отрывок из статьи "Страницы театральной летописи Соликамска"
Историю театральной деятельности в
Соликамске нужно вести с 1884 года – утверждает в своей Энциклопедии Г.А.
Бординских, т.к. именно в это время появились первые заметки в печати. И с
этим, наверное, можно согласиться.
Так
в 1884 году в газете «Екатеринбургская неделя» в рубрике «Корреспонденции»
автор статьи Amicus из Соликамска писал:
«Соликамск по части общественных удовольствий
далеко отстал от своей соседки Чердыни; она живет во всю ширь: клуб, спектакли,
концерты, публичные лекции… Все наши общественные удовольствия ограничиваются устройством
вечеров с танцами, картами и выпивкой. Наконец, после долгих соглашений, -
сообщается в заметке, - любители 16 апреля дали спектакль в пользу общественной
библиотеки». Была показана пьеса А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» и
водевиль «Соль супружества». В итоге «публика осталась довольна спектаклем, и любители
предполагают дать еще несколько спектаклей, и теперь идет выбор пьесы для
второго спектакля».
В
августе в той же газете дана рецензия господина Н. Седых на спектакль А.Н.
Островского и Н. Соловьева «Светит да не греет»:
«Обходя молчанием прошлые представления, которых я не видел лично.
Оставляя без внимания внешние условия игры – маловместимость земской залы,
занимаемой на время театральных представлений, дороговизну цен, совершенно
понятную при существующем помещении, - замечу несколько о последней игре
любителей, бывшей 15 июля…»
В статье автор отмечает «увлекательную» игру Е.П.
Серебренниковой и С.Ф. Шимкевич, благодаря которым драма имела «очень
порядочный успех». Но не смотря на успех, Н. Седых все-таки слегка критикует
игру исполнительниц и невысоко оценивает игру остальных участников
спектакля.
«Большинство из них вдавалось
или в ненужный трагизм, или в легко достижимый комизм исполнения – удел общий
для всех начинающих молодых людей, любителей театральной сцены…» - писал автор статьи.
Роль помещицы А.В. Реневой в этом спектакле сыграла Евгения
Павловна Серебренникова - одна из первых в России женщин-врачей, основатель
глазной помощи на Урале.
О её деятельности в Соликамске в том же номере газеты повествует
А.В. Соколов: «В нашем городе вот уже
около двух месяцев временно проживает женщина-врач Евгения Павловна
Серебренникова. Занимаясь специально глазными болезнями, она быстро приобрела
здесь себе громадную амбулаторию глазных больных и (приобрела её) не без
основания… Все больные (большая часть люди бедные и даже нищие) благословляют
теперь судьбу за такое неожиданное для них счастье!».
По какой причине Е.
Серебренникова оказалась в нашем городе так и не удалось выяснить, но Г.А. Бординских в очерке о соликамском
здравоохранении писал: «К тому же летом
1884 и 1985 гг. по случаю поездки Е.А. Пьянкова (зав. соликамской больницей) на
II губернский съезд врачей и командировок для ликвидации эпидемий, заведовал больницей
временно проживающий в Соликамске вольнопрактикующий врач П.Н. Серебренников.
Вместе с ним работала его жена Е.П. Серебренникова». Небольшая ремарка о
Е.П. Серебренниковой.
С 1885 года работала в губернской Александровской
земской больнице (ныне Пермская областная клиническая больница). В 1886 году по
её инициативе при этой больнице открылось первое в России глазное
отделение среди земских больниц, которое она и возглавила. За 11 лет работы в
Перми она приняла более 30 тысяч больных и провела более 6 тыс. глазных
операций.
В октябре 1884 г. «Екатеринбургская неделя» поместила статью Amicusa, который писал, что после первого
спектакля – пьесы Островского «В чужом пиру похмелье», были поставлены такие
пьесы, как «Доходное место», «Свети, да не греет», «Женитьба Белугина» и
водевили «Не зная броду, не суйся в воду», «Легко отделался», «Угнетенная
невинность». Постановки таких пьес, - пишет автор, – ясно говорят, что кружок
любителей отнесся к делу серьезно и поставил себе задачею знакомить публику с
лучшими сценическими произведениями. Шумными аплодисментами и вызовом играющих,
публика хотя отчасти вознаградила любителей за труд и время, употребленное ими
на изучение и разработку пьес.
По-видимому, деятельность
самодеятельных артистов развивалась успешно, т.к. через 11 лет в 1895 году заместитель
министра внутренних дел утвердил устав Соликамского кружка любителей
драматического искусства.
В городе открывались
культурно-просветительные учреждения, например, народные дома. В них
действовали народные театры, кружки самодеятельности.
Популярность театра в
Соликамске была настолько велика, что в 1914 г., - пишет Г.А. Бординских, -
перед земством был поставлен вопрос о выделении средств на создание небольших
народных театров.
Источник:
https://viki813.wixsite.com/kraeved-sol/otkrytaya-kniga
Литература: - Богданов, М. Соликамск начала ХХ века / М. Богданов, В. Штибен. - Соликамск, 2019. - 176 с. : ил.
|