Искусство ковки на Руси известно с древнейших времен, но начало его
распространению было положено в XII-XIII веках - это время зарождения
русского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы
замечательные образцы художественной ковки. Прекрасный пример русского
кузнечного искусства - шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного
куска железа. В XVI-XVII веках в Новгороде и в Москве возникают
кузнечные ремесленные корпорации. Кузнецы селились, образуя слободы
(Кузнечный Мост в Москве). В музеях нашей страны сохранились изделия
этой отрасли декоративного искусства. Привлекают внимание кованые
светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные решетки в
Санкт-Петербурге, Москве и других городах - дело рук кузнецов. С
давних пор в народном зодчестве Урала, наряду с камнем и деревом,
достаточно широко использовался металл. Во многих семьях можно было
встретить художественно обработанные металлические строительные детали:
кованые петли ворот и калиток, выполненные в виде длинных накладок
фигурного очертания, разнообразные щеколды, ручки, личины замков, ажурные
обкладки из просечного железа на сундуках и ларях, кованые гвозди с
большими выпуклыми шляпками и даже с фигурными и рельефными подкладками -
шайбами. В оформлении храмов кованый металл применялся для решеток ограждений, ажурных подзоров по карнизам и гребней на крышах. В
строительстве домов - на крышах, на воротах и крыльцах - деревянная
резьба нередко сочеталась с коваными или резными решетками. Уральские
железных дел мастера - литейщики, слесари, кузнецы издавна славились
своими делами по всей России. Не случайно в 1703 году указом Петра I для
городского строительства в Тихвин и Таганрог отправили именно Соликамских кузнецов. В
Соликамске - одном из старейших городов Прикамья - было высоко развито
кузнечное мастерство. С XVII века Соликамск являлся соляной столицей
России, здесь зарождалась уральская горнозаводская промышленность - с постройки первого медеплавильного завода. Кузнечное
дело на Соликамской земле существовало задолго до появления
медеплавильных заводов. Из кричного железа и самородной меди ковались
самые необходимые для быта изделия, ножи, наконечники стрел и копий,
скребки для шкур, рыболовные крючки, остроги, а позднее - гвозди и скобы
для строительства плотов и лодок. В период интенсивного солеварения
кузнецы ковали цепи, всевозможные детали для подъемных механизмов и
большие «сковороды» - црены для выварки соли. Однако наибольшее
развитие кузнечное дело получило в XVII веке в период строительства
крепостей, церквей и монастырей: ковались мощные связи - тяжи для
скрепления стен, арок, сводов; металлические двери и ворота, оконные
решетки и высокие надкупольные кресты.
Согласно писцовым
книгам 1620 года, в Соликамске было 16 кузниц, обслуживающих
преимущественно солеваренные промыслы, а в конце XIX века насчитывалось
172 столяра и кузнеца (по книге X. Мозеля «Материалы для географии и
статистики России и Пермской губернии». СПб, 1864). Народное искусство
сложилось в результате труда многих поколений, опыт обработки металлов,
переходивший от учителя к ученику, совершенствовался. На богатой
исторической почве г.Соликамска в 90-х годах XX века в ремонтном цехе
ОАО «Соликамскбумпром» была создана первая в городе артель кузнецов
художественной ковки во главе с Александром Ивановичем Малышевым,
который более 40 лет работает на этом предприятии. Многие мастера прошли
обучение в артели и трудятся на разных предприятиях города:
Ю.Возницкий, Д. Ширёв, Л. Власов, А. Саитгареев, Д. Лодыгин, А.
Перваков, С. Белкин, A. Лукьянов, А. Горячёв, А. Кокшаров, В. Григорьев,
B. Лыткин и другие. Мастерство и художественный уровень
кузнецов-художников растут из года в год. Соликамские мастера
проводят большую работу по созданию кузнечного ожерелья города. Их
изделия - ограды, решетки, навершия, перила, ворота - гармонично
вписываются в облик древнего города. Оформлены торговые центры,
магазины, кафе, Дворец культуры, проходная, гостиница ОАО
«Соликамскбумпром», а также церковь села Городище и другие объекты. А.
Малышев и его ученики вступили в ассоциацию «Кузнецы Урала». За
большой вклад в дело возрождения ручной художественной ковки на Урале и
организаторскую работу в Соликамске А.Малышева избрали вице-президентом
Уральской ассоциации кузнецов. Борис Казаринов, профессор, член
президиума Союза кузнецов России, академик кузнечной академии, высоко
оценил труд А. Малышева и его артели на страницах книги «Кузнецы Урала».
А. Малышев является учеником Александра Григорьевича Навроцкого,
кандидата технических наук, вице-президента «Союза кузнецов России». Кованые
изделия А. Малышева и его учеников представлены в Музее кузнечной науки
и техники в г. Москве, Центре ручной художественной ковки Урала г.
Екатеринбурга, Соликамском краеведческом музее.
За существенный вклад
в развитие кузнечного мастерства и подготовку мастеров А.Малышев в 2008
г. получил высокое звание «Народный мастер Пермского края».
Источник:
- "Огни Гефеста" проект : фестиваль кузнечного мастерства / сост. сб. Т. Д. Келлер. - Соликамск, 2009. - 22 с. : ил. |