Книгу "Тайны истории Перми Великой" Геннадия Александровича Бординских стоит иметь в своей домашней библиотеке.
Она посвящена малоизвестным или малоисследованным страницам истории
Верхнего Прикамья (Перми Великой). Автор широко использовал научную и
научно-популярную литературу, привлек материалы собственных
исследований, сведения из архивов, археологических экспедиций. Ряд
вопросов — Вишерские заводы, местонахождение городка Покчи, события 1547
года, подробности о великопермских князьях и оксах, о народе ераны и
др. — с такой полнотой освещаются впервые. В целом у автора получилась
интересная научно-популярная книга краеведческого плана, одна из тех,
которые в наше коммерческое время, к сожалению, уже почти никто не
пишет. И вряд ли кто в ближайшем будущем возьмется за такую работу.
Рассказ семнадцатый. ТАЙНА ПОДЗЕМЕЛИЙ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ
Средневековые
крепости и замки в нашем воображении всегда связаны с жаркими битвами,
осадами, потайными подвалами и подземными ходами. И, естественно,
возникает вопрос: были ли тайные подземные ходы в Верхнем Прикамье и
когда их строили? Самое раннее письменное упоминание о таком ходе - в
донесении дьяка Морозова в 1614 году: "В Перми город Чердынь деревянный,
а на городе шесть башен, а мосты и обламы на городе и на башнях сгнили и
кровли обвалились, а у города четверы ворота, да тайник завалился". В
1623 году при описании Соликамской крепости М.Ф. Кайсаров среди прочего
указал: "да у тое Наугольные башни тайник из-под городовые стены к речке
Усолке".
Тайниками,
которые в те времена были обязательной принадлежностью крепостей,
называли подземные ходы, заканчивавшиеся колодцами. То есть были это
потайные водозаборные устройства и сооружения. Понятно, что без воды из
тайников ни одна крепость, особенно деревянная, не могла бы выдержать
более или менее длительную осаду.
В
Чердыни подземный ход был, вероятнее всего, построен в 1535 году, когда
московским дьяком С.Д. Курчевым на Троицком холме сооружалась новая
крепость. О том, что в ней был тайник, можно было догадаться и не читая
донесений. Все шесть башен чердынского кремля имели свои названия:
Спасская, Средняя, Княжья, Глухая, Наугольная и Тайницкая -расположенная
над тайником. Как и крепость, тайник был сооружен целиком на дерева - и
крепление, и обшивка, и лестничный спуск. Даже если бы всё это было
сделано из лиственницы, то в условиях Доступа воздуха и повышенной
влажности её хватило бы не более чем на пол века. Так и получилось:
построили тайник в 1535 г., а к началу XVII столетия он стал
обваливаться.
Чердынскую
крепость несколько раз ремонтировали, но подземный ход больше не
восстанавливали. И всё же он не исчез совершенно бесследно. После того,
как он обвалился, на склоне холма появилась глубокая выемка. В эту
борозду местные жители долгое время сваливали мусор, и теперь хорошо
видна неширокая полоса яркой зелени, сбегающая с вершины холма к реке
Колве - нестирающийся след древнего подземного лаза, отпечаток истории,
посланец далёкой эпохи, свидетель многих интересных событий.
В
Верхнем Прикамье негласное первенство по подземным ходам держит
Соликамск. О тайнике Соликамской крепости уже упоминалось. И в том же
описании М. Кайсарова есть ещё интересная строка: "Да в городе же погреб
пушечных запасов с выходом". А выходами в то время называли то, что мы
сегодня и понимаем буквально под словом "подземный ход. В пороховом
погребе было начало хода, но куда же он уходил? В переписи об этом
ничего не сказано. Или М. Кайсаров не ставил такой цели, или же выход
был ещё в нормальном состояния В 1672 году крепость сгорела.
Восстанавливать её не стали, и про подземные ходы забыли, но они о себе
напоминали. Во второй полоняне XIX века рядом с крепостным ходом
произошёл провал, который, вероятно, явился следом "выхода" из бывшего
погреба пушечных запасов.
