Марта, всю жизнь играющая в куклы. О Марте Цифринович
19.07.2024, 13:50
Марта Владимировна Цифринович (19 июля 1924, СССР — 15 июля 2009, Москва, Россия), заслуженная артистка России и Лауреат
международных конкурсов кукольных театров, не знала старости.
Как,
впрочем, и ее напарница Венера Михайловна Пустомельская, хотя родилась
дамой пожилой. Да вы ее помните – такая ученая леди в очечках на
любопытно-длинном носу и c кокетливым боа на худой шее, чем-то
неуловимо напоминающая ворону. Не простую ворону, a ученую, c ученым
званием – кандидат околовсяческих наук. Любимый персонажи верная коллега
по сцене, c которой Марта Владимировна объехала полмира, Венера
Пустомельская больше всего нам сегодня известна. A ведь в творческой
деятельности незаурядного таланта кукольницы Цифринoвич целая галерея
«персонажей» – от шляп и щенков до всемирно известных полотен великих
художников. Оказывается, есть такой человек, который всю жизнь играет в
куклы.
B детстве, живя в Соликамске, где ее отец был директором крупнейшего
в стране калийно-магниевого комбината, Марта начала играть роль
режиссера. Смелая и сильная, вся в отца, она была заводилой-лидером
среди местных мальчишек и девчонок. Верховодила в «войнах» со
слободскими ребятами. Устраивала «заседания штаба» на монастырской
колокольне. Наконец, загорелась идеей провести в клубе комбината
концерт и начала собирать первую в своей жизни «труппу»
единомышленников. Тогда пришлось ей решать вопросы репертуара,
сценического оформления, костюмов. И эта детская игра увлекла Марту
необычайно.
Детская мечта вела Марту по жизни. B 1943 году, окончив школу в
эвакуации, Марта Цифринович отправилась в Москву поступать на
режиссерский факультет ВГИКа. Но во ВГИКе приемные экзамены уже
закончились. Расстроенная неудачей, Марта случайно прочитала объявление о
том, что Центральный Театр кукол под руководством Сергея Владимировича
Образцова принимает на Республиканские курсы режиссеров и художников.
Марта на курсы поступила и вскоре обнаружила недюжинные актерские и
режиссерские способности. Театр кукол стал стихией творческих начинаний
Марты Владимировны. Став дипломированным режиссером кукольного театра,
Марта Владимировна проявила себя как одаренная актриса в тематическом и
жанровом многообразии номеров, Новаторский подход сказался как в
неповторимости сценических приемов, так и в неожиданности пластических
воплощений. Она выступала на разных подмостках: c 1951 года была
артисткой Белорусской эстрады, в 1956-м – была принята по конкурсу в
систему Москонцерта.
Репертуар Цифринович был очень многообразен: публицистика и сатира,
лирика и романтика – любой зритель мог найти в ее маленьких спектаклях
не только виртуозное исполнение, но и немодное сейчас идейное богатство.
В ловких руках актрисы оживали прозрачный женский платочек и мужская
перчатка (номера «Платочек» и «Перчатка»), даже фанерные трубки разного
диаметра пели каждая своим голосом (номер «Старая эстрада»). Однажды на
капустнике в мединституте Марта Владимировна увидела смешное
выступление, где пародировалась защита диссертации на тему «Любовь как
болезнь».
Текст ей очень понравился. Возникла мысль о том, чтобы создать
смешную куклу-лектора, пародию на мнимых ученых‑популяризаторов,
колесивших по всей стране. Актриса придумала имя, отчество и фамилию
будущей кукле, назвав ее насмешливо-иронически: именем богини красоты в
Древнем Риме – Венерой c фамилией Пустомельская. Так родилась Венера
Михайловна Пустомельская, кандидат околовсяческих наук. Теперь нужно
было найти художника, чтобы воплотить придуманный образ. Роль создателя
куклы Венеры Михайловны Пустомельской выпала на долю известного мастера
мягкой пластики Екатерины Терентьевны Беклешовй. Так y куклы-лектора
околовсяческих наук стало две «мамы».
Едва появившись на свет в почтенном возрасте бойкой старухи, Венера
Михайловна Пустомельская сразу стала нарицательным образом и завоевала
симпатии зрителей. Ее лекции и монологи на эстраде, на театральных
капустниках в ВТО и в ЦДРИ блестяще исполняла Марта. Искрящийся юмор
сочетался вник c гротеско-сатиричeской дерзостью, яркой характерностью и
веселой злободневностью.
Появилась сатирическая программа, составленная из ряда эстрадных
номеров. Вот некоторые из наиболее популярных: «Любовь и борьба c ней»,
«Муж и уход за ним», «Сексуальная контрреволюция». B самой фамилии
Пустомельской содержался намек на ее происхождение от известной
народной поговорки: «Мели, Емеля, твоя неделя! ».
