В стороне от Соборной площади, ближе к окраине Соликамска, там, где
раньше было село Красное, стоит Иоанно-Предтеченский храм (1715 - 1772). Строен он был первоначально на иждивение
солепромышленника посадского человека Иоанна Суровцова, а кончен купцом
Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и
после него от Демидова и село Красное.
Солепромышленники Турчаниновы, кроме соляных промыслов,
имели вблизи Соликамска медилавиленные заводы, памятником существования
которых остались на Соликамских колокольнях благозвучные и тяжеловесные
колокола.
Иоанно-Предтеченская церковь примечательна еще и тем, что в 1735 году
поблизости от нее был заложен Григорием Акинфиевичем Демидовым первый в
России ботанический сад, откуда к столу самой Анны Иоанновны, а позднее –
Елизаветы Петровны, отправлялись ананасы и другие заморские фрукты.
К 1845 году не поддерживаемая владельцами, наследниками Турчанинова, владельцами Сысертских заводов, в Екатеринбургском уезде, и
заключающая в своем приходе около 80 душ мужеска пола, церковь пришла
в упадок, все постройки и здания вблизи церкви были проданы, разобраны до
основания, и материал их был употреблен на постройку домов в г. Соликамске. В дальнейшем ими планировалось все церковное имущество и колокола перевезти в Сысертский завод, но против этого восстало духовное начальство.
По представлению епархиального начальства указом Св.
Синода от 14 июля 1845 года за № 8932 церковь вместе с прихожанами была приписана к
Соликамскому Троицкому собору. В 1868 году был
избран в церковный староста Соликамский купец Василий Александрович Рязанцов. Он на свой
счет устроил на церкви главу, перекрыл новым железом всю кровлю, как на
церкви, так и на трапезе и паперти, пострадавшую после бури в этом же году, окрасил церковь снаружи, устроил в
окна новые рамы, перекрасил иконостас в Предтеченском храме возобновил
иконы, позолотил и перекрасил иконостас в нижнем храме во имя мученика
Иоанна Воина, перестлал и окрасил полы в верхнем летнем храме, устроил
два новых киота, купил новое паникадило, 7 лампад пред иконы,
седмисвещник, два больших предналойных подсвещника и два выносных,
бархатные шитые золотом хоругви, две налойные иконы престольным
праздникам в серебряных окладах, - и на все это употребил до 2020
рублей.
В 1877 году пожаром истреблена значительная часть верхнего храма. Тот
же благотворитель церкви купец В.А. Рязанцов устроил на трапезе новые
накаты, железную кровлю и во всем верхнем храме новые полы,
перештукатурил изнутри стены и росписал стены храма живописью, - и на
все сие употребил из собственных средств до 2485 рублей, в том числе на
стенную живопись 1630 руб. Теперь Красносельская церковь доведена до
такого благоустройства и так великолепно украшена, что не уступит в этом
отношении лучшим храмам г. Соликамска». В дальнейшем Соликамские купцы Василий и Иван Рязанцевы подали прошение Пермскому
епархиальному начальству об открытии при
Иоанно-Предтеченском храме женской общины, сославшись на волю покойного родителя
Соликамского купца Александра Рязанцева, который еще при жизни своей, имел желание
устроить женскую общину, вблизи города Соликамска, при безприходной
приписной к Соликамскому Свято-Троицкому собору, Красносельской
Иоанно-Предтеченской церкви. Обновив и украсив означенный храм, родитель
их пожелал, чтобы при этом храме был особый самостоятельный причт, и на
содержание его внес капитал в 10400 руб., а на отведенной от города
усадебной земле устроил приличное помещение для причта, который и
состоит при Красносельской церкви с 1887 года. Вполне сочувствуя благому
желанию своего родителя, они, Рязанцевы, изъявляют желание в память их
отца основать при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви женскую
общину для благочестивых вдов и девиц, желающих посвятить себя на
служение Богу, и для этого обязываются: 1) на отведенной от граждан
города Соликамска земле, в количестве 3 десят. 1160 саж., построить
помещение для 20 – 25 сестер, с необходимыми надворными строениями; 2)
на содержание общины внести 10000 р., с тем, чтобы капитал этот
оставался неприкосновенным, а проценты поступали ежегодно на содержание
общины и проживающих в ней сестер; 3) если сестры общины пожелают
заниматься хлебопашеством, то они Рязанцевы, изъявляют готовность взять в
аренду на 24 года от 10 до 15 десят. Близ лежащей земли от крестьян
Поповского сельского общества, на что крестьяне означенного общества
изъявляют свое полное согласие.
Прошение это было
удовлетворено 7 июня 1891 года. Братья внесли на счет
общины 10 400 рублей, которые считались неприкосновенными, а сама община
содержалась на проценты.
Через три года, в апреле 1894-го община получила статус монастыря. Правление монастырем всецело лежало на плечах настоятельницы
монастыря игуменьи Ангелины, при участии казначеи монахини Маргариты и
исполняющей обязанности благочинной монахини Рафаилы. Через пятнадцать
лет в обители состояло: манатейных монахинь – 18, рясофорных послушниц –
9, послушниц не постриженных – 155, а всего 182, в том числе вновь
поступивших – 12-ть. Миряне также очень любили монастырский храм. В этом
же, 1909 году, например, более 1100 прихожан приняли причастие.
В 1921 г. монастырь был закрыт, монахини выселены, многие его насельницы
подверглись репрессиям. Церковь передали
под детский дом; уничтожили иконостас, забелили настенные росписи,
устроили спальни и учебные классы.
![https://sun9-51.userapi.com/c857628/v857628779/1ce7cd/-lnE2wMosNA.jpg](https://sun9-51.userapi.com/c857628/v857628779/1ce7cd/-lnE2wMosNA.jpg)
В 1930 г. в храме разместился клуб
ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать
колокольню на Красном». Но постановление это выполнено не было. В годы
войны в церкви устроили химзавод, позднее – ватную фабрику.
В начале 1980-х годов горсовет постановил отдать здание церкви
под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было, храм стоял
бесхозный, пока его не передали зарегистрированной 8 сентября 1989 года
православной общине. Был проведен ремонт и в храме возобновились
службы.
На заседании 27 июля 2009 года Священный Синод Русской Православной
Церкви, заслушав прошение епископа Пермского и Соликамского Иринарха,
постановил преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном
селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский
Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (журнал № 77).
Настоятельницей Соликамского Красносельского Иоанно-Предтеченского
женского монастыря назначена монахиня Варвара (Сухинина), с
освобождением ее от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского
женского монастыря.
Источник: http://radiovera.ru/solikamsk-ioanno-predtechenskiy-zhenskiy-monastyir.html https://itreba.org/ru/object/solikamskij-krasnoselskij-monastyr-1554/history https://monasterium.ru/monastyri/monastery/solikamskiy-krasnoselskiy-ioanno-predtechenskiy-zhenskiy-monastyr/ http://northural.ru/article/tserkov_ioanna_predtechi/
|