Но
Соликамск известен не этими подземными ходами, а более поздними. Поиски
их начались ещё в 70-е годы XVII столетия. При воеводе А.Б. Борисове
посадские люди в 10-12 метрах от Соборной колокольни раскопали провал и
на глубине около трёх с половиной метров нашли каменный свод. Опасаясь
за сохранность колокольни, воевода запретил продолжение работ. Этот же
провал возобновился в начале XIX века. Такие же каменные своды в то
время были обнаружены под домом воеводы /в XIX и начале XX века он
назывался домом Плотникова/ и против алтаря Воскресенской церкви.
Протоирей впервые собрал разнообразные устные предания о подземных
ходах. Один ход, по преданию, шёл от Троицкого Собора в гору, а другой к
Спасской церкви. Эта работа так заинтересовала протоирея, что он решил
провести раскопки. Нашёл десять заинтересованных купцов и мещан,
заручился поддержкой городского головы. Было составлено прошение на имя
пермского губернатора о разрешении провести поиски подземных ходов у
Соборной колокольни и дома Плотникова. Прошение от губернатора
переправили к министру внутренних дел, который одобрил начинание
соликамских жителей. Осень 1838 и лето 1839 гг. ушли на раскопки.
История этих поисков хорошо известна по двум причинам. Во-первых, вся
переписка соликамцев с губернатором и министром оказалась в архиве, а,
во-вторых, находившийся тогда в городе писатель П.И. Мельников-Печерский
всё увиденное записал в дневник.
В
глубине вырытых ям виднелись настоящие сокровища - остатки древних
деревянных срубов, части фундаментов. Но на них никто не обращал
внимания. Писателю рассказали, что ищут знаменитые подземные ходы, где
во время нападений татар, башкир и вогул жители спасались вместе с
имуществом, а богачи прятали свои драгоценности. Однако, результат
раскопок оказался неутешительным. В обоих раскопах следов подземных
ходов не нашли.
В
начале нашего столетия к проблеме тайных ходов Соликамска обратился А.
Слупский, внимательно изучивший документы Ф. Любимова. В ходе расспросов
многих очевидцев провалов и раскопок он записал предание о трёх
подземных ходах от воеводского дома - к реке Усолке, к Богоявленской
церкви и к дому Любимова, бывшей приказной избе. По преданию, первый ход
опускался под русло Усолки и тянулся к медеплавильному Троицкому
заводу, где ныне микрорайон Карналитово. Другой ход шёл в сторону
"Кашкинского леса" на южной окраине города. Подтверждением этого
направления Слупский считал провалы у Богоявленской церкви, в
"Турчаниновском саду" и на Пермской улице.
После
А. Слупского к истории подземных ходов обращались ещё многие
исследователи. В 1930-е годы - Д.А. Удимов, в 1968 году - архитектор
Г.Д. Канторович. В 1368 г. в Свердловске издана книга В.М. Слукина
"Тайна уральских подземелий". В одной из глав, "Палаты прикамских
цитаделей", автор описывает и соликамские подземные ходы. Вероятно, он
писал эту часть только по литературным источникам, никак не согласуя эти
данные с топографией местности, и, к сожалению, допустил немало
фактологических неточностей.
Занимаясь
несколько лет проблемой подземных ходов, я сопоставил известные,
опубликование в литературе факты с фактами, найденными в архивах и
полученными от информаторов. В результате у меня получилось своя версия о
времени строительства ходов и о месте их нахождения.
Обработка
прежних и вновь собранных материалов показала, что подземные ходы
соединяли все основные каменные здания Соликамска: дом воеводы,
приказную избу, Богоявленскую церковь, Троицкий Собор, Соборную
колокольню. Строились они на рубеже XVII-XVIII вв., вероятно, по
инициативе одного из воевод. Подземные ходы к Талицкому заводу, к
Кашкину лесу от дома воеводы, от Собора на южную окраину города и к
Спасский церкви могу назвать пока не более чем "легендарными".
Когда
я начинал заниматься историей подземных ходов, то считал ,что А.
