16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 104
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Архитектура

ТАЙНА ПОДЗЕМЕЛИЙ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ
30.04.2019, 11:24
Книгу "Тайны истории Перми Великой" Геннадия Александровича Бординских стоит иметь в своей домашней библиотеке.

Она посвящена малоизвестным или малоисследованным страницам истории Верхнего Прикамья (Перми Великой). Автор широко использовал научную и научно-популярную литературу, привлек материалы собственных исследований, сведения из архивов, археологических экспедиций. Ряд вопросов — Вишерские заводы, местонахождение городка Покчи, события 1547 года, подробности о великопермских князьях и оксах, о народе ераны и др. — с такой полнотой освещаются впервые. В целом у автора получилась интересная научно-популярная книга краеведческого плана, одна из тех, которые в наше коммерческое время, к сожалению, уже почти никто не пишет. И вряд ли кто в ближайшем будущем возьмется за такую работу.

Рассказ семнадцатый. ТАЙНА ПОДЗЕМЕЛИЙ ПЕРМИ ВЕЛИКОЙ

Средневековые крепости и замки в нашем воображении всегда связаны с жаркими битвами, осадами, потайными подвалами и подземными ходами. И, естественно, возникает вопрос: были ли тайные подземные ходы в Верхнем Прикамье и когда их строили? Самое раннее письменное упоминание о таком ходе - в донесении дьяка Морозова в 1614 году: "В Перми город Чердынь деревянный, а на городе шесть башен, а мосты и обламы на городе и на башнях сгнили и кровли обвалились, а у города четверы ворота, да тайник завалился". В 1623 году при описании Соликамской крепости М.Ф. Кайсаров среди прочего указал: "да у тое Наугольные башни тайник из-под городовые стены к речке Усолке".

Тайниками, которые в те времена были обязательной принадлежностью крепостей, называли подземные ходы, заканчивавшиеся колодцами. То есть были это потайные водозаборные устройства и сооружения. Понятно, что без воды из тайников ни одна крепость, особенно деревянная, не могла бы выдержать более или менее длительную осаду.

В Чердыни подземный ход был, вероятнее всего, построен в 1535 году, когда московским дьяком С.Д. Курчевым на Троицком холме сооружалась новая крепость. О том, что в ней был тайник, можно было догадаться и не читая донесений. Все шесть башен чердынского кремля имели свои названия: Спасская, Средняя, Княжья, Глухая, Наугольная и Тайницкая -расположенная над тайником. Как и крепость, тайник был сооружен целиком на дерева - и крепление, и обшивка, и лестничный спуск. Даже если бы всё это было сделано из лиственницы, то в условиях Доступа воздуха и повышенной влажности её хватило бы не более чем на пол века. Так и получилось: построили тайник в 1535 г., а к началу XVII столетия он стал обваливаться.

Чердынскую крепость несколько раз ремонтировали, но подземный ход больше не восстанавливали. И всё же он не исчез совершенно бесследно. После того, как он обвалился, на склоне холма появилась глубокая выемка. В эту борозду местные жители долгое время сваливали мусор, и теперь хорошо видна неширокая полоса яркой зелени, сбегающая с вершины холма к реке Колве - нестирающийся след древнего подземного лаза, отпечаток истории, посланец далёкой эпохи, свидетель многих интересных событий.



В Верхнем Прикамье негласное первенство по подземным ходам держит Соликамск. О тайнике Соликамской крепости уже упоминалось. И в том же описании М. Кайсарова есть ещё интересная строка: "Да в городе же погреб пушечных запасов с выходом". А выходами в то время называли то, что мы сегодня и понимаем буквально под словом "подземный ход. В пороховом погребе было начало хода, но куда же он уходил? В переписи об этом ничего не сказано. Или М. Кайсаров не ставил такой цели, или же выход был ещё в нормальном состояния В 1672 году крепость сгорела. Восстанавливать её не стали, и про подземные ходы забыли, но они о себе напоминали. Во второй полоняне XIX века рядом с крепостным ходом произошёл провал, который, вероятно, явился следом "выхода" из бывшего погреба пушечных запасов.



