Изразец – изготовленная из глины и обожженная «коробка» или плитка,
лицевая поверхность которой покрыта эмалью или расписана цветной
глазурью с рельефом или рисунками на определенный сюжет. Применяли
изразцы как одиночно, так и в сочетании, на фасадах зданий и в
интерьере.
Наивысшего расцвета изразечное дело достигло в XVI –
XVIII веках повсеместно в России, том числе и в Прикамье. Крупнейшие
центры по производству керамики и изразцов были известны в Орле-городке,
Новом Усолье, Соликамске и Чердыни. До сих пор они сверкают яркими
красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого
собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в
Усолье. Изразцы использовались не только в украшение церквей, но и шли на облицовку печей. Печь, сложенная из изразцов, царствовала в доме, напоминая по
форме терем, замок или башню, не требовала подновлений или побелок, —
достаточно было помыть её поверхность, и изразцы приобретали прежний
блеск и великолепие. Первоначально облицовку для печей привозили из
Польши, Германии и собирали на месте. Поэтому в форме печи надолго
сохранился мотив средневекового замка, башни, а на плитках – изображения
сцен из Библии, пасторальных сцен, мореплаванья, архитектурных
пейзажей. «Чуть
не через дом - изразцовые печи екатерининского, аннинского и
петровского времени. Попадаются и более ранние - конца XVII века», - писал в 1925 году искусствовед И.Э. Грабарь. В настоящее время ни одной печи в целом виде не сохранилось.
В XIX веке в России возникают крупные предприятия по
производству печных изразцов. Разноцветная барочная гамма уступает место
«белым» изразцам с рисунками ваз в скромном орнаментальном обрамлении,
что увязывалось со строгими требованиями архитектуры классицизма. В
период реставрации Палат Строгановых в 1954 – 1962 гг. в Усолье в подпольном
пространстве второго этажа было обнаружено много изразцов XVIII века.
Большая часть их была передана в 1956 году в Березниковский музей, где
они находились невостребованными общей массой в ящиках. В 1968 году
изразцы привлекли внимание научного сотрудника музея, искусствоведа В.
Цыпуштанова. Изразцы, выполненные уральскими
мастерами, имеют свои характерные особенности.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная
композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и
желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора
напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает
полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с
тем, что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при
изготовлении новой формы.
В Нижегородской губернии массовое изготовление изразцов началось в XVII веке. Начав
с использования московских изразцовых досок с обратным рельефом, вскоре
мастера освоили и изготовление собственных, усовершенствовали
технологию и выработали свой собственный декоративный стиль. Так
родились знаменитые балахнинские изразцы. Их хорошо раскупали на
Макарьевской ярмарке и увозили в Москву и Муром, Владимир и Пермь, в
далёкую Астрахань, и даже в Европу... Ими украшали фасады церквей и
светских зданий, облицовывали печи в парадных покоях. К концу XVII века
промысел достиг своего расцвета, изразцы стали доступнее и появились
даже в купеческих и мещанских домах.
Балахнинские изразцы легко
узнаваемы по их сравнительно большим размерам, отсутствию рамок, ярким и
чистым поливам, высоким, четким рельефам.
На них часто рисовали крупную птицу с открытым
клювом – ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей
крохотной птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но
вестника на них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках
птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить
птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе
початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть
здесь заморская диковина – индюк и сказочная жар-птица.- павлин с
распущенным хвостом.
Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого
растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке
изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По
замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют
непрерывную красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два,
три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности,
праздничности.
Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре
изразцы часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века.
На них изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица
Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен
классической Эллады. На Руси мифологическая Сирена зажила
самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-души'' – райской птицы Сирин
встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных
изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих
Строгановских построек XVII –нач. XVIII веков.
Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских
изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это
трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.
Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное
здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны
цветной керамикой.
Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы настоящими произведениями искусства.
Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные
изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном
краеведческом музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу
XVIII века, не имеют росписи, в то время как у более поздних всё
свободное от рельефа поле изразцов заполнялось примитивной синей
росписью. По своей композиционной структуре они очень близки к
аналогичным балахинским и московским печным клеймам.
Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.
Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с
утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции. В фондах
Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них
несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска. Стенные
изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый
фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью. Изразцовая печь из дома В.К. Петровой в Соликамске
Необычайно
интересна разнообразная коллекция расписных изразцов ХVIII в.,
хранящаяся в фондах Соликамского краеведческого музея. При изучении
уральских изразцов она может служить эталоном. Исследование указанной
коллекции, а также изразцов, найденных во время раскопок, позволило
установить, что в Соликамске находилось не менее 15 различных печей,
украшенных сюжетной или растительной росписью.
Печные изразцы из дома В.К. Петровой
Дом В. К. Петровой (ул. Ленина, 102) расположенный в центре
Соликамска на берегу Усолки до нашего времени не сохранился.
Прямоугольный в плане шестистенок, длинная сторона которого была
вытянута вдоль улицы. На нее же выходил главный южный фасад. Дом
деревянный, из лиственницы. Углы стен рублены с остатком («в обло»).
Кровля тесовая на четыре ската. Фасады решены очень просто, без
украшений.
Дом Петровой, 1970 г.
В интерьере стены оштукатурены, была сохранена старая
скобянка: медные ручки дверей, петли. Особый интерес представляла печь в
восточном прирубе, облицованная синими (кобальтовыми) изразцами на
сюжеты «Лицевой библии» Пискатора (так называли альбом гравюр, изданный в
Голландии в середине XVII в.). 66 изразцов на библейские
сюжеты исполнены удивительно просто, со всеми признаками отличной
художественной школы. Если прямоугольные лицевые и угловые изразцы
посвящены традиционным библейским сюжетам, то фигурные изразцы,
составляющие карниз, пояски и цокольные тяги, расписаны пейзажами. В других уральских городах такие изразцы не обнаружены. По
преданию, печь сложена пленными шведами, присланными в город после
Полтавской битвы. («Прислано в Соликамск завоеванных шведов, полковников
и обер-офицеров
100 человек» — сообщал «Соликамский летописец за 1710 г.»
Дом Петровой представлял собой редкий памятник деревянного жилого зодчества конца ХVII - начала XVIII в.
Источник: http://kerami-ka.ru/sovremennoe-goncharstvo/izraztsy/uralskii-izrazets.html https://vk.com/wall114134781_3507
Литература: - Ленковская, Е. Сокровища Рифейских гор / Е. Ленковская. - Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. - 256 с. : ил.
- Маслих, С. А.
Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С. А. Маслих ; вступ. ст. Ю. С. Мелентьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Изобразит. искусство, 1983. - 28 с. : ил.
- Савенкова, Н. М. Соликамская историческая азбука / Н. М. Савенкова ; переизд. - Соликамск : Соликамск.ru, 2010. - 201 с.
- Соколова, Н. Е. Изразцовое
искусство на Урале в XVII-XIX веках / Н. Е. Соколова // Исследования по археологии и
истории Урала :
межвуз. сб. науч. тр. : [посвящ. памяти В. А. Оборина] / М-во общ. и
проф. образования РФ. Перм. гос. ун-т ; гл. ред. Г. Н. Чагин [и др.]. -
Пермь : ПГУ, 1998. - С. 171-184.
- Соликамск : путеводитель / сост. Ю. Е. Юдин ; отв. за вып. А. Г. Яров. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1980. - 197 с. : ил.
- Художественному музею Соликамска - 25 лет : материалы
научно-практической
конференции, посвященной 25-летию художественного музея (21-23 ноября
2000 г.). Вып. 1 / сост. : Л. В. Баньковский, В .П. Пономаренко ;
Соликамский краеведческий музей. - Соликамск : РИО ГОУ ВПО "Соликамский
государственный педагогический институт", 2005. - 125 с.
Газетные публикации:
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М. Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 7 мая (№ 10). - С. 4. - (Продолжение следует...)
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М.
Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 28 мая (№ 13). - С. 8. -
(Продолжение следует...)
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М.
Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 18 июня (№ 16). - С. 4.
- Дом Петровой / Л. Баньковский, научный сотрудник института экономики УНЦ АН СССР ; А. Суслов, экскурсовод первой категории Соликамского бюро путешествий и экскурсий ; М. Кокшарова, архитектор ПСНРПМ // Соликамский рабочий. - 1986. - 07 июня.
|