Автор: Н. Полякова
Пермские новости. – 2007. - 14 сентября
Боровск - тихий и уютный пригород Соликамска - на первый взгляд
несколько изолирован от остального мира. Парки, скверы - обилие зелени, в
которой тонут стандартные пятиэтажки. Никому и в голову не приходит,
что в одной из них живет всероссийский известный писатель…
Детство Алексея Лукьянова прошло в деревне
Тохтуево под Соликамском. Алексей во всем помогал родителям (семья
держала скотину), в каникулы подрабатывал на ферме. Но главной его
страстью было чтение: он перечитал всю сельскую библиотеку и в какой-то
момент понял, что «может не хуже». В 16 лет он стал писать стихи, а в
18-19 - первую прозу («чудеса графомании», как он теперь это называет).
Учился на Соликамском бумкомбинате по специальности «кузнечное дело»,
разряд получил на «Сильвините». Работает кузнецом на предприятии «АО
«Транспорт». Жена, Наталья Лукьянова, - профессиональный художник,
открыла в Соликамске школу графического дизайна. В последнее время она
также пробует себя как литератор, в альманахе «Литературная Пермь» у нее
опубликованы две вещи. В этой литературно-художественной среде растут
двое сыновей - девятилетний Светозар и семимесячный Тимур. Светозар
обычно сопровождает отца в его поездках, в том числе и на различные
церемонии. Известность пришла к Алексею Лукьянову в 2004 году, когда
журнал «Октябрь» опубликовал его повесть «Спаситель Петрограда» в
юбилейном номере, посвященном восьмидесятилетию журнала, в котором
редакция соединила лучшее из написанного молодыми современниками с
отрывками из произведений классиков XX века. Так имя Алексея Лукьянова
оказалось рядом с именами М. Шолохова, А. Платонова, Ю. Олеши, В.
Шаламова, В. Маяковского. Однако удачная писательская карьера Лукьянова
началась еще в 2000 году - с участия в общероссийском конкурсе молодых
литераторов «Дебют», где его рассказы «Палка» и «Хождение за три моря»
вошли в шорт-лист в номинации «Проза».
В 2006 году Алексей Лукьянов как
автор повести «Спаситель Петрограда» стал лауреатом Новой Пушкинской премии в номинации «За новаторское
развитие отечественных культурных традиций». А в феврале нынешнего, 2007
года он в числе финалистов и лауреатов премии «Дебют» был приглашен в
Кремль на встречу президента В. Путина с молодыми российскими
писателями.
- Алексей, в вашей повести «Спаситель Петрограда» Путин в лице
аллегорического персонажа Вадима Вадимовича Распутина предстаёт
человеком действия, не зависимым от обстоятельств, а управляющим ими,
способным «переломить хребет не только врагам, но и самой истории». А
каково ваше впечатление от реального, «живого» Путина?
- Как от человека, специально обученного производить впечатление. Мне
показалось, что он ждет. Ждет, когда все это закончится (я имею в виду
истерию по поводу третьего срока). Я ничего особого не ожидал от этой
встречи, просто она была интересна как личный опыт. Кстати, замечу, что в
центральных СМИ и в новостных программах TV это мероприятие было
неправильно истолковано как хождения с просьбами о помощи с целью что-то
получить от президента. На самом деле мы говорили вовсе не о себе, а о
молодых ребятах из провинции, нуждающихся в поддержке, и о создании
организации, которая помогала бы молодым литераторам.
- Ваша повесть «Спаситель Петрограда» представляет собой оригинальный
сплав фантастики, исторической хроники и того, что называют жанром
«экшн» (динамичный сюжет, детективная интрига). Главные герои
произведения - полумифические существа: кентавр Юрий Возницкий,
работающий кузнецом на Путиловском заводе в Петрограде, и
животное-рептилия, одетое в пальто по последней моде, террорист
Крокодил… Как создавалась эта повесть?
- Да все очень просто... – по-детски открытое
добродушное лицо Лукьянова освещается улыбкой. – Кентавр списан с моего
друга Юрия Возницкого, как и я же, кузнеца, живущего здесь, в
Соликамске. Кентавр - потому что он родился в год Огненной Лошади, и
мама у него - Идея Петровна. Вот почему я пишу, что он «возник из идеи,
огня и лошади». Он действительно похож на Николая II, особенно когда
отпускает бороду и усы. Крокодил - еще проще: этот персонаж взят у
Корнея Чуковского. В Питере я был всего один раз, в их писательской
организации. В повесть включил все топонимы, какие там узнал...
- Как вы сами определяете жанр, стиль своего письма?
- Я пишу просто прозу. Какой там «движок» - совсем не важно. Везде это
называют «фэнтези». Но в моем понимании фэнтези - это мечи и маги. Я
разделяю эти понятия: либо ты писатель - либо фантаст.
- Как вы относитесь к термину «альтернативная история», который часто
употребляется применительно к вам?
- У нас история не относится к разряду точных наук, ее переписывают
каждое десятилетие. Поэтому «альтернативных историй» сейчас так много,
что я ничего нового в этом направлении не открыл. Вся литература
зиждется на том, а что будет, если?.. Так что все написанное - только
плод моей фантазии, и писательство для меня - это повод пофантазировать,
«поиграться».
- Как вы отнеслись бы к экранизации ваших произведений, ведь в них есть
все для настоящего блокбастера?
- Положительно. Только это был бы очень высокобюджетный фильм. И еще
обязательным условием я бы поставил точное следование моему тексту,
насколько это возможно. Если бы «Ночной дозор» сняли ближе к книге, он
от этого только выиграл бы. Второй фильм - вообще сплошной рекламный ролик, а могло бы быть очень хорошее
кино.
- Каково ваше отношение к литературной критике?
- Я ее не отслеживаю. Мне это неинтересно. Я уважаю мнение
писателей-профессионалов, и то не всех. Я сам себе судья.
- В таком случае кто из писателей является для вас авторитетом в
литературе?
- Астрид Линдгрен. Вообще, ценю детскую литературу. «Граф Монте-Кристо»
Дюма - это история всех времен и народов.
- Что читаете сейчас?
- Перечитываю Юза Алешковского, с удовольствием читаю Лукьяненко. Терри
Пратчетт пишет очень весело, у Александра Щеголева хорошая проза. Книги
сейчас очень дороги, у меня нет таких денег. Поэтому мы с женой книги
друг другу дарим.
- Нет денег... А как же, простите, премия?
- Я воспринял её как выигрыш в лотерею. Раздал долги, купил новый
компьютер и ноутбук - и премии как не бывало.
- А литература вас кормит?
- В этом году постараюсь закончить повесть «Глубокое бурение».
Произведение реалистическое, но опять же с «допущениями»: а что если...
например, на Кремль упал метеорит? В руках героев оказывается сумма в
десять миллионов долларов, и они (бригада бурильщиков) решают прокопать
землю насквозь, роют туннель в Америку, чтобы реализовать эти деньги на
той стороне. Всё.
- Неужели все так просто?
- Все предельно просто, - улыбается Алексей Лукьянов, а в глазах при
этом насмешливо переливаются лукавые искорки. - Игра. С начала и до
конца игра - мое письмо...
- На улицах Соликамска вас узнают?
- Надеюсь, что нет. Сейчас мое главное желание - спрятаться «в нору»,
залечь на дно и тихо-тихо жить и работать. Я не «информационный повод» и
не хочу им быть, - завершает беседу так и не разгаданный мной Алексей
Лукьянов.