьянских изб, и том число 7 полных. Большая часть коллекции была собрана с 1976 по 1982 годы благодаря студентам Пермского государственного университета под руководством Георгия Николаевича Чагина.

В это время, в Соликамском районе Пермской области проводились этнографические экспедиции кафедрой истории СССР досоветского периоде Пермского государственного университета им. А.М. Горького. В составе экспедиционного отряда были студенты историки, художники, фотографы, средняя численность 7-10 человек. Было собрано много устного этнографического материала, предметов быта, одежды. Сфотографированы и зарисованы жилые постройки, что дало больше представление о жилище Северного Прикамья.

Домовая роспись в Северном Прикамье появилась в 1870-1890 годы, когда «курные» (по-чёрному) избы меняются на «белые». Именно в «чистых» избах и находят раннюю домовую роспись.

В XIX в губерниях и уездах нашей страны было много странствующих мастеров, которые занимались росписью домов. Хоть народное искусство развивалось в едином ключе, но в каждом регионе были и свои особенности. Так у нас на Урале чаще всего рисовали цветы в вазонах, птиц и зверей на ярких фонах оранжевых, красных. Иногда встречаются сюжетные изображения. В Соликамском районе много росписей вятских мастеров, есть и местные, но определить «кисть» бывает сложно, мастера редко подписывали работы.

Повсеместно на территории Прикамья такая роспись стала популярна в конце 19 века начале 20 века. Зимы у нас долгие, не яркие и расписной дом радовал хозяев и показывал их достаток.

В избе чаще всего расписывались самые видные места: входные двери, полатные брусья и дощатые перегородки - заборки, деревянные элементы убранства печи, мебели: подстолья у столов, сундуки, шкафы, божницы и конечно же прялки.

https://sun3-10.userapi.com/c850724/v850724335/1e60a8/88VR6sp6f20.jpg

Расписывали, конечно, дома для красоты, но символизм в росписях имел не последнее значение. Входную дверь в избе украшали композицией с древом жизни. В крестьянском сознании этот сюжет имел значение охранительного знака.

Красный угол украшался цветами и птицами. Обычай помещать птиц в красном углу имеет давнее культовое значение. У крестьян Прикамья был обычай вносить в новый дом петуха. После того как петух пропоет, в избу переходили жить. Красный угол отделен перегородкой от кухни, на которой многоярусные деревца.

Гирлянды цветов, цветы в вазах – самый частый элемент домовой росписи. Цветы считались символом солнца, бутон - символ детей, листья - символ изобилия и хорошего урожая. Куст в вазе – это дерево жизни, семейное древо. Гирлянды цветов - символ изобилия, чаще всего на гирлянды изображались на полке-грядке – самом видном месте в избе.

Деревянные части обустройства печи также утопали в цветах. Наряду с ними изображались птицы местных пород, а ещё «райских» птиц – попугаев, павлинов, фазанов, которые в представлениях крестьян сопоставлялись со сказочной, возвышенной жизнью.

У птиц есть своя символика: петух (и павлин) - образ солнца и света, мужского начала, хозяина дома, жениха. Курочка и петушок (пава и павлин) - символ счастливой жизни, супружеской пары. Сова (женское начало) и филин (мужское) – символы охранителя, когда они вместе на цветущем дереве – обещание покоя.

Из животных часто изображали лошадь и лев. Лев – символ мужского начала, хранитель. Находился почти всегда возле входа в нижнее подвальное помещение. Например, в д. Дуброво он написан на двери, прикрывавшей голбечную лестницу, а в Ратегово - на стомике у западни. Всё это было неслучайным. В представлениях многих людей лев, как грозное и сильное животное, был их заступником. Северному крестьянину он и нужен был у входа в подпол, чтобы оттуда не проникли в дом злые духи.

Сохранением домовой росписи как части народного декоративного искусства занялись ещё во второй половине XX века.

Благодаря проделанной работе И.Я. Кривощековым в XIX веке появился Указатель к карте Соликамского уезда, из которого мы и узнали первые сведения о наших населенных пунктах, где были найдены расписные интерьеры. Им же составлен "Словарь географически-статистический Чердынского уезда", где можно найти более развернутые сведения.

Крупный и интересный центр домовой росписи - выявлен между древнейшими уральскими городами Соликамском и Чердынью, включая как сухопутный путь вдоль старинного тракта, так и водный путь по Каме и Вишере. Расписные детали интерьеров были обнаружены в 25 селах и деревнях, больше всего по тракту.

Так интересная находка была выявлена в деревне Кузнецово. Данный населенный пункт располагался на Соликамско-Чердынском тракте от уездного города в 36 верстах. По исповедным росписям в 1796 году в селении значилось 8 дворов. В 1909 году уже насчитывалось 63 двора, в них жителей обоего пола 308 человек. По экономическим исследованиям подсобными заработками для жителей были извоз, заготовка леса на сплаве по р. Колынва, заработки при баржестроении в пределах уезда и частью заготовка солеваренных дров для промыслов в г. Соликамске. Также занимались бурлачеством и сплавом лесных материалов. В селении была православная часовня, школа грамоты, медицинский фельдшерский пункт, две торговых лавки, кузница и два портных.

В 1979 году во время Чигиробской этнографической экспедиции Г. Н. Чагиным в д. Кузнецово был найден кухонный шкаф, большие дверцы которого п красному фону сплошь украшены отдельными цветами. Внизу дверцы сохранилась дата "1887 фев. 10". Этот предмет - самая ранняя датированная находка. Аналогичная роспись была обнаружена в этой же деревне на обеденном столе, зыбке. Судьба этих двух предметов музею неизвестна.
Сегодня дверцы из деревни Кузнецово вы можете увидеть в экспозиции Галереи.

Источник: https://vk.com/@prikamenakraskah-simvolizm-uralskoi-rospisi
https://vk.com/@prikamenakraskah-domovoi-rospisi-nuzhen-dom?ref=group_block
https://vk.com/wall-132047928_1108

Литература:
  • Домовая роспись Прикамья. Из собрания Соликамского музея : каталог экспозиции / авторы вступ. статей Г. Н. Чагин, И. А. Рудик. – Соликамск, 2019.
  • Крестьянская домовая роспись. Возвращение : каталог коллекции Историко-краеведческого клуба «Мир» / сост. Е. В. Кустова, М. Русинова, автор вступ. статьи Е. В. Кустова. – Киров : Кировская областная типография, 2019.
Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 485 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]