По заброшенным деревням старого Чердынского тракта – Татарская, Чигироб, Дуброва
15.05.2019, 12:18
Предлагаю познакомиться с самыми живописными деревнями, расположенными сравнительно недалеко от Соликамска по
пути старого Чердынского тракта (Пермский край). Стоит отметить, что
существующая в настоящий момент асфальтированная дорога на Чердынь и Красновишерск
расположена не по старому тракту, а лишь в том же направлении. Местами
она идет параллельно ему, местами пересекает, и только на отдельных,
небольших, участках совпадает.
Первым населенным пунктом, в который я предлагаю заглянуть, будет
деревня Татарская, что находится в 43 км на север от Соликамска.
Деревня Татарская впервые упоминается в 1623 году. Тогда это было
крохотное селение, расположенное на истоке реки Талицы, всего с двумя
дворами, однако при этом со своей мельницей.
Деревня получила развитие только в XIX веке, причем достаточно
быстро: в начале века здесь было 4 двора, а в 1884-1889 годах 17 дворов,
в 1909 году – 26 дворов со 162 жителями. Татарская в те времена
славилась своими кузнецами: здесь было 4 кузницы, и их услугами
пользовались крестьяне всех ближайших деревень.
В археологической литературе Татарская известна по многочисленным
находкам древних вещей, топоров, ральников и прочего. Здесь в 1949 году
В.Ф. Генинг получил от местных жителей медное блюдо, изготовленное в
Волжской Булгарии в XIII веке. Также встречается сообщение о находке
другого древнего бронзового сосуда (кувшина) с крышкой.
По поводу названия деревни также существует интересное предположение,
которое, однако, по мнению многих, не в полной мере соответствует
действительности. Журналист-краевед А.К. Соколков писал, что во время
набега на Соликамск отряды Сибирского ханства сделали в этом месте
остановку (ночлег). И уже отсюда пошли на Мошево и Соликамск. Позже,
когда здесь появилось поселение, его и назвали Татарским.
В настоящее время единственной достопримечательностью деревни
является деревянная часовня. Памятников деревянной архитектуры прошлых
столетий в Cоликамском районе сохранилось достаточно мало, а часовня так
вообще одна.
Дата постройки часовни точно неизвестна, вероятнее всего относится к
XIX веку. Обшита она вертикальным тесом, имеется четверик с притвором,
над которым поставлен ярус звона. Была закрыта не позднее 1930-х, у
часовни сломана главка и сама она находится в довольно плачевном
состоянии.
Однако при большом желании на колокольню еще можно забраться и
осмотреть деревню с высоты, что мы и сделали. Не успели мы подняться
наверх, как услышали отчаянные крики местной бабушки – единственной
жительницы и старожила деревни. С грустью в глазах поведала она нам о
том, что не осталось в деревне совсем никого, только она и живет здесь
сейчас без электричества и воды. Часовню она оберегает, поставила в ней
иконы, и прогоняет непрошеных гостей, которые приезжают сюда в поисках
кладов и ворошат старые половицы.
Рассказала она нам и о селе Чигироб – следующем пункте нашего
путешествия: живут в нем сейчас преимущественно состоятельные люди из
Соликамска, которые построили себе современные дома и приезжают туда
отдыхать и охотиться. Кроме того, в церкви села имеется маленький
железный ящичек-сейф, в котором один из бывших жителей начал бережно
собирать информацию о селе. Ну что же, увидим своими глазами!
Чигироб впервые упоминается в письменных источниках также в 1623
году, как и деревня Татарская. Тогда это была деревня с 5 дворами, но
само селение возникло явно раньше: рядом с ним археологами найдены
остатки русского селища XVI века. Перепись 1647 года называет Чигироб
погостом, т.е в это время здесь уже стояла церковь, а в 1909 году здесь
было уже 43 двора с 274 жителями.
Богатым село никогда не считалось, большая часть жителей жила на
покупном хлебе. Известен Чигироб был своими мастерами по дереву. Так в
Чердынском краеведческом музее из крестьянской избы села хранится
уникальная икона XVII века. На доске высотою 29,5, шириною 21,3 и
толщиною 2,5 сантиметров вырезан и раскрашен восьмиконечный крест. А
внутреннее убранство местного храма также отличалось большим количеством
деревянной скульптуры.