Слупский прав, связывая провалы в "Турчаниновском саду" и на б. Пермской
улице с ходами, идущими от Богоявленской церкви к Кашкину лесу. Но с
накоплением материала моя точка зрения изменилась. Судите сами: новые
каменные здания на своей усадьбе А.Ф. Турчанинов возводит во второй
половине XVIII века. Своды подземелий выложены из кирпичей времён
правления Екатерины Второй /1762-1796 гг./. Допустить, что ходы в
центральной части города возводились в это же время, мы не можем, так
как к 70-м гг. они там местами пришли уже в негодность. И ещё одно
обстоятельство позволило убедиться в правильности этой точки зрения.
Турчанино-ву принадлежал ещё Сысертский завод. И здесь в 1769 г. он
начал возводить себе усадьбу практически одновременно о Соликамском.
Вслед за ней были построены контора завода, Собор. По отдельным фактам
удалось установить, что все основные здания, где мог быть хозяин,
соединялись друг с другом подземными ходами и даже, как пишет В. Слукин,
от заводской конторы шёл ход до территории завода, в одном месте при
этом проходя под руслом реки. Кстати, такую же схему подземных ходов В.
Слукин выявил ещё в нескольких горных заводах: Добрянском, Лысьвенском,
Верхнетагильском, Кыштымском и других. Нередко, как он отмечает, кроме
ходов, объединяющих основные здания, строился ещё один, ведущий
куда-нибудь в потайное место. В Кыштыме - к пруду, в Верхнем Тагиле - к
поросшей лесом горе. Народное предание гласит, что сысертские подземелья
строил Турчанинову специально приглашённый англичанин. Не этот ли
англичанин возводил подземные ходы в Соликамске? Время постройки ходов
совпадает, протяжённость их также сопоставима.
В
соликамской усадьбе Турчанинова подземный ход соединял два жилых дома
усадьбы и, оставляя в стороне небольшой служебный корпус, через сад шёл в
Каменный лог. Берега этого лога стали застраиваться только во второй
половине XIX века, а столетием раньше здесь по крутым склонам были
глухие заросли. Там можно было легко скрыться. Неродные предания
рассказывают, что во время набегов жители, спасаясь от неприятеля,
бежали прятаться в первую очередь в Каменный лог. Восточный отрог
Каменного лога, куда выходил "турчаниновский" ход, назывался Кашкинским
логом или лесом.
Не
таким уж легендарным теперь видится ход к Талицкому заводу. И шёл он,
вероятнее всего, не от дома воеводы, а от усадьбы Турчанинова. Косвенное
подтверждение существования этого ходя совершенно случайно мне удалось
найти в статье Н.Н. Новокрещенных "Археологические исследования в
западной части Пермской Губернии. Дневник раскопок и разведок",
опубликованной в четвертом выпуске "Трудов Пермской ученой архивной
комиссии". Для осмотра месторасположения чудских могил 24 июня 1896 года
археолог совершил поездку в д. Зырянову /бывший Талицкий завод, ныне
микрорайон Карналитово/ в сопровождении 94-летнего старика Д.П.
Иртегова.
Провожатый
показал Новокрещенных ямы, где, якобы, жила чудь, но они оказались
углевыжигательными ямами. Во многих других окрестных ямах, по словам
Иртегова, прятались разбойники, а в некоторых ямах во времена
Турчанинова добывали огнеупорную глину. Что мог принять старик Иртегов
за ямы с огнеупорной глиной? Не обвал ли кирпичного свода? Ход проходил
по краю болота, то есть по явно сырому месту. Любой кирпич во влажной
среде размокает и полностью или частично превращается в
красно-коричневую массу. Конечно, это место требует основательной
археологической разведки.
Казалось
бы, в истории соликамских подземелий можно ставить точку. Но вне поля
нашего зрения остались монастыри. А, ведь, редкий монастырь, как и
средневековый город, не имел своего тайного продолжения под землёй.
