Сегодня деревню Косолапово не найти на карте Соликамского округа — тихо почила лет пятьдесят назад. Территориально она располагалась дальше от села Тохтуева по Красновишерскому тракту.
Сегодня на месте деревенских изб разрослись непроницаемые леса,
обступившие пышущий зеленью холм. Рядом с ним сквозь заросли журчит
стремительная речка Боровая.
Пожалуй, конус обелиска с поименным списком косолаповцев, погибших в Великой Отечественной войне, — единственное, что напоминает здесь о людях.
Все остальное за несколько десятилетий могучая сила природы стерла с
лица земли. Теперь здесь появляются разве что редкие любители тихой
охоты, и то в августе-сентябре. Наберут полные корзины боровиков и маслят и покинут щедрое на грибы заповедное место.
Разве подумаешь, что какую-то сотню лет назад здесь шла нешуточная
битва за первенство — кто в деревне главный, человек или зверь? Ринг: косолапые и косолаповцы
До начала 16 века на холме, где сегодня возвышается обелиск, жили первые хозяева этих мест — медведи. Свирепые, не любившие гостей, промышлявшие ягодами и мелкой дичью. Когда косолапых потеснили люди, сказать трудно, но факт неоспорим: в 1659 году здесь поселилась первая семья.
Писец Яхонтов в переписи населения лаконично отметил в своей переписи: "Починок Косолапов на реке Боровой, Гриша Михайлов да сын его Юшко, пашней пять четей в поле, а вдову потомуж, земля средняя, лесу пашенного десять десятин, сена на реке на Каме в Мошеве тридцать копен".
Всего какое-то столетие — и починок разросся в деревню, а число косолаповцев неуклонно стремилось к сотне. Только в 1711 году здесь проживало 46 мужчин. Женщин писец не указал, но сомнений нет — они тоже были в деревне.
Правда, если верить воспоминаниям старожилов, собранным в прошлом веке краеведом Сергеем Корзниковым, косолапые косолаповцам холм без боя не отдавали. Из уст в уста ходили легенды о стычках человека с медведем.
"Медведь порядком беспокоил нашу деревню, — вспоминал в начале 30-х годов ХХ века Егор Терентьевич Корзников. — В августе и сентябре, под вечер, в лесу недалеко от деревни, раздавалось жалобное мычание коровы или телки. Косолаповские мужики, услышав этот зов о помощи, спешили на него с ружьями наперевес. Однако не успевали: к тому времени скот был растерзан, а медведь успевал скрыться".
Как утверждал старожил, на месте "трагедии" мужики устраивали лабазы (засады — прим автора), специально не
подбирая туши коров. Схоронившись на деревьях, по три ночи подряд
караулили они косолапого разбойника, а он так и не появлялся. Однако
стоило мужикам хоть на ночь оставить пост, как медведь пользовался этим и
уносил добычу.
Наведывался бурый "бандит" и на спелые овсяные поля, "порядком выминая и обсасывая их" (цитата Корзникова). Крестьянам
приходилось вооружаться самострелами и охранять клади по ночам. Да
только чуявший засаду медведь туда и носа не показывал.
И как же было страшно встретиться крестьянам с грозным зверем один на один! Некому Алексею Ивановичу посчастливилось выжить. Было это в первой половине ХХ века. Шел он обычным путем из деревни в уездный город (тогда уже носивший название Соликамск). Дорога тянулась через лес и путь был далек.
Вдруг из-за кустов вышла большая мохнатая медведица. Мужчина не будь
дураком — прыг в яму, и притворился мертвым. Затаив дыхание, лежал
недвижно и слушал приближающуюся к нему тяжелую поступь хозяйки тайги.
Медведица заметила человека и... Стала бросать в него сучья. Когда
мужчина был полностью погребен под ветками, она успокоилась и скрылась в
лесу.
Тем не менее, даже такие курьезы не влияли на рост населения в Косолапово, где в начале прошлого века уже проживало 127 человек. Пушнина и дичь были веским преимуществом окружавших деревню лесов. Чей род сильнее
Недалеко от деревни в гуще леса находится старое кладбище. Покосившиеся кресты, выцветшие фотографии. С трудом разбираемые надписи свидетельствуют о том, что Косолапово населяло несколько фамилий. Среди них — Решетниковы, Щегловы, Моргашевы. Чаще других с 1711 года встречается фамилия Корзников.
Благодаря их потомкам, составившим родословное древо,
известно имя прародителя династии — Савва. Откуда он пришел, неизвестно,
но в ХХ веке здесь ходило такое предание: "Когда-то в деревне
Косолаповой было три двора Решетниковых, и к ним приехали трое Корзниковых из деревни, которая была поблизости с деревней Ямовой. Корзниковы начали быстро расти, а Решетниковы наоборот сокращаться" (из воспоминаний Евдокии Корзниковой — прим.автора).
Род Саввы к началу ХХ века сильно приумножился, потомки его многое сделали для развития Косолапово. Яков Васильевич Корзников в
1907 году сам лично построил здесь новую православную часовню. Помогал
ему Митрофан Митрофанович, который покрасил здание внутри и снаружи. Он
же купил для часовни три бронзовых колокола.
Василий Николаевич и Иван Васильевич Корзниковы в начале прошлого столетия славились в округе своим кузнечным ремеслом. Их дело продолжил Максим Васильевич Корзников, который ковал в кузнице до конца существования деревни. Именно они обеспечивали жителей ближних деревень сохами, телегами и разной нужной в быту утварью.