Название Чигироб произошло из двух слов: шигир – «холмистый»,
«выпуклый» и об, ыб – «поле». То есть «холмистое поле» или «поле на
холмах».
В селе сохранилась каменная Богоявленская церковь, построенная в 1773
году (она заменила деревянную 1628 года). Церковь состоит из обширного
храма, пятигранной апсиды, трапезной и предела. Над входом в церковь
возвышалась колокольня, но она, как и глава храма, к настоящему времени
разрушена. Наружные стены храма украшают крупные профилированные
кокошники над большими полуциркулярными окнами. А карниз куба
представляет собой зубчатый пояс из лекального кирпича. На колокольне Богоявленской церкви в прежние времена имелся древний колокол весом
пять пудов, с надписью латинскими буквами и датой отливки – 1642 год.
Но, к сожалению, он утрачен. Церковь закрыли в середине 1920-х годов, в советские времена в ней располагался зерновой склад.
В окрестностях Чигироба также находили клады. Так, в одном кладе,
закопанном в XII веке, обнаружились киевский серебряный слиток весом
около 1,4 кг, обломок сосуда с арабской вязью и заготовка для чеканки
монет с китайскими иероглифами.
Продолжим наш путь и отправимся далее в деревню Дуброва. В настоящее
время прямая дорога из села Чигироб на деревни Дуброва и Кузнецова (как
раньше проходил Чердынский тракт) заброшена, и проехать по ней можно
только на внедорожнике.
Первое упоминание в письменных источниках о деревне Дуброва относится
к 1579 году, тогда здесь стоял починок (небольшое новое поселение)
Гарь. В 1647 году Дуброва значится уже погостом (селом). Первый
деревянный храм здесь построен в 1628 году. Этот факт уже давно вызывает
удивление у исследователей, поскольку постройка храма очень
обременительна для прихожан в материальном отношении. Есть мысль, что
православная церковь пошла первоначально на уступку: строится храм в
центре небольшого села, однако вместе с тем священники разрешили
язычникам устроить свое культовое место на окраине – в поле, в стороне
от деревни, была построена часовня. Так появилось поле Балванское (от
названия языческих богов – болванов).
Сегодня на месте бывшего села на пригорке одиноко стоит церковь
Дмитрия Солунского. Строилась она в 1773 году (одновременно с церковью в
селе Чигироб) благодаря жителю д. Кузнецова Архипа Ивановича
Селиванова. Церковь Дмитрия Солунского – единственная в северном
Прикамье посвящена покровителю воинов и князей Дмитрию Солунскому. Она
имеет небольшие по размерам храмовую часть, трапезную и алтарную апсиду,
соединенные по одной оси одноарочными проемами и перекрытыми сомкнутыми
сводами. В то же время колокольня отличается значительной высотой. Над
ее стройным объемом с высоким ярусом звона вознесен шпиль с маленькой
главкой и крестом. Храм увенчан одной главой с красивым железным
крестом, фигурные концы которого украшены сложным растительным
орнаментом. На нем указан год изготовления – 1773.
Стоит также отметить, что в начале XVII века семь деревень этого
района назывались Дубравами. Чтобы их различать, к общему названию
добавляли имя первопоселенца: были Сергиевская, Вакорина, Лукинская,
Денисова, Злыгостева, Фотиевская, Пеняхинская Дубравы. Северные Дубравы —
это рощи не из дубовых зарослей, а из осины и березняка. Впоследствии
общее название деревень осталось только за главным поселением округи —
погостом, селом.
В настоящее время в деревне довольно много ухоженных домов, однако постоянно здесь никто не проживает. От деревень Дуброва и Кузнецова далее старый Чердынский тракт шел в направлении села Губдор, но это уже совсем другая история.
Автор: Анастасия Пыхтеева
Использованные источники информации:
Геннадий Бординских. Соликамский район. Путеводитель по историческим местам. 2010 г., - 146 с.
Бординских, Г. А. На перекрестках времен и дорог. Соликамский район :
история и современность / Г. А. Бординских, Н. В. Федосеев, Ю. С. Чирков.
- Пермь : Пермское кн. изд-во, 2004. - 244 с. : ил.
Бординских, Г. А. Соликамский район :
путеводитель по историческим местам / Г. А. Бординских. - Пермь : Астер,
2010. - 145 с. : ил.