16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 104
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
elena
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Архитектура

Уральский изразец
10.07.2024, 17:51
Изразец – изготовленная из глины и обожженная «коробка» или плитка, лицевая поверхность которой покрыта эмалью или расписана цветной глазурью с рельефом или рисунками на определенный сюжет. Применяли изразцы как одиночно, так и в сочетании, на фасадах зданий и в интерьере.

Наивысшего расцвета изразечное дело достигло в XVI – XVIII веках повсеместно в России, том числе и в Прикамье. Крупнейшие центры по производству керамики и изразцов были известны в Орле-городке, Новом Усолье, Соликамске и Чердыни. До сих пор они сверкают яркими красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Изразцы использовались не только в украшение церквей, но и шли на облицовку печей.

Печь, сложенная из изразцов, царствовала в доме, напоминая по форме терем, замок или башню, не требовала подновлений или побелок, — достаточно было помыть её поверхность, и изразцы приобретали прежний блеск и великолепие. Первоначально облицовку для печей привозили из Польши, Германии и собирали на месте. Поэтому в форме печи надолго сохранился мотив средневекового замка, башни, а на плитках – изображения сцен из Библии, пасторальных сцен, мореплаванья, архитектурных пейзажей.

«Чуть не через дом - изразцовые печи екатерининского, аннинского и петровского времени. Попадаются и более ранние - конца XVII века», - писал в 1925 году искусствовед И.Э. Грабарь. В настоящее время ни одной печи в целом виде не сохранилось.

В XIX веке в России возникают крупные предприятия по производству печных изразцов. Разноцветная барочная гамма уступает место «белым» изразцам с рисунками ваз в скромном орнаментальном обрамлении, что увязывалось со строгими требованиями архитектуры классицизма.
В период реставрации Палат Строгановых в 1954 – 1962 гг. в Усолье в подпольном пространстве второго этажа было обнаружено много изразцов XVIII века. Большая часть их была передана в 1956 году в Березниковский музей, где они находились невостребованными общей массой в ящиках. В 1968 году изразцы привлекли внимание научного сотрудника музея, искусствоведа В. Цыпуштанова.

https://sun3-20.userapi.com/impg/G1nDXhprY5Rubr1mYfixUOD0jYRX7H3D_lUDKQ/ivsLQ4oWjpY.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=863aee94b513134dc1ec38a1c6d53dc1&type=album

Изразцы, выполненные уральскими мастерами, имеют свои характерные особенности.

https://img.genial.ly/608bc86dea03d223d9c01f3e/386ff90e-6576-41eb-a74f-48b97abf98c8.jpeg

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем, что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при изготовлении новой формы.

https://img.genial.ly/608bc86dea03d223d9c01f3e/6507c377-a239-499b-a195-099ad49410e5.jpeg
 
В Нижегородской губернии массовое изготовление изразцов началось в XVII веке.

Начав с использования московских изразцовых досок с обратным рельефом, вскоре мастера освоили и изготовление собственных, усовершенствовали технологию и выработали свой собственный декоративный стиль. Так родились знаменитые балахнинские изразцы. Их хорошо раскупали на Макарьевской ярмарке и увозили в Москву и Муром, Владимир и Пермь, в далёкую Астрахань, и даже в Европу... Ими украшали фасады церквей и светских зданий, облицовывали печи в парадных покоях. К концу XVII века промысел достиг своего расцвета, изразцы стали доступнее и появились даже в купеческих и мещанских домах.

Балахнинские изразцы легко узнаваемы по их сравнительно большим размерам, отсутствию рамок, ярким и чистым поливам, высоким, четким рельефам.
На них часто рисовали крупную птицу с открытым клювом – ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина – индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом. Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности. Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады. На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII веков. Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове. Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной керамикой. Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным клеймам.