Но Соликамск известен не этими подземными ходами, а более поздними. Поиски их начались ещё в 70-е годы XVII столетия. При воеводе А.Б. Борисове посадские люди в 10-12 метрах от Соборной колокольни раскопали провал и на глубине около трёх с половиной метров нашли каменный свод. Опасаясь за сохранность колокольни, воевода запретил продолжение работ. Этот же провал возобновился в начале XIX века. Такие же каменные своды в то время были обнаружены под домом воеводы /в XIX и начале XX века он назывался домом Плотникова/ и против алтаря Воскресенской церкви. Протоирей впервые собрал разнообразные устные предания о подземных ходах. Один ход, по преданию, шёл от Троицкого Собора в гору, а другой к Спасской церкви. Эта работа так заинтересовала протоирея, что он решил провести раскопки. Нашёл десять заинтересованных купцов и мещан, заручился поддержкой городского головы. Было составлено прошение на имя пермского губернатора о разрешении провести поиски подземных ходов у Соборной колокольни и дома Плотникова. Прошение от губернатора переправили к министру внутренних дел, который одобрил начинание соликамских жителей. Осень 1838 и лето 1839 гг. ушли на раскопки. История этих поисков хорошо известна по двум причинам. Во-первых, вся переписка соликамцев с губернатором и министром оказалась в архиве, а, во-вторых, находившийся тогда в городе писатель П.И. Мельников-Печерский всё увиденное записал в дневник.

В глубине вырытых ям виднелись настоящие сокровища - остатки древних деревянных срубов, части фундаментов. Но на них никто не обращал внимания. Писателю рассказали, что ищут знаменитые подземные ходы, где во время нападений татар, башкир и вогул жители спасались вместе с имуществом, а богачи прятали свои драгоценности. Однако, результат раскопок оказался неутешительным. В обоих раскопах следов подземных ходов не нашли.

В начале нашего столетия к проблеме тайных ходов Соликамска обратился А. Слупский, внимательно изучивший документы Ф. Любимова. В ходе расспросов многих очевидцев провалов и раскопок он записал предание о трёх подземных ходах от воеводского дома - к реке Усолке, к Богоявленской церкви и к дому Любимова, бывшей приказной избе. По преданию, первый ход опускался под русло Усолки и тянулся к медеплавильному Троицкому заводу, где ныне микрорайон Карналитово. Другой ход шёл в сторону "Кашкинского леса" на южной окраине города. Подтверждением этого направления Слупский считал провалы у Богоявленской церкви, в "Турчаниновском саду" и на Пермской улице.

После А. Слупского к истории подземных ходов обращались ещё многие исследователи. В 1930-е годы - Д.А. Удимов, в 1968 году - архитектор Г.Д. Канторович. В 1368 г. в Свердловске издана книга В.М. Слукина "Тайна уральских подземелий". В одной из глав, "Палаты прикамских цитаделей", автор описывает и соликамские подземные ходы. Вероятно, он писал эту часть только по литературным источникам, никак не согласуя эти данные с топографией местности, и, к сожалению, допустил немало фактологических неточностей.

Занимаясь несколько лет проблемой подземных ходов, я сопоставил известные, опубликование в литературе факты с фактами, найденными в архивах и полученными от информаторов. В результате у меня получилось своя версия о времени строительства ходов и о месте их нахождения.



Обработка прежних и вновь собранных материалов показала, что подземные ходы соединяли все основные каменные здания Соликамска: дом воеводы, приказную избу, Богоявленскую церковь, Троицкий Собор, Соборную колокольню. Строились они на рубеже XVII-XVIII вв., вероятно, по инициативе одного из воевод. Подземные ходы к Талицкому заводу, к Кашкину лесу от дома воеводы, от Собора на южную окраину города и к Спасский церкви могу назвать пока не более чем "легендарными".

