Борис Андреевич Пильняк (настоящая фамилия Boray) – русский писатель и прозаик. Один из самых ярких представителей советской литературы 20-30-годов. Родился 29 сентября (11 октября) 1894 года в Можайске в семье ветеринара немецкого происхождения. Детство и юность будущего писателя прошли в окружении провинциальной интеллигенции. Пильняк учился сначала в гимназии Саратова, затем в гимназии Нижнего Новгорода, а после поступил в Московский коммерческий институт. Писать он начал довольно рано. Первые пробы были в 9 лет.
В 1909 году было опубликовано его первое сочинение, а с 1915 года он печатался в журналах «Русская мысль», «Млечный путь». Псевдоним «Пильняк» появился на основе названия деревни в Украине, в которой писатель когда-то жил. Первая серьезная книга Пильняка, сборник рассказов «С последним пароходом», вышла в 1918 году. В этом же году появился философский рассказ «Смертельное манит». В последующие годы писатель выпускал еще несколько сборников рассказов. Почти во всех произведениях Пильняка действие разворачивается в провинции, где, по его мнению, и была подлинная Россия.
В 1920 году Борис Андреевич окончил институт и начал работать над романом «Голый год», который принес ему известность. В опубликованных в 1924 году «Отрывках из дневника» встречались антикоммунистические высказывания, за что писателя подвергали критике и называли предателем.
Из литературных произведений Бориса Пильняка наиболее известна «Повесть непогашенной Луны» (1926) о советском военачальнике Михаиле Фрунзе, умершем на операционном столе, но, очевидно, не естественной смертью. Тираж книги был изъят из магазинов и уничтожен через пару дней после выхода из типографии. Тем не менее Пильняк продолжал оставаться во главе Всероссийского союза писателей и покинул пост лишь в 1929-м - по команде из Кремля за публикацию повести «Красное дерево» изданную за границей.
В июле 1925 г. Борис Пильняк на гидросамолете облетел все города и районные центры на Каме от Чистополя до Чердыни. Писатель побывал в Перми, Лысьве, Чусовом, Чермозе, Усолье, Соликамске, Елово, Осе, Чердыни.
Цель полета — агитация за вступление в общество «Авиахим» (позднее «Осоавиахим»). Помимо лекций о значении и перспективах развития авиации в России, в агитпрограмму входило и катание на самолете всех желающих.
"Большим
событием для нас был прилёт гидроплана. Он гулко стрекотал в воздухе и,
сделав круг над городом, садился на реку. Смотреть диковинный аппарат в
первую очередь набежали ребятишки. С него сошли на берег смуглые, в
кожаных одеждах, в шлемах с очками трое военных. Самолёт величественно
покачивался на своих лодках, обдаваемых набежавшей волной. К нему
началось паломничество. Несколько дней он «гостил» у нас. Все глазели на
него, как на большую невидаль. Пошёл слух, что этот стальной зверь
будет поднимать в воздух всех желающих. - Антихрист, сатана, тёмная сила! – плевались старухи. Я сказал маме, что мне хочется полетать на аэроплане. - Не смей! Это опасно. Он может упасть, и вы разобьётесь, - строго сказала она. Однако самолёт кое-кого из взрослых покатал в окрестностях. Все они остались живы и здоровы и расхваливали свой полёт". ( Юхнов, И. И. Белые и красные)
Фото из архива ЧКМ
Позднее о своём авиапутешествии Б.А. Пильняк напишет книгу «Россия в полёте» (М.-Л., 1926). Но ещё до выхода книги Пильняк написал небольшой очерк, который был опубликован в газете «Звезда» 19 июля 1925 года сразу после его прилёта в Пермь на гидросамолёте «Все в Авиахим». В том же году в газете "Звезда били опубликованы ещё два очерка Б. Пильняка. «Урал здесь называют Камнем и земли подъуральские —
подкаменными. Всё здесь пропитано солью, на завалинках у новых изб
кладут здесь соль, чтобы солнце втопило соль в дерево, ибо тогда стоят
избы столетиями. На солях камских нет ни чахотки, ни тифа, ни холеры, а
деревья округ растут в сорок аршин ростом и в два человеческих обхвата.
