Начинающим журналистом поехал я в командировку в Соликамск. Зашёл в музей, в
художественный отдел. Маленькая комнатка. В единственное окошко
вливается сумрак зимнего вечера. А на стенах – Тутанхамон и Нефертити,
Аменхотеп III и царица Тейя, сфинкс на фоне египетского звёздного неба,
залитые солнцем, испещрённые иероглифами ворота храма в Карнаке...
Жителей северного города наверняка также ошеломили и раскалённый песок
пустыни, и горячий сирокко. Обаяние Африки заворожило даже городское
начальство: художника Потапова пригласили в Соликамск, предложив любую
квартиру на выбор (сказка времён советской власти).
Музей купил 15 его египетских работ, которые искусствоведы оценили в 5
тысяч рублей – большие деньги по тем временам. И Потапов решился – в
1984-м перебрался из закарпатского Хруста на 59-ю параллель.
Перевёз нехитрые пожитки, самодельные шкаф и кровать с
ангелом-хранителем в изголовье. Может статься, в этой маленькой, почти
детской кроватке видел он сны своего младенчества… Михаил Потапов родился в 1904 году в Варшаве, в семье военврача. Ему
было пять лет, когда отец внезапно скончался. Будучи уже 78-летним,
Потапов нарисовал по памяти его портрет, но точны ли детские
воспоминания? Дивизионный врач вряд ли мог иметь генеральский чин. После
смерти Михаила Ивановича семья уехала из Варшавы. Будущего «египтянина»
определили в московский интернат для дворянских детей-сирот. Как-то,
уже гимназистом, открыл он учебник по древней истории и… Древний Египет
оказался настолько знакомым, как дворы Черкасска и улицы Варшавы. Он мог
пройтись мимо дворцов и храмов древних Фив, постоять на площадях
Ахетатона, услышать, как покрякивает ибис, высматривая рыбёшку в тёплой
нильской волне. Много позже догадались сравнить портрет Эхнатона и
фотографию молодого Потапова. Сходство оказалось поразительным. Впрочем,
сам Михаил Михайлович полагал, что тысячи лет назад душа его обитала в
теле одного из родственников легендарного фараона.
Донимало, мучило: почему он помнит давно ушедшую эпоху? Не тронулся
ли он умом – до того явственны были его мистические перемещения в страну
фараонов и пирамид. Мать, имевшая знакомства в киевском антропософском
кружке, даже советовала обратиться за объяснением к адептам
эзотерических знаний.
...После революции Михаил с матерью перебрались в Крым. Отучившись в
севастопольской гимназии, хватался за любую возможность заработать –
художником, чертёжником. Его приметил выпускник императорской Академии
художеств Юрий Шпажинский и за шесть лет индивидуальных занятий преподал
академический курс. В конце двадцатых Михаил перебрался в Ленинград,
познакомился со светилами египтологии, его взяли практикантом в Эрмитаж.
Там бы и пробыл он до пенсии, расшифровывая иероглифы на ветхих
папирусах, но...
Пришёл
вызов из севастопольского военкомата. Болезнь лёгких избавила его от
службы, но и воспрепятствовала возвращению в ленинградскую сырость.
Михаил решается ехать в Москву, поступать в Академию художеств. Но в
секторе искусств Наркомпроса, взглянув на его работы, сказали: да вам
учиться уже нечему! И предложили на выбор варианты: Исторический музей,
музей изобразительных искусств или Дарвиновский. Он выбрал последний.
В музее проработал до ареста в 1935 году (58-я статья). Лагерь на
берегу Баренцева моря, а потом местечко, откуда никто не возвращался.
Тогда-то фельдшер Березовский и выдал ему спасительную медицинскую
справку. «Египтянина» направили на работу художником в театр при
Беломоро-Балтийском комбинате в Медвежьегорске... (cтатья в сокращении)
Автор: Вячеслав Запольских Журнал "Чудеса и приключения" № 4, 2013 г.
|