Когда я начинал заниматься историей подземных ходов, то считал ,что А. Слупский прав, связывая провалы в "Турчаниновском саду" и на б. Пермской улице с ходами, идущими от Богоявленской церкви к Кашкину лесу. Но с накоплением материала моя точка зрения изменилась. Судите сами: новые каменные здания на своей усадьбе А.Ф. Турчанинов возводит во второй половине XVIII века. Своды подземелий выложены из кирпичей времён правления Екатерины Второй /1762-1796 гг./. Допустить, что ходы в центральной части города возводились в это же время, мы не можем, так как к 70-м гг. они там местами пришли уже в негодность. И ещё одно обстоятельство позволило убедиться в правильности этой точки зрения. Турчанино-ву принадлежал ещё Сысертский завод. И здесь в 1769 г. он начал возводить себе усадьбу практически одновременно о Соликамском. Вслед за ней были построены контора завода, Собор. По отдельным фактам удалось установить, что все основные здания, где мог быть хозяин, соединялись друг с другом подземными ходами и даже, как пишет В. Слукин, от заводской конторы шёл ход до территории завода, в одном месте при этом проходя под руслом реки. Кстати, такую же схему подземных ходов В. Слукин выявил ещё в нескольких горных заводах: Добрянском, Лысьвенском, Верхнетагильском, Кыштымском и других. Нередко, как он отмечает, кроме ходов, объединяющих основные здания, строился ещё один, ведущий куда-нибудь в потайное место. В Кыштыме - к пруду, в Верхнем Тагиле - к поросшей лесом горе. Народное предание гласит, что сысертские подземелья строил Турчанинову специально приглашённый англичанин. Не этот ли англичанин возводил подземные ходы в Соликамске? Время постройки ходов совпадает, протяжённость их также сопоставима.

В соликамской усадьбе Турчанинова подземный ход соединял два жилых дома усадьбы и, оставляя в стороне небольшой служебный корпус, через сад шёл в Каменный лог. Берега этого лога стали застраиваться только во второй половине XIX века, а столетием раньше здесь по крутым склонам были глухие заросли. Там можно было легко скрыться. Неродные предания рассказывают, что во время набегов жители, спасаясь от неприятеля, бежали прятаться в первую очередь в Каменный лог. Восточный отрог Каменного лога, куда выходил "турчаниновский" ход, назывался Кашкинским логом или лесом.

Не таким уж легендарным теперь видится ход к Талицкому заводу. И шёл он, вероятнее всего, не от дома воеводы, а от усадьбы Турчанинова. Косвенное подтверждение существования этого ходя совершенно случайно мне удалось найти в статье Н.Н. Новокрещенных "Археологические исследования в западной части Пермской Губернии. Дневник раскопок и разведок", опубликованной в четвертом выпуске "Трудов Пермской ученой архивной комиссии". Для осмотра месторасположения чудских могил 24 июня 1896 года археолог совершил поездку в д. Зырянову /бывший Талицкий завод, ныне микрорайон Карналитово/ в сопровождении 94-летнего старика Д.П. Иртегова.



Провожатый показал Новокрещенных ямы, где, якобы, жила чудь, но они оказались углевыжигательными ямами. Во многих других окрестных ямах, по словам Иртегова, прятались разбойники, а в некоторых ямах во времена Турчанинова добывали огнеупорную глину. Что мог принять старик Иртегов за ямы с огнеупорной глиной? Не обвал ли кирпичного свода? Ход проходил по краю болота, то есть по явно сырому месту. Любой кирпич во влажной среде размокает и полностью или частично превращается в красно-коричневую массу. Конечно, это место требует основательной археологической разведки.