Кстати, если говорить о Максиме Васильевиче Корзникове, был он настолько искусным кузнецом, что в 1941-1945 годах вместо отправки на фронт его оставили в тылу, приписав к одному из березниковских заводов.
Рассказывая о династии Корзниковых и ее участии в истории Соликамска и Березников, нельзя не упомянуть Василия Максимовича Корзникова, замдиректора по капитальному строительству СМЗ. Позже его перевели начальником ОКСа на Березниковский титано-магниевый комбинат (будущую "ВСМПО Ависма"). При его участии были построены аэродром, родниковская птицефабрика и множество других объектов.
Также в разные годы уроженцы Косолапова занимали депутатские места в соликамской городской думе. Немного о грустном
Не только земледелие, собирательство и кузнечное ремесло приносили косолаповцам доход. Иные занимались и подсобным заработком, очень тяжелым по современным меркам.
Например, подрабатывали заготовкой дров для солеваров. Василий Егорович Решетников и Василий Яковлевич Корзников слыли настоящими профи в этом деле. По легенде, оба до конца своих дней (1903 г.) рубили лес. По старинке, топорами, не признавая набиравших популярность пил, потому и славились удальцами недюжинной силы.
Есть и печальные истории о том, какой большой ценой оплачено производство поваренной соли в Соликамске.
Полтора века назад Евдокия Корзникова вспоминала: "С 14-летнего возраста я пилила дрова для сользаводов. Зимой из дому выходили по темную и возвращались темно ... После работы из леса выходили, одежда на нас мокрая от снега, особенно у меня, в дороге вымокшая юбка замерзла и мерзлая натирала мне голые коленки. Мать хозяина, у которого мы квартировали, была милосердной, заботливой, и почти каждый день топила для меня баню, в ней распаривала мои коленки и смазывала их сметаной. Пилили дрова и в Дедюхино (ныне Березники), дрова брали из воды, были они мокрые и тяжелые, грязные и скользкие, все в песке...".
Заготовленные дрова крестьяне на своих лошадях вывозили на берега речки Карел и по Боровице сплавляли их до Усть-Боровой. Дневной нормой рубки считались две сажени на человека.
Другим заработком для населения Косолапово стал выжиг древесного угля для Соликамского винного склада. Для этого вырывались огромные ямы, в которых жглась древесина. Позже, конечно,появился и более простой способ — с помощью специальных печей. Но позволить его себе могли только зажиточные люди. Такие как Алексей Григорьевич Корзников, живший в первой половине ХХ века.
Житье-бытье косолаповское
Многие из обычаев жителей Косолапово сегодня кажутся странными, хотя среди
них есть очень даже романтичные. Например, в деревне всегда сажали
черемуху, по несколько штук у каждого дома. И весной улицы были, как
невеста — вся в белом, и благоухали черемухой.
Улиц здесь, правда, было всего две. Косолаповцы, судя по всему, долго не разумывали и назвали их очень просто: "Эта" и " Та".
Широко косолаповцы отмечали церковные праздники. На Владимирскую Божью матерь — 6 июля деревня с радостью принимала гостей, прибывших на празднества со всей округи.
С особой любовью и трепетом местные хозяйки варили пиво, выкладывали на столы различные яства, устраивая настоящее пиршество.
Кстати, воровства в деревне не было, жили родственным укладом, без явного разделения на бедных и зажиточных хозяев.
Интересно, что показателем богатства у косолаповцев считались рыжие
тараканы. Местные верили: усачи заводятся к достатку. Оттого бедные
семьи нет-не, да и крали у состоятельных земляков парочку прусаков, чтобы и к ним в дом богатство явилось. Однако, утверждали старожилы, в нищете тараканы не приживались, сбегая обратно в дом с достатком.
Еще один интересный факт. Поскольку крестьяне с контрацепцией не дружили, детей в одной семье могло родиться более десятка, а это, как понимаете, лишние рты. Поэтому новорожденных запросто отдавали бездетным состоятельным землякам, не вмешивая в это дело госорганы.
К середине ХХ века Косолапово пережила настоящий бум. Да что там, сюда провели электричество, построили колхоз "Путь Ленина". А еще через два десятилетия деревня вымерла.
По решению властей в стране началась волна укрупнений. Колхозное имущество вывезли в деревню Кокорино, молодежь с радостью переселилась ближе к Соликамску, потом не стало и стариков. И места, где когда-то находился перспективный населенный пункт, снова отошли в ведение медведей.
Хотя и для косматых местных обитателей это была уже совсем другая жизнь.
Источник: http://neperm.ru/bukvyi/istoriya/2019/03/30/kto-v-kosolapovo-xozyain-istoriya-odnoj-derevni/
Интернет публикации: - ТАМ ГДЕ БРОДИЛИ МЕДВЕДИ https://dzen.ru/a/XU2pNfvm5wCsWTHC - Затерянные тропы. Косолапово https://proza.ru/2018/12/23/2088
Статьи из сборников и периодической печати: - Пегушина, О. Там, где бродили медведи (история деревни Косолапово Соликамского района) / О. Пегушина // Камская пристань : Лит.-художественный альманах. - 2020. - С. 105 - 106.
- Пегушина, О. Тропа первая : Косолапово (1 часть) / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 24 августа (№ 33). - С. 18. - Продолжение следует...
- Пегушина, О. Косолапово (2 часть) / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 7 сентября (№ 35). - С. 16. - Продолжение. Начало в № 33. - Продолжение следует...
|