16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 5
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Культура

Страницы театральной летописи Соликамска
02.12.2019, 16:17
отрывок из статьи "Страницы театральной летописи Соликамска"
Авт.- сост.: Т. Буякова

Историю театральной деятельности в Соликамске нужно вести с 1884 года – утверждает в своей Энциклопедии Г.А. Бординских, т.к. именно в это время появились первые заметки в печати. И с этим, наверное, можно согласиться.

Так в 1884 году в газете «Екатеринбургская неделя» в рубрике «Корреспонденции» автор статьи Amicus из Соликамска писал:

«Соликамск по части общественных удовольствий далеко отстал от своей соседки Чердыни; она живет во всю ширь: клуб, спектакли, концерты, публичные лекции… Все наши общественные удовольствия ограничиваются устройством вечеров с танцами, картами и выпивкой. Наконец, после долгих соглашений, - сообщается в заметке, - любители 16 апреля дали спектакль в пользу общественной библиотеки». Была показана пьеса А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» и водевиль «Соль супружества». В итоге «публика осталась довольна спектаклем, и любители предполагают дать еще несколько спектаклей, и теперь идет выбор пьесы для второго спектакля».


В августе в той же газете дана рецензия господина Н. Седых на спектакль А.Н. Островского и Н. Соловьева «Светит да не греет»:

«Обходя молчанием прошлые представления, которых я не видел лично. Оставляя без внимания внешние условия игры – маловместимость земской залы, занимаемой на время театральных представлений, дороговизну цен, совершенно понятную при существующем помещении, - замечу несколько о последней игре любителей, бывшей 15 июля…»

В статье автор отмечает «увлекательную» игру Е.П. Серебренниковой и С.Ф. Шимкевич, благодаря которым драма имела «очень порядочный успех». Но не смотря на успех, Н. Седых все-таки слегка критикует игру исполнительниц и  невысоко оценивает игру остальных участников спектакля.

«Большинство из них вдавалось или в ненужный трагизм, или в легко достижимый комизм исполнения – удел общий для всех начинающих молодых людей, любителей театральной сцены…» - писал автор статьи.

Роль помещицы А.В. Реневой в этом спектакле сыграла Евгения Павловна Серебренникова - одна из первых в России женщин-врачей, основатель глазной помощи на Урале.

О её деятельности в Соликамске в том же номере газеты повествует А.В. Соколов: «В нашем городе вот уже около двух месяцев временно проживает женщина-врач Евгения Павловна Серебренникова. Занимаясь специально глазными болезнями, она быстро приобрела здесь себе громадную амбулаторию глазных больных и (приобрела её) не без основания… Все больные (большая часть люди бедные и даже нищие) благословляют теперь судьбу за такое неожиданное для них счастье!».

По какой причине Е. Серебренникова оказалась в нашем городе так и не удалось выяснить, но Г.А. Бординских в очерке о соликамском здравоохранении писал: «К тому же летом 1884 и 1985 гг. по случаю поездки Е.А. Пьянкова (зав. соликамской больницей) на II губернский съезд врачей и командировок для ликвидации эпидемий, заведовал больницей временно проживающий в Соликамске вольнопрактикующий врач П.Н. Серебренников. Вместе с ним работала его жена Е.П. Серебренникова».

 
Небольшая ремарка о Е.П. Серебренниковой.

С 1885 года работала в губернской Александровской земской больнице (ныне Пермская областная клиническая больница). В 1886 году по её инициативе при этой больнице открылось первое в России глазное отделение среди земских больниц, которое она и возглавила. За 11 лет работы в Перми она приняла более 30 тысяч больных и провела более 6 тыс. глазных операций.

В октябре 1884 г. «Екатеринбургская неделя» поместила статью Amicusa, который писал, что после первого спектакля – пьесы Островского «В чужом пиру похмелье», были поставлены такие пьесы, как «Доходное место», «Свети, да не греет», «Женитьба Белугина» и водевили «Не зная броду, не суйся в воду», «Легко отделался», «Угнетенная невинность». Постановки таких пьес, - пишет автор, – ясно говорят, что кружок любителей отнесся к делу серьезно и поставил себе задачею знакомить публику с лучшими сценическими произведениями. Шумными аплодисментами и вызовом играющих, публика хотя отчасти вознаградила любителей за труд и время, употребленное ими на изучение и разработку пьес.

По-видимому, деятельность самодеятельных артистов развивалась успешно, т.к. через 11 лет в 1895 году заместитель министра внутренних дел утвердил устав Соликамского кружка любителей драматического искусства.

В городе открывались культурно-просветительные учреждения, например, народные дома. В них действовали народные театры, кружки самодеятельности.

Популярность театра в Соликамске была настолько велика, что в 1914 г., - пишет Г.А. Бординских, - перед земством был поставлен вопрос о выделении средств на создание небольших народных театров.


Источник:
https://viki813.wixsite.com/kraeved-sol/otkrytaya-kniga

Литература:
  • Богданов, М. Соликамск начала ХХ века / М. Богданов, В. Штибен. - Соликамск, 2019. - 176 с. : ил.
Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 338 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]