Казалось бы, в истории соликамских подземелий можно ставить точку. Но вне поля нашего зрения остались монастыри. А, ведь, редкий монастырь, как и средневековый город, не имел своего тайного продолжения под землёй. Найдены такие ходы в Далматовском и Николаевском Верхотурском монастырях. Да что искать примеры за горами? Недалеко от Соликамска на правом берегу Камы стоит село Пыскор. Там с XVI по ХVIII века находился Пыскорский монастырь. 26 апреля 1915 года здесь был обнаружен подземный ход. Решено было исследовать его. Работами по расчистке хода руководили профессор Богословской и горный инженер Клоков. Материалы этих исследований регулярно печатали "Пермские епархиальные ведомости". Кроме этого подземного хода длиною почти 65 метров, разветвляющегося в конце на три направления, была обследована и поверхность горы, на которой стоял когда-то монастырь. Как показало вскрытие фундаментов главного Собора монастыря, он имел глубокие подвалы, особенно в подалтарной части. Из этих подвалов и шёл, вероятно, ход в лабиринт под горой. На поверхности было зафиксировано много провалов правильной формы.

В самом Соликамске в разное время было три монастыря. Самый старый - Вознесенский, располагавшийся на западной окраине города. Он дважды закрывался, дважды менял своё название, но всё же под именем Троицкого Истобенского дожил до 1928 года. Что же нам известно о его подземельях? Сохранились легенды о том, что он, якобы, соединялся ходами с женским монастырём на восточной окраине города или с Красно-сельским монастырём. В. Слукин, собиравший сведения о подземных ходах во многих городах, обратил внимание исследователей на тот факт, что меньше всего сведений и устных преданий, да ещё и очень неточных, имеется о монастырских подземельях. В Соликамске легенды о ходах, соединяющих монастыри, мы можем считать тоже не более, чем вымыслом. Но утверждать, что в Вознесенском монастыре тайных подземелий вовсе не было, мы тоже не будем. В этом монастыре на исправлении два года пробыл известный русский писатель Ф.М. Решетников. У него есть сведения о помещениях для наказания монахов, но били ли это подземелья, можно только предполагать.

Преображенский женский монастырь, возникший в ХVII веке и просуществовавший всего одно столетие, располагался на восточной окраине города. Каких-либо преданий о его ходах нет. Но в 1985 году во время земляных работ между церквями был обнаружен провал, причём были видны остатки каменных ступеней. Помните о провалах у Богоявленской церкви? Они указывали направление на восток, в этом направлении в ХVIII веке стояло всего два каменных здания - церкви Приображениского монастыря.



И еще один монастырь в Соликамске был открыт в 90-е годы прошлого столетия в селе Красном. Кроме упомянутого выше предания о его подземной связи с Вознесенским монастырем есть еще одно, рассказывающее о подземелье с монастырскими сокровищами. Но есть и более достоверные сведения. В 50-е годы нашего столетия в микрорайоне Красном внезапно провалился грунт, образовалась яма. Провал открыл большое подземное помещение, выложенное красным кирпичом. В помещение вели полуобвалившиеся туннели. Один, вероятно, шёл к стоящей неподалеку церкви Иоана Предтечи, а другой /или другие/ к зданиям, принадлежавшим вначале Г. Демидову, а потом Турчаниновым. Схема расположения подземных ходов у этих семей мало отличается друг от друга. Может быть, здесь приложили руку оба семейства. С 1730 по 1761 год село Красное принадлежало Григорию Демидову. После его смерти перешло по наследству к его сыну Александру. В 1772 г. он продал его Алексею Турчанинову. После смерти А. Турчанинова в 1767 г. начинается раздел его соликамского имения между наследниками, который длился до 1824 года. То есть ходы могли быть построены с 1730 по 1767 год.