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось. Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции. В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска. Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

http://skm.solkam.ru/wp-content/uploads/2020/03/pech-so-shvedskimi-izrazczami.-foto-hh-v..jpg
Изразцовая печь из дома  В.К. Петровой в Соликамске

Необычайно интересна разнообразная коллекция расписных изразцов ХVIII в., хранящаяся в фондах Соликамского краеведческого музея. При изучении уральских изразцов она может служить эталоном. Исследование указанной коллекции, а также изразцов, найденных во время раскопок, позволило установить, что в Соликамске находилось не менее 15 различных печей, украшенных сюжетной или растительной росписью.

https://img.genial.ly/608bc86dea03d223d9c01f3e/3f3b0bc3-d689-4144-ab4c-100f7d5619bb.jpeg
Печные изразцы из дома В.К. Петровой

Дом В. К. Петровой (ул. Ленина, 102) расположенный в центре Соликамска на берегу Усолки до нашего времени не сохранился. Прямоугольный в плане шестистенок, длинная сторона которого была вытянута вдоль улицы. На нее же выходил главный южный фасад. Дом деревянный, из лиственницы. Углы стен рублены с остатком («в обло»). Кровля тесовая на четыре ската. Фасады решены очень просто, без украшений.

Дом Петровой, 1970 г.

В интерьере стены оштукатурены, была сохранена старая скобянка: медные ручки дверей, петли. Особый интерес представляла печь в восточном прирубе, облицованная синими (кобальтовыми) изразцами на сюжеты «Лицевой библии» Пискатора (так называли альбом гравюр, изданный в Голландии в середине XVII в.). 66 изразцов на библейские сюжеты исполнены удивительно просто, со всеми признаками отличной художественной школы. Если прямоугольные лицевые и угловые изразцы посвящены традиционным библейским сюжетам, то фигурные изразцы, составляющие карниз, пояски и цокольные тяги, расписаны пейзажами.
В других уральских городах такие изразцы не обнаружены.
По преданию, печь сложена пленными шведами, присланными в город после Полтавской битвы. («Прислано в Соликамск завоеванных шведов, полковников и обер-офицеров 100 человек» — сообщал «Соликамский летописец за 1710 г.»

Дом Петровой представлял собой редкий памятник деревянного жилого зодчества конца ХVII - начала XVIII в.

Источник: 
http://kerami-ka.ru/sovremennoe-goncharstvo/izraztsy/uralskii-izrazets.html
https://vk.com/wall114134781_3507

Литература:

  • Ленковская, Е. Сокровища Рифейских гор / Е. Ленковская. - Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. - 256 с. : ил.
  • Маслих, С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С. А. Маслих ; вступ. ст. Ю. С. Мелентьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Изобразит. искусство, 1983. - 28 с. : ил.
  • Савенкова, Н. М. Соликамская историческая азбука / Н. М. Савенкова ; переизд. - Соликамск : Соликамск.ru, 2010. - 201 с.
  • Соколова, Н. Е. Изразцовое искусство на Урале в XVII-XIX веках / Н. Е. Соколова // Исследования по археологии и истории Урала : межвуз. сб. науч. тр. : [посвящ. памяти В. А. Оборина] / М-во общ. и проф. образования РФ. Перм. гос. ун-т ; гл. ред. Г. Н. Чагин [и др.]. - Пермь : ПГУ, 1998. - С. 171-184.
  • Соликамск : путеводитель / сост. Ю. Е. Юдин ; отв. за вып. А. Г. Яров. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1980. - 197 с. : ил.
  • Художественному музею Соликамска - 25 лет : материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию художественного музея (21-23 ноября 2000 г.). Вып. 1 / сост. : Л. В. Баньковский, В .П. Пономаренко ; Соликамский краеведческий музей. - Соликамск : РИО ГОУ ВПО "Соликамский государственный педагогический институт", 2005. - 125 с.
Газетные публикации:
  • Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М. Савенкова // ГородОК на Каме. -  2014. - 7 мая (№ 10). - С. 4. - (Продолжение следует...)
  • Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М. Савенкова // ГородОК на Каме. -  2014. - 28 мая (№ 13). - С. 8. - (Продолжение следует...)
  • Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М. Савенкова // ГородОК на Каме. -  2014. - 18 июня (№ 16). - С. 4.
  • Дом Петровой / Л. Баньковский, научный сотрудник института экономики УНЦ АН СССР ; А. Суслов, экскурсовод первой категории Соликамского бюро путешествий и экскурсий ; М. Кокшарова, архитектор ПСНРПМ // Соликамский рабочий. - 1986. - 07 июня.
Категория: Архитектура | Добавил: elena
Просмотров: 74 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]