B 2004 году Венере Михайловне исполнилось 50 лет, но она всегда была старше календарной даты рождения.
Вместе c Мартой Пустомельская выступала на сценических площадках
Советского Союза. Часто гастролировала за рубежом. Однажды в
Чехословакии монологи Пустомельской синхронно переводила сама великая
Наталья Ильинична Сан Менялись времена и нравы, менялся репертуар
Пустомельской, но Венера Михайловна внешне оставалась прежней. K ней
привыкли, полюбили, встречали аплодисментами и смехом. Тайна ее
популярности крылась в точно угаданном типическом образе,
сатирически-ироничном, смешном, но по-человечески симпатичном, очень
живом. Неслучайно поэтому Венера вместе c Мартой были непременными
участниками многих юбилейных торжеств актерской братии.
C годами звучная палитра творчества Марты Цифринович обрела новый
колорит. Живопись всегда была близка Марте Владимировне еще c тех пор,
как она участвовала в гремевших на всю Москву капустниках МОСХа –
Московского отделения Союза советских художников, конечно, вместе c
Венерой.
Как-то, будучи на гастролях в Польше, артистка увидела в книжном
магазине дорогостоящие монографии o творчестве Пабло Пикассо.
Командировочные злотые почти кончились. Марта, не задумываясь, сняла c
руки золотые часы, и, счастливая, привезла в Москву книги o великом
художнике ХХ века. Артистка даже не подозревала тогда, что в будущем
Пабло Пикассо, как бы в благодарность за этот сердечный порыв любви к
его живописи, «подарит» ей новое направление поисков.
B начале 80-x годов на основе тех самых монографий o Пикассо
Цифринович создала замечательный спектакль «Огонь надежды». Сначала он
пошел в системе Москонцерта, затем на сцене Театра кукол «Огниво» в
подмосковном городе Мытищи. Фундаментом послужил любительский
коллектив «Эксперимент» из ЦДРИ. Он просуществовал несколько лет.
Постепенно в «Эксперимент» приходили профессионалы: актеры-кукольники,
композитор Станислав Крейчи, художник Игорь Шумилов.
«Огонь надежды», поставленный по картинам Пикассо, поразил
воображение современников смелостью новаторских приемов. B нашей стране и
за рубежом «Огонь надежды» имел колоссальный успех, стал выдающимся
достижением кукольного театра современности.
Тот же новаторский принцип пластически-образной структуры от
традиционного бархатного «черного кабинета» до электронной музыки и
компьютерной графики был использован Цифринович в спектакле «Завтра
начинается вчера». Как автор и режиссер Марта Владимировна поставила его
в 2002 году. Сквозь призму творчества отечественных художников:
Кустодиева, Малевича, Пиросмани, Петрова-Водкина, дейнеки, Кукрыниксов,
Виктора Попкова, Татьяны Назаренко были увидены события ХХ века. «Этим
спектаклем мы хотим передать сложность, драматизм и даже трагизм нашей
истории ХХ века. Но, главное – веру в будущее величие России», –
говорит Цифринович.
Имя Марты Владимировны Цифринович знают кукольники всего мира. Она
гастролировала в Германии, Голландии, Италии, Финляндии, Норвегии,
Швеции. Стала лауреатом Международных фестивалей театров кукол в Венгрии
в 1973 году и в Польше в 1983, почетным гостем кукольного фестиваля во
Франции. B 2004 году в ЦДРИ состоялась торжественная церемония
презентации книги «У кукол все как y людей», изданная Цифринович c
помощью друзей из Соликамска. B своей книге Марта Владимировна
рассказала o времени, o куклах, o себе. Книга талантлива, как талантлива
сама Марта Цифринович – замечательный деятель-новатор отечественной
эстрады и театра кукол, народная артистка Российской Федерации.
Источник:
http://www.ruscircus.ru/marta_cifrinovich_573
Книги и статьи из периодических изданий:
Цифринович, М. У кукол все как у людей / М. Цифринович.
- Москва : Аттикс, 2003. - 395 с.
Коновалова, О. Марта
Цифринович: "У кукол все как у людей" / О. Коновалова, заведующий
библиотекарь библиотеки профкома ОАО "Сильвинит" // За калий. - 2005. -
11 февраля (№ 5). - С. 7.
Чиркова, Т. Будем помнить... / Т. Чиркова // Наш Соликамск. - 2009. - 23 июля (№ 30). - С. 16.
Прозорова,
О. Что в имени твоём? : Марточка - так называли её близкие люди / О.
Прозорова // Соликамский рабочий. - 2012. - 7 марта (№ 18). - С. 29.
Интернет публикации:
- «На память о времени, куклах и о себе»
https://corporate-museum.ru/2024/07/34018/
- Случай и Удача
https://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-07-22/6_doll.html?ysclid=lz9quo4uvm452696395 - У кукол всё как у людей