В газете "Городок на Каме" № 22 от 10 июня 2015 года был опубликован материал «Олейниковы. Загадочное
исчезновение картин». В нём мы рассказывали о творчестве народных
художников, почётных граждан города Соликамска Надежды Григорьевны и
Семёна Ивановича Олейниковых. Об открытии в 1984 году дома-музея, в
котором долгие годы хранились картины, созданные руками этих мастеров.
Помещение было построено магниевиками, а в течение многих последних лет
оно принадлежало «Сильвиниту». В 2006 году эта соликамская калийная
компания после некоторого перерыва возобновила работу дома-музея, где
были выставлены работы обоих художников (на первом этаже – картины
Семёна Ивановича, на втором – Надежды Григорьевны). Несколько лет назад не стало «Сильвинита», на его место пришёл
«Уралкалий», который в конце прошлого года объявил конкурс на продажу
дома-музея. Сегодня уже известен новый владелец здания. Им стал
индивидуальный предприниматель Руслан Сабиров.
Но до объявленного тендера удалось часть картин С.И.Олейникова вывезти
на временное хранение в художественную школу села Родники. Все работы
Надежды Григорьевны загадочным образом исчезли.
Зная всю историю, произошедшую с домом-музеем, новый владелец Р.Сабиров
обратился с письмом в администрацию Соликамского района, так как
правопреемница картин Олейниковых Любовь Сенникова заключила дарственный
договор именно с этим муниципалитетом. Вот содержание письма Руслана
Сабирова:
«Главе Соликамского муниципального района О.И.Полякову.
Уважаемый Олег Иванович!
Предлагаю вам рассмотреть возможность безвозмездного размещения картин
семьи Олейниковых, подарённых администрации Соликамского района, в
бывшем здании дома-музея Олейниковых по адресу: г.Соликамск,
ул.Кузнецова, дом 8а, принадлежащем мне на праве собственности с мая
2015 года.
Готов отдать в безвозмездное пользование администрации часть второго
этажа здания для выставки картин. Расходы по ремонту помещений,
коммунальные услуги (за исключением охраны помещений и картин) беру на
себя.
Готов рассмотреть ваши предложения».
Для ознакомления и принятия мер по нему глава администрации наложил резолюцию и адресовал её своему заместителю Алсинэ Бариевой.
- Письмо предпринимателя с конкретным предложением у нас действительно
имеется, - поясняет Алсинэ Рафаиловна. – Но мы столкнулись с теми же
проблемами, что и городская администрация. Главная из них – отсутствие
помещения.
- Но ведь его предлагает предприниматель, - парирую я.
- Здесь возникает другая проблема, – слышу в ответ. – Дом-музей
находится на территории Соликамского городского округа и не все жители
сельских поселений смогут его посещать. Размещать же частями картины в
наших клубах и Домах культуры мы не можем по условиям договора.
- Вы не пытались совместно с городской администрацией найти какое-то компромиссное решение?
- Мы в принципе готовы передать картины, но не видим заинтересованности в
этом другой стороны, -говорит Алсинэ Бариева. – Нам даже намекнули, что
работы соликамских народных художников не имеют никакой ценности.
- Делать подобные заключения не совсем корректно, - высказывает свою
точку зрения на сложившуюся ситуацию с картинами Олейниковых
искусствовед художественного отдела краеведческого музея Валентина
Понамаренко. – Очень обидно за Надежду Григорьевну и Семёна Ивановича.
Они всю жизнь в свободное от основной работы время занимались
творчеством, создавая прекрасные картины. Пусть даже, по мнению
некоторых, и «примитивные», но они имеют полное право быть.
Сейчас в бывшем доме-музее идут ремонтные работы.
- Объём их очень большой, - рассказывает управляющая агентством
недвижимости Елена Сабирова. – Самое «узкое» и проблемное место в этом
здании – крыша. Но постепенно мы всё приведём в порядок.
- Много желающих было купить это помещение?
- Достаточно, но по условиям объявленного тендера нам удалось опередить всех и выиграть конкурс.
- Немало средств предстоит вложить в это здание, чтобы привести его в
порядок. Зачем вам такие лишние хлопоты? Тем более, что совсем рядом
стоит современный многоэтажный бизнес-центр «Премиум», принадлежащий
вашему агентству.
– На мой взгляд, не всё мериется только финансовыми прибылями. Есть и
другие ценности – духовные. Мы очень хотим сохранить то, что было
заложено ещё в 80-е годы прошлого столетия. В наших планах нет желания
открыть после ремонта в этом помещении торговый центр, бар или
увеселительный клуб. На втором этаже нам по-прежнему видится выставка
работ народных художников Олейниковых, а на первом этаже мы бы хотели
создать. Учебно-культурный центр. Какой именно? Конкретно пока ещё не
решили, но думаем, что в конечном результате к этому варианту всё равно
придём.
Только вот какая беда – нет у этих предпринимателей, с гражданской,
кстати, позицией, помощников и единомышленников. Даже из числа тех, кто
по долгу службы обязан этим заниматься. Легче ведь сказать, что нет
денег, отсутствует помещение, да и картины не представляют какой-то
ценности.
Как нередко отмечала искусствовед Валентина Понамаренко, Семён Иванович и
Надежда Григорьевна работали в разных техниках, но были сходны в одном –
в любви к окружающему миру, в стремлении познать его, рассказать о нём
другим, показывая при этом красоту и мужество, хрупкость и духовные
силы, богатство самого человека. Этих двух художников по праву называли
народными. Их объединило чувство любви к родному краю. А ещё их сплотили
увлечённые творческие характеры, неуёмное трудолюбие и любовь к
искусству. Они были всегда убеждены, что плоды их труда – достояние
города.
И где сейчас это достояние?... Почему мы его не уберегли в полном
объёме? Похищены все картины Надежды Григорьевны, исчезли лучшие работы и
Семёна Ивановича. Может быть, они действительно не оцениваются многими
миллионами рублей и долларов, как картины классиков, но ведь и в их
работах есть странности, которые не понятны широкому кругу зрителей.
Например, у французского живописца испанского происхождения Пабло
Пикассо в картине «Голова молодой женщины», где он деформирует натуру,
не каждый поймёт, кто же на ней изображён. Или возьмём картину нашего
основоположника супрематизма (абстрактное искусство) Каземира Малевича
«Чёрный квадрат»! Скажем честно: разве все в восторге от этого
произведения и каждый ли зритель воспринимает его однозначно?
…У многих соликамцев, любителей живописи и искусства, остались добрые
воспоминания от увиденных картин Олейниковых, представленных на
различных выставках. Они бы ещё не прочь полюбоваться ими, да и молодёжи
необходимо прививать любовь к искусству, родному краю через мастерство
своих земляков. Которые очень любили свою малую родину и её людей.
Юрий НИКОЛАЕВ Источник: // ГородОК. - 2015. - 23 сентября (№ 37). - С.
|