Гимназия № 1 — муниципальное общеобразовательное учреждение г.Соликамска.
История
1991 году в городе Соликамске была открыта средняя общеобразовательная школа № 18. С 1992 года
коллектив учебного заведения стал работать над проблемой «Создание
целостной образовательной системы на основе изучения культурного
наследия России и развития творческих способностей детей». Уникальный опыт школы по созданию театральных классов позволил в 90-е
годы прошлого столетия работать по нелинейному расписанию, заниматься
качественно внеурочной и инновационной деятельностью что способствовало
личностному развитию и самоопределению школьников. 27 мая 1992 года при Соликамском педагогическом институте по инициативе ректора А.Л. Зимина были открыты гимназические классы. 19 марта 1993 года классам был присвоен статус юридического лица. Так появилось в Соликамске МОУ «Гимназия №1» (ул. Урицкого, 42).
Это было инновационное образовательное учреждение с углубленным изучением предметов гуманитарного, физико-математического, химико-биологических циклов.
За очень непродолжительный срок педагогическим коллективом были определены, притом довольно точно, основные образовательные задачи: создание условий для развития творческих возможностей и индивидуальных способностей одаренных детей на основе расширения базового компонента образования, а также подготовка учащихся к получению высшего образования, создание экспериментальной площадки для научно-методической работы научных сотрудников и студентов СГПИ.
Наука в гимназии № 1 стала средством решения многих школьных проблем, как говорится, - жизненным «оком для всего». В связи с этим развитие гимназии было неспешным. Первоначально в ней было 77 учащихся из разных школ города.
Прием проходил на основании проведенного психологического тестирования по методике Векслера и собеседований. Обучение началось сразу вестись по вузовской методике. Ребята очень быстро привыкли к системе лекционных занятий, дифференцированных и недифференцированных зачетов. Оценка как мера качества знаний не являлась обязательной. Безоценочная система работы раскрепощала ребят, создавая благоприятную психологическую атмосферу.
Гимназия жила дружной большой семьей, неким братством. В основу педагогики сотрудничества педагогический коллектив гимназии № 1 положил принцип, сформулированный Т. Манном: «Человек — это всегда загадка, и в основе человеческой всегда лежит преклонение перед этой загадкой».
Гимназическое братство — так можно его назвать — это коллектив родителей, учащихся, педагогов, единодушных в одном: «Сегодня узнать больше, чем вчера; сегодня сделать добрых дел для людей больше, чем вчера. Ибо мысль бывает светла только тогда, когда озаряется изнутри добрым чувством». Этими принципами руководствовался в работе коллектив гимназии № 1.
В основе творческой деятельности педагогов лежал индивидуальный учебный план, который на первой ступени образования реализовывался через систему развивающего обучения Л.В. Занкова. В 1998 учебном году в гимназии был открыт класс «шестилеток», обучает детей по данной системе Татьяна Евгеньевна Сали.
Для профильных 10-11 классов в учебный план были введены базовый и развивающий компоненты (факультативы, спецкурсы), которые преподаются не только педагогами гимназии, но и преподавателями СГПИ, высококвалифицированными учителями школ города. Учащимся предоставлено право делать выбор в изучении предметов развивающего компонента, они вольны в решении вопроса о посещаемости спецкурсов. В основе этого решения положена философская мысль И. Гете: «Научиться можно тому, что любишь».
Старания педагогов были подкреплены успехами ребят, участвующих в олимпиадах, и результативностью поступления выпускников в ВУЗы.
В этом плане гимназия № 1 прочно держала позицию лидера по числу призовых мест в городских и областных олимпиадах. Многие ее воспитанники учились успешно в СГПИ, в университетах и институтах областного центра, Москвы и Санкт-Петербурга, других городов России. Этот результат стал возможен благодаря гуманной атмосфере, которая царит в гимназии между детьми и взрослыми.
Только личностно-ориентированный подход был залогом успеха обучения в этом инновационном образовательном учреждении.
Главное для педагогов было научить детей учиться, привить навыки самостоятельного творческого усвоения знаний. Поэтому учебная работа с гимназистами строилась по трем направлениям: ускоренное (опережающее) обучение, углубленно-профильное изучение предметов, новое содержание образования — новые инновационные курсы по выбору. Учащиеся гимназии даже имели право свободного посещения занятия при условии работы по индивидуальному учебному плану, который предполагал элементы обогащения, ускорения, интеллектуальную нагрузку. Гимназисты этого учреждения — интеллектуально развитые личности, активные участии научно-практических конференций всех урони городских, областных, региональных. Формы работы ученика и учителя не ограничивались традиционным классическим уроком.
