ВУЛЬФИУС Павел Александрович (1908–1977), музыковед-историк, источниковед, фольклорист.
ВУЛЬФИУС Павел Александрович (2(15) апреля 1908, г.
Санкт-Петербург – 16 сентября 1977, г. Ленинград), музыковед-историк,
источниковед, фольклорист. Из рода Вульфиусов, сын историка, профессора
Александра Германовича Вульфиуса (1880–1941) и его жены Элизы Марии
(Елизавета Антоновна), урожденной Жисель-Москоло.
Род петербургских Вульфиусов прослеживается от рижского купца
Александра Эммануила Вульфиуса (1784–1868), сын которого, Герман
Александрович (1823–1884), не добившись успеха в предпринимательской
деятельности, перебрался из Риги в Санкт-Петербург и стал служить по
железнодорожному ведомству. Сын последнего, Александр Германович,
окончил Санкт-Петербургский университет и был оставлен там для
подготовки магистерской диссертации и преподавания. Ко времени защиты
докторской диссертации (1915) он уже стал известным и авторитетным
историком-медиевистом, специалистом по истории европейских религиозных
течений Средневековья, Реформации и эпохи Просвещения. Преподавал в
качестве профессора в Санкт-Петербургском университете, Женском
педагогическом институте и на Высших женских (Бестужевских) курсах.
Одновременно с 1903 г. в течение 25 лет преподавал, а затем стал завучем
Петришуле.
Павел Александрович учился в Петришуле (1917–1924), в это же время
обучался игре на фортепиано у органиста церкви Св. Петра и Павла Р.К.
Бертольди.
В 1924 г. поступил на Государственные курсы по подготовке специалистов
по разряду истории музыки (позднее – Высшие государственные курсы
искусствоведения) при Российском институте истории искусств (в обиходе –
Зубовский институт, который в 1912 г. собственном особняке на
Исаакиевской пл. основал граф В.П. Зубов). Обучение на ВГКИ (которое
приравнивались к высшему образованию) Вульфиус закончил в 1930 г. (науч.
рук. профессор Р.И. Грубер). В последние три года проходил
профессиональную практику в качестве музыкального критика в журнале
«Жизнь искусства». Параллельно (по совету П. Хиндемита, гостившего у них
дома) учился в I–м Центральном музыкальном техникуме по классу
контрабаса (у М.В. Кравченко) и композиции (у П.Б. Рязанова; 1928–1933, с
перерывами). Как контрабасист работал в оркестре кинотеатра «Олимпия»,
четыре сезона играл на гастролях в летних оркестрах (Запорожье, Ереван,
п. Сиверская). Публичный композиторский опыт тех лет – музыка к
спектаклю по пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам», который был показан на
последнем вечере ОБЭРИУтов «Три левых часа» в январе 1928 г. Как
вспоминал сам автор, «несмотря на скандальный облик этого мероприятия,
моя музыка была принята благосклонно».
В 1933 г. Вульфиус поступил в открывшуюся в Институте истории искусств
аспирантуру; под рук. Р.И. Грубера написал диссертацию «Франц Шуберт и
его песни», защита которой – первая в Ленинграде (после реорганизации
ВАК) – состоялась 23 июня 1937 г. в Зеленом зале Института на заседании
объединенного Совета Института и Консерватории. С 1936 г. начал
преподавать на кафедре истории музыки в Консерватории (которой был
временно подчинен Институт), а также работал в качестве научного
сотрудника в Отделе музыкальной культуры и техники Государтсенного
Эрмитажа (участвовал в составлении каталога инструментов – будущей
Выставки музыкальных инструментов народов мира при Институте истории
искусств; расшифровывал рукописный сборник песен гёзов XVI в.).
Осенью 1938 г. Вульфиус вместе с двумя младшими братьями был арестован и
по обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу
фашистской Германии приговорен к трем годам ИТЛ. (Ранее, в феврале
1937 был повторно арестован его отец, А.Г. Вульфиус, погибший в 1941 в
Воркуте; средний брат Алексей погиб в 1942 г. в Магадане; младший брат
Андрей вернулся в Ленинград после реабилитации в 1956). Поскольку
Военный трибунал ЛенВО, где рассматривалось дело Вульфиуса, не нашел в
нем состава преступления, дело было передано в Особое Совещание при
НКВД. В Постановлении ОСО сказано, что Вульфиус еще в 1930 г. «был
завербован сотрудником Германского консульства для шпионско-диверсионной
деятельности и стал одним из руководителей контрреволюционной
молодежной группы, которая занималась шпионской деятельностью и
проводила националистическую контрреволюционную пропаганду. Из
участников этой группы он в 1931–1932 г. создал резидентуру из семи
человек, которые до 1936 г. собирали шпионские сведения, готовили
диверсионные акты и проводили националистическую пропаганду среди
населения г. Ленинграда».
Вместо трех лет Вульфиус провел в заключении в Усольлаге почти 8 лет и
был условно освобожден в апреле 1946 г. по формуле «минус 100» с
разрешением на поселение в г. Соликамске Молотовской (ныне Пермской)
области. Там Вульфиус организовал и руководил хором и
вокально-инструментальным ансамблем в Клубе горняков Соликамского
калийного комбината (который строился заключенными из окружавших
Соликамск лагерей), вел класс фортепиано и основал Детскую музыкальную
школу при Доме пионеров. В январе 1950 г. был повторно арестован и по
тому же обвинению приговорен к бессрочной ссылке (п. Долгий Мост
Красноярского края). Оба раза, в Соликамск и в Долгий Мост вслед за
Вульфиусом приезжала на поселение его жена Ольга Георгиевна
Кудрина-Вульфиус. В июле 1954 г. Вульфиус был освобожден по формуле
«минус 15» и они с женой поселились в пос. Карабаново Владимирской
области. В ноябре 1955 г. Вульфиус получил, наконец, справку Военного
трибунала Ленинградского военного округа о том, что Постановления
Особого Совещания при НКВД от 1939 г. и ОСО при МГБ от 1950 г. отменены и
«дело в отношении Вульфиуса П.А. производством прекращено за
отсутствием состава преступления». Летом 1956 г., после XX съезда КПСС,
ему разрешили вернуться в Ленинград.
В Консерватории Вульфиус был принят вначале лаборантом, затем, по
предложению Ф.А. Рубцова, читал исполнителям курсы русского музыкального
фольклора, советской музыки и, наконец, истории зарубежной музыки и
западной музыкальной историографии. С 1962 по 1968 г.– заведующий
кафедрой истории музыки ЛГК.
Области научных интересов: история зарубежной музыки; творчество Л.
Бетховена, Ф. Шуберта и Г. Вольфа; русский музыкальный фольклор и
история русской музыкальной фольклористики; история советского
музыкального образования.
Член Союза советских композиторов с 1935 г.
Источник:
https://enc.rusdeutsch.ru/articles/4907
Статьи из сборников и периодической печати: -
Серебренникова, Р. Г. П. А. Вульфиус. Соликамский период (1940-1950) / Р. Г. Серебренникова // Павел Александрович Вульфиус. Судьба. Творчество. Память : Статьи. Материалы и документы. Воспоминания. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 278-286.
- Белорусова, Н. Музыка спасала (П.А. Вульфиус) / Н. Белорусова // Камская
пристань : лит.-художественный альманах / авт. идеи : И. В. Кияшко, Н. А.
Леонов ; руководитель проекта И. И. Тонких ; куратор проекта О. В. Ершова.
- Соликамск : Типограф, 2022. - С. 6-7.
|