Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. На
протяжении тысячелетий в копилку народной мудрости собирались самые
значимые символы, знаки и образы, чтобы отразиться в мифах, легендах,
сказках, да и во всем традиционном укладе. Образ коня в народной
культуре занимает особое место. У славян он означал объединение стихий огня и воды, земли и
воздуха, света и тьмы, соединяя их в единое целое. Предки связывали его
с культом Солнца, движением солнечной колесницы по небосклону. Кони-обереги
присутствуют в самых разных видах народного творчества – в резьбе,
вышивке, росписи, что можно наблюдать на детских люльках, резных ковшах,
кровли домов. Без них сложно представить себе внутреннее убранство
традиционной избы. До сих пор в русских деревнях можно встретить
охраняющих очаг «коничков». Так называли подпирающие печной шесток
резные доски с навершием в виде конской головы. Подобные изображения мы
найдем на прялках, гребнях, женских украшениях (серьги, «коньковые»
подвески). В народных сказках конь - олицетворение мудрости, добра и
природных сил, он не столько верный слуга, сколько надежный друг и
добрый советчик, как знаменитый Сивко-Бурко или конь Ильи Муромца,
который обладал силой и мощью как сам богатырь. Кони в народной
традиции участвовали во многих обрядах и инициациях. Не освоив в
совершенстве искусство наездника, нельзя было претендовать на звание
мужчины. Ведь мальчиков с малого возраста обучали верховой езде и
ратному делу, даже первые игрушки для мальчиков делали в форме коников.
Усмирить дикого скакуна – это значит обуздать природные силы, во все
времена это считалось у наших Предков одним из проявлений воинской
доблести. Образ коня в славянской культуре всегда был показателем
высокого статуса своего владельца. Красавцы скакуны - особый предмет
гордости всех ратных людей.
Соприкоснуться с традицией и увидеть
разных резных коней можно было на выставках "Дитяткам да на потеху" и "Коники, комони или просто кони" в Галерее домовой росписи Прикамья -
работы Народного мастера А. Чаплинского.