ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК
- русский писатель, драматург (1852-1912), родился в п. Висим
Шайтанского завода Пермской губернии в семье заводского священника.
Начальное образование получил в висимской школе. В 1867-68 гг. учился в
Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 г. в Пермской
духовной семинарии, но оставил ее, не закончив полного курса обучения. С 1878 г. жил в
г. Екатеринбург, занимался литературным творчеством, был тесно связан с
краеведческим движением в Пермской губернии. Был действительным членом
УОЛЕ, принимал активное участие в его работе и изданиях.
Дмитрий
Наркисович часто путешествовал по Уралу и Пермской губернии, выезжал на
места описываемых событий, принимал участие в археологических
раскопках, собирал фольклорный и исторический материал, окончательно
закрепив за собой репутацию «писателя-уральца».
Летом 1888 г. писатель совершил специальную поездку на север Пермской губернии. Побывал в Перми, Соликамске, Чердыни.
На этом материале был написан замечательный рассказ «Зимовье на
Студеной», очерки «От Урала до Москвы», «От Зауралья до Волги».
Очерк
«Старая Пермь», опубликованный в журнале «Вестник Европы», также был
написан Д. Н. Маминым-Сибиряком в по итогам его путешествия из
Екатеринбурга в Ныроб. Маршрут состоял из трех этапов: по железной
дороге из Екатеринбурга в Пермь, отсюда на пароходе по Каме, Вишере и
Колве до Чердыни и на повозках из Чердыни в Ныроб.
В очерке писатель приводит выдержки из летописи Соликамска и сопровождает их комментариями. «Интересно проследить летопись такого позабытого уголка, в котором, как в капле воды, отражается далекая «русская история»,- конечно, отражается только отдельными звеньями, как эхо. Возьмем для примера летопись Соликамска. ...Приведенныя нами выдержки из летописи Соликамска дают обильный и характерный материал: сколько нужно было терпения, выдержки и старания, чтобы просто уцелеть. ...со всех сторон на голову соликамцев дождем сыпались всякие беды - подавай деньги, подавай ратных людей, лошадей и корм разной чиновной челяди. Более живою связью с остальной Россией являлись ссыльные, да иногда проедет в Сибирь какой-нибудь знатный иностранец. А когда повернули сибирский тракт с Верхотурья на Екатеринбург, и этого не осталось - Соликамск совсем захирел и стушевался, обойденный потоком жизни. Странно даже представить себе такой город, у которого нет ни настоящего, ни будущего».
Источник:
https://vk.com/wall-53223664_4897
Сочинения:
Мамин-Сибнряк, Д.Н. Старая Пермь / Д. Н. Мамин-Сибиряк. - Чердынь : Чердынская тип., 1994. - 68с.
"Старая Пермь" (отрывок)
Путевые очерки
"...Город Соликамск - в стороне от Камы. От пристани
Усть-Боровой, где открыты соляные варницы, до него, кажется, всего около
двадцати верст. Почему город ушел от реки - объяснение в соляном
промысле, откуда и название города: Соль-Камская, Соликамск, как есть
Соль-Вычегодская, Сольвычегодск. Попав из благословенного Зауралья в
здешние убогие места, невольно удивляешься быстрой перемене всех условий
жизни и главных интересов: нет ни золота, ни платины, ни драгоценных
камней, ни степного пригонного скота, ни бойкой хлебной торговли, ни
зауральских рыбных озер, и разговоры идут только о соли, о лесе, о
торговле печорской рыбой, о беличьем промысле, о чердынском рябчике - и
только. Всё происходит в самых скромных размерах, точно самая жизнь
втиснута совсем в другой масштаб. Краски не блещут здесь особенной
яркостью, а красноречие цифр только раскрывает общую бедность. Но за
этой неказистой действительностью стоит длинное историческое прошлое и
по разным углам сохранились замечательные памятники старины. Если
история Зауралья начинается с похода Ермака, то здесь нужно накинуть еще
сотни лет. Можно пожалеть, что почти вся эта почтенная старина отчасти
выгорела, а отчасти остается в неизвестности. Сохранились, главным
образом, церковные древности. Так, в Николаевской церкви в Усолье -
евангелие 1603 года, написанное одною из именитых женщин фамилии
Строгановых. Уставное письмо красиво и отчетливо, с раскрашенными
заставками; вместо "у" везде "оу", после "ш" и "с" везде поставлен юс;
встречаются титлы, каких уже не употребляют. Листы скреплены такой
подписью: "Лета 7111 августа в 31 день сия книга levhuê напрестольное
домовое, церковное всемирного воздвижения честнаго и животворящаго
креста господня в городе на Устье на Орле над Камою рекою усть Уявы
(Яйвы) реки. Положение Никиты Григорьевича сына Строганова к своей
вотчине для своего поминовения заздравного и для своих родителей за
упокой". Это евангелие хранилось в Орле-городке, а в 1828 г., по указу
пермской консистории, перенесено в Усолье. В церкви села Кудымкар
сохранился колокол с латинской надписью: "Anno 1647 gloria Soli Deo". По
сельским церквам можно встретить и "де-Иисус на красках", и
запрестольную "Пятницу", и разные приклады сканного и басманного дела23 - гривны, венцы, оклады.
Интересно проследить летопись такого позабытого уголка, в
котором, как в капле воды, отражается далекая "русская история",-
конечно, отражается только отдельными звеньями, как эхо. Возьмем для
примера летопись Соликамска.
Основание города с точностью неизвестно, но его относят к
1505 г., когда на Чердынь нападал сибирский царевич Кулук-Салтак,
покоривший, между прочим, и Усолье Камское. Потом грабили Соликамск
ногайские татары, так что соликамцы в 1552 г. обратились к Ивану
Грозному за воинской помощью. Царь стоял тогда под Казанью и послал на
защиту города складной образ Николая-Чудотворца".