Развитие познавательного интереса и потребностей, расширение кругозора, формирование других более «интеллектуальных» навыков, приближенных к высшей школе, осуществлялось на семинарах, зачетах, уроках проектирования, ypоках-практикумах, диспутах, а также во время проведения экскурсий, экспедиций, музейных yроков. Так Наталье Юрьевне Коробай уроки по творчеству Ф.М. Достоевского удалось провести Санкт-Петербурге, а уроки по истории Отечества учителя В. И. Бирюковой прошли в городах Чердыни, Усолье, Перми.
«Стационарная школа» и «школа на колесах» требовала постоянных творческих контактов, они были хорошо налажены руководством гимназии № 1 и имели связь с Московским культурологически лицеем, Дягилевской гимназией в Перми и с гимназиями городов Александровска и Красновишерска.
Каждый учитель здесь определял свое направление, рождал - о чем можно смело сказать - неповторимую авторскую педагогику. Это, прежде всего, руководители данного инновационного и учреждения - Н..В. Иванова, Е.А. Никулина (учителя высшей квалификационной категории), Л.В. Чугайнова, Т. А. Ладнер, преподаватели - Н. Ю. Коробай, Д.Д. Тархова, Т.М. Свистунова, Л. Б. Осадчук, В.И. Бироков, Е.И. и О.Б. Смертины, О.В. Штейн, Т.В. Южанинова, Д.П. Лыткина, Т.Е. Сали, Л.А. Собянина и другие.
За 7 лет функционирования инновационного учреждения сложились его отличительные и неповторимые традиции: проведение творческих встреч в День открытых дверей. Это настоящий парад педагогических идей и находок, когда все учителя проводят уроки, а гимназисты радуют гостей концертами художественной самодеятельности, спектаклями, выставками творческих работ. Заканчиваются эти мероприятия гимназическим балом.
Также интересно проходят в гимназии фольклорные праздники Белояра и Масленицы, дни самоуправления, вечера творческих встреч, конкурсы «Мисс» и «Мистер» и другие мероприятия.
Здесь широко практиковалась профильная кружковая работа, особенно памятны ее воспитанникам летние археологические, краеведческие, этнографические и экологические экспедиции. Дети очень любили поездки в театры и концертные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга; с удовольствием занимались в двух студиях - хоровой (хормейстер Л.Н. Сапегина) и изостудии (руководитель В.А. Бубнов). Воспитательная работа не проходила в гимназии без вдохновения и творчества. В этом заслуга Т.А. Ладнер, Л.Б. Некрасовой.
А признанным результатом совместной творческой деятельности явилась победа педагогического коллектива во Всероссийском конкурсе «Школа года - 98».
В 2002—2004 годах
гимназия была экспериментальной площадкой Соликамского пединститута в
рамках темы «Проектирование и организация развивающей среды в
учреждениях общего и профессионального образования Уральского региона»
по плану научно-исследовательских работ Уральского отделения Российской Академии Образования
«Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций»
(подпрограмма «Стратегия развития и новые модели образования на Урале»). 26 июня 2007 года гимназия была реорганизована путём присоединения к ней школы № 18 (пр. Юбилейный, 15). В 2015 году гимназия вновь была реорганизована путём присоединения к ней детского центра дополнительного образования «Вираж». Таким образом, произошла консолидация лучших педагогов, лучших детей и родителей, которые строят новую историю гимназии сегодня.
Новая история гимназии - история очень успешной образовательной
организации: победитель рейтинга школ Соликамска в 2015, 2016, 2017,
2018 гг.
2021 год для Гимназии № 1 стал богат на участие в федеральных и российских
проектах. Так, она стала первым образовательным учреждением в
Соликамском городском округе (и пятым во всем Пермском крае), на базе
которого открыт профильный медицинский класс. В уходящем году прекрасным
событием не только для Гимназии, но и для всех жителей северной части
Соликамска, стало открытие уличного кинотеатра «ВКино!», которое стало
возможным благодаря победе учреждения в Президентском фонде культурных
инициатив. 24 декабря 2021 года гимназия отметила 30-летие организации.