«Время застит, время закрыло», — сказал мне товарищ Батин. Но я всё же
вижу через века, как просолились эти места ещё от Ивана Грозного,
заселителя «Перми Великой — Чердыни» и Солей Камских... Время застит, —
но видно, как Турчаниновы в городе Соликамске растили для
санкт-питербурхского её величеств Екатерины и Елизаветы двора — растили:
бананы!»
Тогда ему еще казалось, что Россия
стремительно летит в светлое будущее, признаки которого он умудрился
разглядеть в городках Прикамья. Позднее он поймет свое заблуждение, но
за это запоздалое прозрение заплатит своей жизнью — он стал жертвой
тотального террора и погиб.
Приведем небольшой отрывок из очерка «Соли Камские», опубликованный в журнале «Красная новь».
СОЛИ КАМСКИЕ (отрывок)
«Из этого очень большого чемодана впечатлений, который я везу летних полётов, - такого большого что я (со своим двадцатифунтовым чемоданчиком вещей, ибо больше нельзя брать с собой на самолёт) казался себе погонщиком большого стада овец, причём овцы были непослушны, причём овцами были мои наблюдения и мысли, — из этого стада-чемодана я беру сейчас память о городе Усольи, о Солях камских, чуть-чуть гофманои скую память — русски-гофмановскую, когда из чемодана ползут овцы. ...Сказано ещё от евангелия о том, что Пётр есть камень, но Пётр же есть и соль земли. Урал здесь называют Камнем и земли подъуральские — подкаменными. Всё здесь пропитано солью на завалинках у новых изб кладут здесь соль, чтобы солнце втопило соль в дерево, ибо тогда стоят избы столетиями. На солях камских нет ни чахотки, ни тифа, ни холеры, а деревья округ растут в сорок аршин ростом и в два человеческих обхвата. «Время застит, время закрыло», — сказал мне товарищ Батин. Но я всё же вижу через века, как просолились эти места ешс от Ивана Грозного, заселителя «Перми Великой — Чердыни» и Солей Камских... Время застит, — но видно, как Турчаниновы в городе Соликамске растили для санкт-питср-бурхского её величесто Екатерины и Елизаветы двора — растили: бананы! Соли Камские! Я писал чуть-чуть саркастически о Солях камских. Это мне нужно было к тому, чтоб сохранить перспективу. Но мне стыдно перед соликамцами, потому что я плачу им не одинаковой монетой, — потому что встретили они нас очень с большой радостью и очень большой нежностью. И неправда, что у меня нет к ним нежности, благодарности и — радости за них. ...Но мы опять в воздухе. Дальше, дальше в леса, в чердаки. Мы высоко над землёй. Горный хребет рядом. Закат.... Литературные и политические позиции Пильняка неоднократно приводили к организации широких критических кампаний в отношении него. Его постоянно критиковали за идеологические ошибки, формализм, эротику, мистику и пр. Тем не менее, вплоть до 1937 года Пильняк оставался одним из самых издаваемых писателей. 28 октября 1937 года был арестован. 21 апреля 1938 года осуждён Военной коллегией Верховного Суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении — шпионаже в пользу Японии (он был в Японии и написал об этом в своей книге «Корни японского солнца») — и приговорён к смертной казни. Расстрелян в тот же день в Москве.
Реабилитирован в 1956 году.
Источник:
https://vk.com/wall-53223664_2429 http://www.sdamna5.ru/boris_piljnjak
http://az-libr.ru/route/route.php?Persons/000/Src/0010/d50fd300.shtml https://vk.com/wall-208701460_8155
Литература:
Бординских, Г. А. Соликамск литературный : [сб.
произведений] / Г. А. Бординских, Е. И. Бакланова ; рук. проекта С .Н.
Сизова ; ред. Р. Я. Бординских ; худож. ред. В. К. Бадалов. - Соликамск :
Типограф, 2006. - 122 с. : ил.
|