Вот и всё о соликамских подземных ходах. А сейчас вернёмся к Пыскору. Ещё до монастыря здесь в 1558 году Строгановыми был построен городок Канкор, и некоторые исследователи связывают создание ходов со строительством крепости. Так, в частности, считает В.А. Шмыров. В своей работе "Города Верхнекамья в XV - начале ХVIII веков" он пишет, что "Канкор имел все атрибуты средневекового города: крепость рубленую городнями и даже подземный ход, случайно открытый в 1915 году". Предположение достаточно правдоподобное. И в Чердыни, чуть раньше, - в 1535 году, и в Соликамске, чуть позже, - в 1573 г. при строительстве крепостей сооружали подземные ходы. Почему их не могло быть в Канкоре? Тем более, что в других поселениях, основанных Строгановыми в XVI-XVII вв., подземные ходы находят. Пыскор переводится с коми-пермяцкого языка как город /укрепленное поселение/ с подземным ходом. Как могло возникнуть такое название на местном языке, соли до прихода русского населения и до строительства здесь Строгановыми крепости не было никакого подземного хода?

О строительстве в Перми Великой до XVI века подземных ходов есть более веские доказательства. В 1982 г. мне пришлось участвовать в раскопках в с. Пянтег Чердынского района. В основном работы велись около деревянной старой церкви и немного на Пянтежском городище. Экспедицией руководил В.А. Оборин. Помню однажды, я спросил Владимира Антоновича, как же обеспечивалось городище водой во время осады. Он показал на неглубокую канавку, идущую от площадки городища до ближайшего ручья. Протяжённость её была примерно метров 60-70. По мнению В.А. Оборина ход сооружали просто: вырывали неглубокий ров, чтобы можно было по нему пройти согнувшись, а, может быть, только и проползти, сверху укладывали жерди, и всё это аккуратно покрывали дёрном для маскировки.

В 30-е гг. в дневниках сотрудника Соликамского музея, археолога Д.А. Удимова при описании Эсперова городища отмечена находка "чудского погреба", уходящего к Каме. Вполне возможно, что было обнаружено начало хода, служившего для тайного выхода с городища на Каму во время осады. К сожалению, проверить это сейчас невозможно. Часть площадки городища, прилегающая к Каме, была подмыта и обрушилась в воду.

Подобные же сведения о провале на Губинском городище есть в работе Г. Вологдина "Из жизни Общества изучения Чердынского края". Н. Рычков, исследовавший это городище в XVIII веке, считал его одним из главнейших в Перми Великой.

Из глубины веков дошли до нас предания, что на месте столицы вогульского княжества Расим имелось подземелье внушительных размеров. Там можно было укрыться на длительное время в случае нападения врагов. Возможно это была карстовая пещера, а может быть и лабиринт, построенный руками людей.

Всем этим сведениям можно было бы и не придавать большого значения, но во время раскопок Рождественского городища, обитаемого в IX - XV веках, в 1992 году найдены остатки подземного хода. Он начинался на площадке городища в 40-50 метрах от его края и пологими ступеньками через толщу глины и мергеля спускался к берегу Обвы. Возможно, ход заканчивался в небольшом логу, поросшем маскировавшими выход кустами. Над входом в подземный лабиринт на могучих столбах располагался навес. По мнению автора раскопок А.М. Белавина, городище это - упоминаемый в арабских географических сочинениях городок касаба Акикул. Конечно, древнее Рождественское городище находилось южнее Перми Великой, но сам факт существования здесь подземного хода подтверждает нашу гипотезу о возможности их сооружения на древнейших городищах вообще. А теперь подведём итоги.


Первые подземные ходы в Перми Великой были построены ещё до прихода русского населения - на родановских городищах. Затем в XVI веке они строились в Чердыни, Соликамске, Канкоре и, возможно в Верхне-Чусовском городке.

В начале XVIII столетия идёт грандиозное строительство каменных подземелий в Соликамске.

Не последнюю лепту в строительство подземных ходов внесли монастыри. И последними в конце XVIII века оставили свой след в этой работе Турчаниновы в Соликамске, Демидовы в с. Красном, Строгановы в Усолье. А, может быть, еще и в высоких камских берегах есть рукотворные подземелья, сохранившиеся от времен легендарных камских разбойников.

Источник: Бординских, Г. А. Тайны истории Перми Великой / Г.А. Бординских. - Соликамск: Соликамская типография, 1994. - 100 с.
Категория: Архитектура | Добавил: elena
Просмотров: 894 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]