Константин
Павлович Ротов, советский художник-график, карикатурист, иллюстратор
многих известных книг, в том числе: «Приключения капитана Врунгеля»,
«Старик Хоттабыч», «Дядя Степа», «Три поросёнка», «Золотой телёнок» и
многих других, художник журнала «Крокодил».
Ротов
Константин Павлович родился 19 февраля (4 марта) 1902 года в городе
Ростове-на-Дону в семье донского казака. Окончил Ростовское
художественное училище. Уже
в 1916 г первые его карикатуры были напечатаны в петроградском журнале
«Бич». Ещё до установления Советской власти на Дону рисунки Константина
Ротова печатались в журнале «Донская волна» и газете «Ростовская речь». С
1920 года, после установления Советской власти на Дону, начал работать в
ростовских Дон-РОСТА, Политпросвете, ростовском отделении Госиздата. В
1921 году был принят в Петроградскую Академию на графический факультет
но как написал сам Ротов в своей автобиографии «не учился, так как в ту
пору среди преподавателей Академии преобладали непонятные и чуждые мне
формалистические направления».
В
1921 году Ротов перебирается в Москву. С 1922 по 1940 годы работал в
журнале «Крокодил». В те же годы печатался во многих журналах и газетах:
«Правда», «Рабочая газета», «Комсомольская правда», «Гудок»,
«Прожектор», «Огонек», «Смехач», «30 дней», «Лапоть» и др.
В 1939 году по эскизу Константина Ротова создавалось панно для Советского павильона на Нью-Йоркской выставке.
Константин
Павлович создал иллюстрации к книгам: Самуил Маршак — «Про гиппопотама»,
1958; Ильф и Петров — «Золотой телёнок», 1931; Агния Барто — «Дом переехал»,
1938; Андрей Некрасов — «Приключения капитана Врунгеля», 1939; Лазарь
Лагин — «Старик Хоттабыч», 1940; Сергей Михалков — «Дядя Степа», 1957;
Сергей Михалков — «Три поросёнка», 1958; Валентин Катаев — «Белеет парус
одинокий», и ко многим другим. С
июня 1940 года начинается самая тяжелая и трагическая часть биографии
Константина Ротова, он был арестован и приговорен к 8 годам
исправительно-трудовых лагерей и пробыл там до 4 января 1948 года. В первые дни войны Ротова отправляют в Саратовскую пересыльную
тюрьму, где он сутки просидел с Николаем Ивановичем Вавиловым, часами
слушая его рассказы о дальних путешествиях, о замечательных открытиях
ученых… Ротов всегда вспоминал этот эпизод с благодарностью
и восхищением.
Из Саратова предстоял тяжелый путь на Север, в далекий Соликамск, Усольлаг…
Друзья Константина Павловича узнают о том, что он отбывает свое заключение на Каме, только в 1943 году.
В лагере Ротову удалось устроиться художником, он возглавлял
художественную мастерскую. Чего только не делали в этой мастерской.
Наглядную агитацию для лагеря, писали копии известных картин. Особенной
популярностью пользовались Шишкин и Айвазовский. Картины эти продавались
в Перми. Оформляли Пермскую сельскохозяйственную выставку, выпускали
роскошные альбомы по докладам Сталина. Также в лагере было налажено производство детских игрушек. Делали
игрушки из папье-маше по эскизам Ротова. Это были зайчики, петушки,
медведи, веселые и грустые, хитрые и простодушные.Основным же плюсом этих мастерских было то, что они давали возможность
людям выжить в отличие от тех, кто работал на лесоповале.
Обаяние этого человека распространилось даже на охранников. Известно,
что майор лагеря очень хорошо относился к Ротову и в 1943 году даже
приезжал в Москву в редакцию журнала «Крокодил» передать всем приветы
от Кости и просил у художников краски и кисти для него. Ротов работал
в клубе и очень нуждался в материалах. Не было красок, кисти он делал
сам из конского волоса.
Лагерное начальство относилось к Ротову уважительно. Несколько раз
его даже выводили из зоны на этюды. Правда, в сопровождении двух
вооруженных конвоиров. Но лагерь – это лагерь... В лагере больше всего Ротова угнетало сознание того, что друзья
и коллеги могут подумать, что он и в самом деле в чем-то виновен. В июле
1943 года к нему в Соликамск приезжал на свидание художник Николай
Соколов. Человек, стремящийся жить полно и с увлечением в любых условиях,
в лагере Ротов продолжает рисовать: делает серию акварелей, посвященных
Великой Отечественной войне. Работы эти обратили на себя внимание
посетившего в то время лагерь зам. наркома МГБ Сорокина, который забрал
их с собой в Москву. К сожалению, местонахождение этих работ неизвестно.
Авторские копии этих работ были сделаны для Соликамского Парткабинета
МВД. Кроме того, Ротов оформляет клуб МВД, выполняет множество
живописных и графических работ для Соликамского краеведческого музея на которых передал не только суровость и величие северной
природы, но и настроение царящее среди заключенных ГУЛага.
Часть
своих полотен художник написал для своих друзей-заключенных. Одна из
них, узница АЛЖИРа, а затем отбывающая ссылку вместе с Ротовым в
Соликамске, Филимонова Ольга Ивановна (1905—1987)- впоследствии
Заслуженный Врач Республики, награжденная в том числе орденом Ленина
писала о Ротове: «…корни его таланта находили чистую воду даже в
ядовитой почве тюремно-лагерной безысходности, замешанной на крови
миллионов людей, принесенных в жертву во имя великого Сталина».
4
января 1948 года Ротов был освобождён без права проживания в ста
городах страны. Жил в городе Кимры, Тверской области. Но уже в декабре
1948 года без предъявления обвинений был отправлен на пожизненное
поселение в посёлок Северо-Енисейский, Красноярского края, где работал
художником в рабочем клубе.
В 1954 Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала Ротова с формулировкой «проведенным дополнительным
расследованием опровергнуто обвинение Ротова в том, что в 1934 году им
была изготовлена карикатура антисоветского характера. < … >
карикатура, которая рассматривается как антисоветская, в
действительности не является таковой.»
После освобождения возвратился в Москву, работал в журнале «Крокодил», в детских журналах «Веселые картинки» и «Юный техник».
В 2009 году в память о Константине Ротове в Государственном Литературном музее проводилась персональная выставка его работ.
Источник:
http://www.voopiik-don.ru/main/2009-06-01-10-23-39/99-2010-09-01-12-59-19/2240-2012-03-02-05-53-21 http://urokiistorii.ru/node/52377
https://59.ru/text/culture/2022/01/11/70367321/
Литература: Семянников, В. В. Художественная мастерская в Соликамском лагере / В. В. Семянников //
Искусство Перми в культурном пространстве России. Век ХХ. (275-летию
Перми) : исследования и материалы. – Пермь, 2000. – С. 309-315.
|