За свою 30-летнию историю гимназии есть, чем гордиться! Учреждение не раз признавалось лучшим не только в родном Соликамском
городском округе, но также оно показывает высокие результаты на краевом и
федеральном уровнях. Учащиеся и педагоги становятся победителями и
лауреатами множества конкурсов и премий. Общие сведенияМОУ
«Гимназия № 1» проводит набор учащихся с 1 класса. При поступлении
проводится собеседование. Занятия проводятся в одну смену 6 дней в
неделю (для первоклассников — 5 дней в неделю), начинаются в 8.30 часов
утра. Продолжительность урока в 1-х классах — 35 минут, во 2-11-х
классах — 45 минут. Наполняемость классов — от 25 до 30 человек. В
гимназии используется классно-кабинетная и урочно-полиформная система
обучения; проводятся лекционно-семинарские занятия, практикумы, зачеты,
экзаменационные сессии для 9-11 классов. На I и II ступенях формируются
классы с постоянным составом учащихся. На III ступени создаются
постоянные одновозрастные коллективы (классы), профильные группы, а
также разновозрастные группы учащихся 10-11-х классов для занятий
исследовательской деятельностью. Изучаемые языки — английский, немецкий, французский. В
гимназии скомплектовано 30 классов, в т.ч. 12 классов I ступени, 14
классов II ступени и 4 класса III ступени. Учеников обучают 64 педагога,
из них: 14 — высшей квалификационной категории (21,9%), 26 — I
категории (40,6%), 21 — II категории (32,8%). Функционируют 6 кафедры:
воспитания и дополнительного образования; начального образования;
естественных наук; математики и информатики; иностранных языков;
филологических дисциплин. С 2005 года
работает творческая педагогическая лаборатория. В учебном плане
гимназии содержатся все предметы базисного учебного плана в полном
объёме. Работают предметные факультативы и различные кружки. Гимназия
размещена в типовом трёхэтажном здании, построенном в 1992 году, общей
площадью 5 527,1 кв.м. Имеются 40 учебных кабинетов, 2 спортивных зала,
актовый зал на 150 мест, кабинеты психолога, логопеда, медицинский и
стоматологический, 2 компьютерных класса, 2 лингафонных кабинета,
библиотека-медиатека с читальным залом, столовая на 150 мест, швейная,
столярная и слесарная мастерские. Работает Управляющий совет —
орган государственно-общественного управления, в который входят ученики,
преподаватели и представители организаций и учреждений города. В январе
2008 года утверждён новый Устав МОУ «Гимназия №1». 14 марта 2008 г. гимназия получила Лицензию Министерства образования Пермского края № А 248079.
Сегодня Гимназия №1 является одной из площадок по реализации национального
проекта «Образование». В рамках него учреждение обновляет
материально-техническую базу для внедрения цифровой образовательной
среды. Особенности учебного процессаОбразовательная программа гимназии соответствует требованиям Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Учебный план гимназии разработан на основе Базисного учебного плана.
В условиях единого гимназического пространства осуществляется
непрерывный образовательный процесс, основанный на принципе
преемственности с детьми от 6 до 18 лет. На первой ступени (прогимназия) реализуются программы развивающего обучения Л.В. Занкова, «Школа 2100» и «Школа России». В 7-9-х классах ведется предпрофильная подготовка учеников. С 2005—2006 учебного года
и ученики 10-11-х классов имеют возможность обучения по индивидуальным
учебным планам. На старшей ступени учащимиеся могут изучать семь предметов не только на на базовом уровне, но и в качестве и профильнх: русский и иностранные языки, математика, история, биология, физика и химия. При
составлении индивидуального учебнего плана учащийся может
самостоятельно комбинировать актуальные для него учебные дисциплин,
составляющие вместе от 30 до 32 часов (20 часов — инвариантная часть) и
выбрать не менее 3-х элективных курсов (из предлагаемых 16-ти) в течение
года в общем объёме 4 часов, 1 час отводится на проектную и
исследовательскую деятельность. В течение учебного года проводится
мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения.
Начиная со 2-го класса по итогам учебных четвертей производится
аттестация учащихся, ученики 10-11-х классах аттестуются по итогам
полугодий по пятибалльной системе. Дополнительное образованиеСистема
дополнительного образования гимназии включает в себя газета «СКОТЧ»,
проведение праздников («Празднике знаний», «Пушкинские дни», «За честь
школы», на котором вручают премию «Яблоко успеха») и выставок, театр-студию «Перемена», творческий театр изобразительного искусства «Волшебная кисточка», вокальная студия «Домисолька», литературный клуб «Росточки», совет старшеклассников, клуб «ЧГК», команды по разным видам спорта. Источник: http://dictionary.sensagent.com/Гимназия № 1 (Соликамск)/ru-ru/ https://гимн1солкам.рф/
Литература: - ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ : данное издание предназначено для руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников, учащихся и
родителей / Соликамская гор. админ. Пермской обл. Упр. образования. -
Соликамск, 1999. - 81 с. : ил.
Газетные публикации и статьи из сборников: - Фурсеева, Е. И. Междисциплинарные интегрированные музейные проекты МАОУ "Гимназия № 1" как средство реализации ФГОС / Е. И. Фурсеева // Культурно-историческое наследие
как фактор устойчивого развития
территории : материалы Всероссийской научно-практической
конференции, посвященной 400-летию Дома Романовых и 400-летию
Соликамского воеводства, 14-15 ноября 2013 года / Соликамский
государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «ПГНИУ» ;
сост. Г. А. Лебедева. - 2014. - С. 343. - 345.
- Калинина, К. Территория Любви и Созидания : сегодня гимназия № 1 – уникальное современное
образовательное учреждение, где царит его величество детство / К. Калинина // ГородОК. - 2021. - 29 декабря (№ 51). - С. 9.
|