Найдены такие ходы в Далматовском и Николаевском Верхотурском
монастырях. Да что искать примеры за горами? Недалеко от Соликамска на
правом берегу Камы стоит село Пыскор. Там с XVI по ХVIII века находился
Пыскорский монастырь. 26 апреля 1915 года здесь был обнаружен подземный
ход. Решено было исследовать его. Работами по расчистке хода руководили
профессор Богословской и горный инженер Клоков. Материалы этих
исследований регулярно печатали "Пермские епархиальные ведомости". Кроме
этого подземного хода длиною почти 65 метров, разветвляющегося в конце
на три направления, была обследована и поверхность горы, на которой
стоял когда-то монастырь. Как показало вскрытие фундаментов главного
Собора монастыря, он имел глубокие подвалы, особенно в подалтарной
части. Из этих подвалов и шёл, вероятно, ход в лабиринт под горой. На
поверхности было зафиксировано много провалов правильной формы.
В
самом Соликамске в разное время было три монастыря. Самый старый -
Вознесенский, располагавшийся на западной окраине города. Он дважды
закрывался, дважды менял своё название, но всё же под именем Троицкого
Истобенского дожил до 1928 года. Что же нам известно о его подземельях?
Сохранились легенды о том, что он, якобы, соединялся ходами с женским
монастырём на восточной окраине города или с Красно-сельским монастырём.
В. Слукин, собиравший сведения о подземных ходах во многих городах,
обратил внимание исследователей на тот факт, что меньше всего сведений и
устных преданий, да ещё и очень неточных, имеется о монастырских
подземельях. В Соликамске легенды о ходах, соединяющих монастыри, мы
можем считать тоже не более, чем вымыслом. Но утверждать, что в
Вознесенском монастыре тайных подземелий вовсе не было, мы тоже не
будем. В этом монастыре на исправлении два года пробыл известный русский
писатель Ф.М. Решетников. У него есть сведения о помещениях для
наказания монахов, но били ли это подземелья, можно только предполагать.
Преображенский
женский монастырь, возникший в ХVII веке и просуществовавший всего одно
столетие, располагался на восточной окраине города. Каких-либо преданий
о его ходах нет. Но в 1985 году во время земляных работ между церквями
был обнаружен провал, причём были видны остатки каменных ступеней.
Помните о провалах у Богоявленской церкви? Они указывали направление на
восток, в этом направлении в ХVIII веке стояло всего два каменных здания
- церкви Приображениского монастыря.
И
еще один монастырь в Соликамске был открыт в 90-е годы прошлого
столетия в селе Красном. Кроме упомянутого выше предания о его подземной
связи с Вознесенским монастырем есть еще одно, рассказывающее о
подземелье с монастырскими сокровищами. Но есть и более достоверные
сведения. В 50-е годы нашего столетия в микрорайоне Красном внезапно
провалился грунт, образовалась яма. Провал открыл большое подземное
помещение, выложенное красным кирпичом. В помещение вели
полуобвалившиеся туннели. Один, вероятно, шёл к стоящей неподалеку
церкви Иоана Предтечи, а другой /или другие/ к зданиям, принадлежавшим
вначале Г. Демидову, а потом Турчаниновым. Схема расположения подземных
ходов у этих семей мало отличается друг от друга. Может быть, здесь
приложили руку оба семейства. С 1730 по 1761 год село Красное
принадлежало Григорию Демидову. После его смерти перешло по наследству к
его сыну Александру. В 1772 г. он продал его Алексею Турчанинову. После
смерти А. Турчанинова в 1767 г. начинается раздел его соликамского
имения между наследниками, который длился до 1824 года. То есть ходы
могли быть построены с 1730 по 1767 год.
