В
письменных источниках содержатся скудные сведения о том, как выглядели
росписи в храмах города Соликамска. В церковных описях особого внимания
им также, как правило, не уделялось. А меж тем обозрение церковных
стенописей в широком смысле этого слова составляет одну из неотложных задач церковной археологии, – писал еще в 19 веке известный археолог, доктор церковной истории Н.В. Покровский.
В
последующее время, связанное с гонением на Церковь, росписи сбивались и
забеливались. Поэтому о характере монументальной живописи в соликамских
храмах позволяют судить, по большому счету, лишь фотографии столетней
давности и сохранившиеся фрагменты живописи в ряде церквей. Помимо
орнаментальных мотивов, которые зачастую выполнялись в монохромной
манере, варьировался характер расположения композиций и их стилевые
особенности.
Так, представленные в подкупольной росписи
Троицкого собора многочисленные фигуры святых в четырех долях свода
образуют общую композицию («Тебе Бога хвалим»). В подкупольном
пространстве Спасской церкви отдельные сюжеты заключены в фигурные
картуши.
Расписывались отдельные архитектурные элементы: в пазухи
арочных сводов, обрамляющие оконные проемы Крестовоздвиженского собора,
вписаны евангельские сюжеты (на фото - сцена «Благовещения»). При входе в
собор – в нишах по обе стороны двери архангелы, один из них записывает
входящих в храм, другой – исходящих из храма.
Монументальная
живопись являлась важной составляющей частью убранства храма. Понимали
это и именитые благодетели, активно жертвовавшие на строительство и
содержание соликамских храмов. Известно, что в церкви Иоанна Предтечи в
1877 году случился пожар, в котором сильно пострадал верхний придел
храма. Тогда избранный в церковные старосты В.А. Рязанцев своими
средствами отремонтировал здание церкви: «перештукатурил изнутри стены и
расписал стены живописью, - и на все сие употребил из собственных
средств до 2485 рублей, в том числе на стенную живопись 1630 руб.»
Не
только изнутри, но и снаружи некоторые церкви украшались живописью –
отдельные композиции имелись на фасадах Крестовоздвиженского и Троицкого
соборов, росписи были у часовни Петра и Павла. Апсиду Богоявленской
церкви и в наши дни украшает «Богоявление». Слабые остатки росписей на
фасаде Спасской церкви можно было видеть еще не так давно, а вот как
выглядели они в 19 веке: «На стенах написаны довольно искусно притчи, –
пишет В.Берх в 1821 году в своём «Путешествии в Чердынь и Соликамск», - а
расстояние между оными испещрено красными разводами, изображающими
ветви и листья». «Изнутри и снаружи под карнизами, - пишет А.Луканин, -
церковь расписана в старинном стиле самыми яркими и пёстрыми красками.
Живопись здесь была старинная, но испортилась и в 1850 г. поновлена по
прежним рисункам; только на стенах нижней части храма рисунок изменен».