В современных социально-экономических условиях каждое образовательное учреждение находится в стадии переосмысления своей деятельности, а, значит, и пересмотра методов, подходов, концептуальных идей к процессу образования личности учащегося. Современное российское общество стремится выйти на тот уровень, где каждый человек будет ощущать себя свободной, значимой личностью, имеющей возможность реализовать свои задатки и способности в условиях новых взаимоотношений, основанных на общечеловеческих нравственных ценностях.
Практический опыт работы в лицее в течение семи лет убеждает педагогов в том, что любое развитие происходит только в деятельности (индивидуальной или коллективной), а любая деятельность начинается с мотивации или интереса личности.
С учетом этого, а также главного принципа современного образования: «Реализуй самого себя», - из апробированных новшеств педагоги лицея закрепили в своей деятельности технологии, созвучные природосообразности личности и соответствующие известному утверждению А. Дистервега: «Надо не кормить рыбой учеников а научить их пользоваться удочкой». Такими педагогическими технологиями, на их взгляд, являются:
Монтессори-педагогика - мобильная педагогическая система, учитывающая индивидуальные особенности каждой детской личности, формирующая в сознании каждого ребенка комплексное представление об окружающем мире, опирающаяся на сенситивные периоды в развитии ребенка как фазы ненасильственного, особого восприятия им (ребенком) какого-либо вида деятельности. Тематические творческие лаборатории предметного и общелицейского характера, основанные на принципах системы С. Френе — принципах коллективного взаимообучения, метода проектов, а также индивидуальных интересов учащихся, которым предлагаются материалы с разным уровнем сложности, что позволяет каждому ребенку сделать выбор по своим способностям и потребностям.
«Школа на колесах» — экскурсионный метод обучения (по А. В. Сухомлинскому), один из основных способов развития личности (по Д. С. Лихачеву), позволяющий освоить региональную культуру Отечества, а также собрать материалы по индивидуально выбранной теме.
Все вышеуказанные педагогические технологии позволяют сделать обучение детей в лицее личностно-ориентированным, соответствующим формированию гармонически развитой личности.
Так как эффективное формирование личности происходит лишь в процессе и в результате собственной (уместной и практической) деятельности самого человека, когда ученик чувствует себя в большей степени субъектом этой деятельности, необходимо периодически отходить от классно-урочной системы, увеличивая тем самым долю семинарских, практических, лабораторных и проблемно-лекционных занятий, а также предоставлять ученику возможность профилизировать свою учебную деятельность за счет расширения спецкурсов, факультативов, индивидуальных занятий по необходимым для него предметам.
Вышеуказанные процессы также обеспечивают воспитательный компонент развития личности лицеиста, а именно: ее специализацию, персонализацию, желание изучать культурное наследие родного края и Отечества, коммуникативные способности.
Этому способствуют также сложившиеся за 7 лет общелицейские традиции: ежегодные пушкинские чтения и празднование Дня открытия Царскосельского лицея 19 октября, Дня рождения нашего лицея (12 мая), регулярное проведение праздников народного календаря, таких,как Масленица, Рождество, праздник урожая и т. д.
В атмосфере интерсоциального воспитания складываются и новые традиции - празднование Дня Святого Валентина, "Halloween" и др. Воспитательное и образовательное значение имеет также деятельность детских клубов и студий, функционирующих в лицее.
Все вышеперечисленное невозможно без хорошо организованной психолого-диагностической службы в лицее, а также без глубокой, осмысленной методической и личностной работы педагогов по самообразованию, без соблюдения принципа гуманитаризации образовательного процесса и гуманизации межличностных отношений (ученик-учитель, ученик-ученик, ученик-родитель, учитель-родитель и т. д.). Необходимо помнить "золотое правило": ученика надо сначала любить, а потом учить. Любовь к ученику должна быть требовательной, но эти требования должны исходить из любви к нему. Альтернативное образование в условиях малочисленности учащихся и лицейской камерности дает возможность любить каждого ученика и помогать ему саморазвиваться и самореализовываться, а также учитывать интересы учащихся, учителей и родителей.
Источник: - ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ : данное издание предназначено для руководителей
образовательных учреждений, педагогических работников, учащихся и
родителей / Соликамская гор. админ. Пермской обл. Упр. образования. -
Соликамск, 1999. - 81 с. : ил.
|