Вот
и всё о соликамских подземных ходах. А сейчас вернёмся к Пыскору. Ещё
до монастыря здесь в 1558 году Строгановыми был построен городок Канкор,
и некоторые исследователи связывают создание ходов со строительством
крепости. Так, в частности, считает В.А. Шмыров. В своей работе "Города
Верхнекамья в XV - начале ХVIII веков" он пишет, что "Канкор имел все
атрибуты средневекового города: крепость рубленую городнями и даже
подземный ход, случайно открытый в 1915 году". Предположение достаточно
правдоподобное. И в Чердыни, чуть раньше, - в 1535 году, и в Соликамске,
чуть позже, - в 1573 г. при строительстве крепостей сооружали подземные
ходы. Почему их не могло быть в Канкоре? Тем более, что в других
поселениях, основанных Строгановыми в XVI-XVII вв., подземные ходы
находят. Пыскор переводится с коми-пермяцкого языка как город
/укрепленное поселение/ с подземным ходом. Как могло возникнуть такое
название на местном языке, соли до прихода русского населения и до
строительства здесь Строгановыми крепости не было никакого подземного
хода?
О
строительстве в Перми Великой до XVI века подземных ходов есть более
веские доказательства. В 1982 г. мне пришлось участвовать в раскопках в
с. Пянтег Чердынского района. В основном работы велись около деревянной
старой церкви и немного на Пянтежском городище. Экспедицией руководил
В.А. Оборин. Помню однажды, я спросил Владимира Антоновича, как же
обеспечивалось городище водой во время осады. Он показал на неглубокую
канавку, идущую от площадки городища до ближайшего ручья. Протяжённость
её была примерно метров 60-70. По мнению В.А. Оборина ход сооружали
просто: вырывали неглубокий ров, чтобы можно было по нему пройти
согнувшись, а, может быть, только и проползти, сверху укладывали жерди, и
всё это аккуратно покрывали дёрном для маскировки.
В
30-е гг. в дневниках сотрудника Соликамского музея, археолога Д.А.
Удимова при описании Эсперова городища отмечена находка "чудского
погреба", уходящего к Каме. Вполне возможно, что было обнаружено начало
хода, служившего для тайного выхода с городища на Каму во время осады. К
сожалению, проверить это сейчас невозможно. Часть площадки городища,
прилегающая к Каме, была подмыта и обрушилась в воду.
Подобные
же сведения о провале на Губинском городище есть в работе Г. Вологдина
"Из жизни Общества изучения Чердынского края". Н. Рычков, исследовавший
это городище в XVIII веке, считал его одним из главнейших в Перми
Великой.
Из
глубины веков дошли до нас предания, что на месте столицы вогульского
княжества Расим имелось подземелье внушительных размеров. Там можно было
укрыться на длительное время в случае нападения врагов. Возможно это
была карстовая пещера, а может быть и лабиринт, построенный руками
людей.
Всем
этим сведениям можно было бы и не придавать большого значения, но во
время раскопок Рождественского городища, обитаемого в IX - XV веках, в
1992 году найдены остатки подземного хода. Он начинался на площадке
городища в 40-50 метрах от его края и пологими ступеньками через толщу
глины и мергеля спускался к берегу Обвы. Возможно, ход заканчивался в
небольшом логу, поросшем маскировавшими выход кустами. Над входом в
подземный лабиринт на могучих столбах располагался навес. По мнению
автора раскопок А.М. Белавина, городище это - упоминаемый в арабских
географических сочинениях городок касаба Акикул. Конечно, древнее
Рождественское городище находилось южнее Перми Великой, но сам факт
существования здесь подземного хода подтверждает нашу гипотезу о
возможности их сооружения на древнейших городищах вообще. А теперь
подведём итоги.
Первые
подземные ходы в Перми Великой были построены ещё до прихода русского
населения - на родановских городищах. Затем в XVI веке они строились в
Чердыни, Соликамске, Канкоре и, возможно в Верхне-Чусовском городке.
В начале XVIII столетия идёт грандиозное строительство каменных подземелий в Соликамске.
Не
последнюю лепту в строительство подземных ходов внесли монастыри. И
последними в конце XVIII века оставили свой след в этой работе
Турчаниновы в Соликамске, Демидовы в с. Красном, Строгановы в Усолье. А,
может быть, еще и в высоких камских берегах есть рукотворные
подземелья, сохранившиеся от времен легендарных камских разбойников.
Источник: Бординских, Г. А. Тайны истории Перми Великой / Г.А. Бординских. - Соликамск: Соликамская типография, 1994. - 100 с. |