Если стоять спиной к Соборной площади Соликамска, то налево, на улице
Всеобуча, расположен Крестовоздвиженский храм. Он является парным
храмом Троицкого собора и рассчитан был на зимнее богослужение.
Крестовоздвиженский собор, нач. ХХ в. Из фондов СКМ
В конце XVII века, когда Соль Камская, играя ведущую роль в жизни
Урала, достигла зенита своего развития, в ней развернулось большое
каменное строительство. Пережив в течение двух с лишним веков несметное
количество пожаров, жители города решили почти полностью отказаться от
деревянных построек. В первую очередь, естественно, из камня и кирпича
стали делать храмы.
Строившие собор мастера учли и непрочность грунта, и
расположенность здания на затапливаемом месте. Поэтому, складывая стены
храма из кирпича, они поставили их на фундамент из мергелистого
известняка, а подошву фундамента уложили на продольные лежни забитых в
землю свай. Это придало сооружению необходимую устойчивость и
предотвращало возможную деформацию его стен в дальнейшем.
Крестовоздвиженский собор возводили одиннадцать лет исключительно на
средства соликамцев и освятили 25 июля 1709 года при стечении всех
горожан. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста
Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией
Матери «Знамение». Собор огромный - 60 на 26 метров. Поставлен он в
низине, на самом берегу реки Усолки. Зодчие учли непрочность грунта и
уложили фундамент на продольные лежни забитых в землю свай. Храм
расположен на подклете, в котором был устроен винный подвал и «палатки
для складки купеческих товаров». Выходы из них были прямо на Усолку, для
удобства разгрузки судов, которыми эти товары доставлялись.
Собор одноэтажный и одноглавый. Декоративное оформление стен
выполнено из лекального и фигурного кирпича и по свидетельствам
специалистов, многие детали не имеют аналогов в древнерусском зодчестве.
Внутри собор был украшен стенной живописью с традиционными сюжетами – Рождество, Сретение, Богоявление, Тайная вечеря.
Иконостасов было три – по количеству приделов. Наиболее чтимые иконы
переносили из зимнего собора в летний одновре́менно с переносом службы.
На иконах этих были старинные венцы, предположительно греческой и
венецианской работы, с камнями и финифтью. Один из них – с крупными
жемчугами.
Отмечается, что Крестовоздвиженский собор был особенно богат, среди
прочих соликамских храмов, напрестольными крестами. Была в нем и
замечательная деревянная скульптура, часть которой вывезена в Пермь и
хранится в художественной галерее. Всё остальное безвозвратно утрачено.
За свою историю Крестовоздвиженский собор много страдал от
наводнений, пожаров и ураганов. Во
время городских пожаров 1741, 1743 годов собор сильно пострадал от огня и
был перестроен купцом Суровцевым, что внесло некоторые изменения в
архитектурный облик храма.
В решении объемно-планировочной
структуры соликамских храмов учитывалась и их торговая функция. Многие
подклеты были оборудованы для хранения и продажи товаров. В
Крестовоздвиженском соборе высокий подклет состоит из ряда "палаток",
складских помещений с отдельными входами на реку. В прошлые времена здесь
хранились купеческие товары, которые выгружались в расположенном рядом
порту.
В 1929 году собор был закрыт и передан пищекомбинату. В 39-м возник вопрос об аренде
храма учреждением системы ГУЛага - «Усольлагом» под амбулаторию и
больницу. Планировалось сделать внутреннее перекрытие и пробить окна для
второго этажа. Был отправлен запрос в Москву. Но музейно-краеведческий
отдел Наркомпроса не разрешил нарушений стен. Тогда Соликамский
горисполком зашел с другой стороны. Здание собора выбрали для размещения
пивзавода. 16 июня 40-го года проект был одобрен.
Из письма заместителю начальника Пермского областного управления культуры
Митрополову Н. А. от директора Соликамского пивоваренного завода
Слонова.
7 октября 1959 г. "Необходимо отметить, что с проведением реконструкции цеха розлива
мы будем иметь возможность увеличить выработку пива в два раза - чем
самым ликвидируем привоз пива из Ленинграда так, как будем иметь
возможность обеспечить потребность населения в пиве полностью своим
заводом".
Пивзавод располагался
в соборе довольно долгое время – до середины 90-х. К сожалению,
деятельность пивзавода оказалась во многом
разрушительной для этого памятника архитектуры: стирались и забеливались
росписи сводов и стен, сносились некоторые конструкции, стены бездумно
проламывались для вывода сливных труб и других инженерных сетей. В
следствии чего, произошел размыв фундамента, здание получило четко
выраженный наклон в
сторону Усолки и на фасаде появились трещины.
В 2005 году начались работы по реставрации храма. Укрепили фундамент, восстановили кровлю трапезной и
главы храма. Есть надежда на дальнейшую реставрацию. Храм пока не
действует, но работы продолжаются, хотя сегодня Крестовоздвиженский храм больше нуждается в спасении.
Нежели в реставрации (хотя и это конечно нужно).
Постоянное затопление подвалов храма водами реки Усолка приводит к разрушению фундамента исторического памятника.
В 2020году подъем паводковых вод вПермскомкрае стал самым сильным за всю историю наблюдений, в результате чего уровень реки Усолки поднялся
очень высоко и затопил почти весь первый этаж Крестовоздвиженского храма.