Соликамск в живописи интересен не только ходом
исторического развития города, но и промышленными пейзажными
работами, которые хранятся в музеях нашей страны и частных собраниях
коллекционеров.
Друзья, давайте посмотрим на Соликамск глазами художников.
Астаулов Павел Владимирович (1975) родился в
Тамбове. Окончил Тамбовское Высшее Командное Краснознаменное училище
химической защиты имени Подвойского. С детства тяготел к живописному
искусству. Учился в ДХШ №1 г. Тамбова. С тех пор неустанно занимается
самообразованием, изучая теорию живописи и технические приёмы старых
мастеров.
Художник нашел свой особенный стиль в написании
натюрмортов и архитектуры в пейзаже. Его работы отличаются максимальной
правдивостью изображения, тщательной детальной проработкой, четкостью
композиционного воплощения. В своем творчестве художник обращается к
русскому прошлому, к национальным основам нашей культуры. Для сюжетов
своих произведений часто использует реальные памятники русской
архитектуры и предметы старины. С 2002 года участник областных и
всероссийских выставок. С 2010 года член союза художников России. Его
картины находятся в частных коллекциях России, Англии, Финляндии,
Австрии, Испании, Латвии.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_30440
http://astaulov.ru/?view=astaulov
Белов Станислав Кондратьевич (1937-1989) омский художник график, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза художников
РСФСР, сын известного сибирского художника К.П. Белова, один из самых
ярких представителей поколения «шестидесятников», родился 24 мая 1937
года. В 1955—1961 гг. учился во ВГИКе на художественном факультете по
специальности «Художник фильма».
Вернувшись после окончания
института в родной город, он был среди тех, кто менял направление
искусства в Омске. С 1961 года работал художником-постановщиком на
Омской студии телевидения, затем старшим преподавателем на кафедре
живописи и рисунка художественно-графического факультета Омского
педагогического института им. А.М. Горького. С 1976 года – зав. кафедрой
живописи, с 1987 года – профессор.
С 1981 по 1985 год возглавлял Омскую организацию Союза художников РСФСР. Неоднократно участвовал в работе республиканских, областных и зональных выставкомов, Делегат IV съезда художников РСФСР и V съезда художников
СССР. Один из организаторов зональной выставки «Молодые художники
Сибири». Десятки выставок сделали его имя известным в России и за
рубежом. Награды: вторая премия ЦК ВЛКСМ за серию «На мирной земле»
(1972), знак «Отличник просвещения СССР» (1987).
Его произведения приобретались Министерством культуры РСФСР, дирекцией выставок Союза художников
РСФСР. Работы хранятся в Городском музее «Искусство Омска», Омском
музее им. М.А. Врубеля, ОГИК музее, Тобольском государственном
историко-архитектурном музее-заповеднике, музеях Твери, Мурманска,
Венгрии.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_35146 Бибиков Виктор Сергеевич (1903-1973) - советский художник-график, мастер цветной линогравюры, пейзажа. Член Союза художников с 1932 года, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955).
Виктор Сергеевич родился в селе Душенове Московской области. С
1920 по 1925 год служил в Красной армии, после демобилизации поступил
на художественные курсы Ассоциации художников революции (АХР) и окончил
их в 1928 году, но до 1930 года дополнительно учился у художника И.Н.
Павлова. Большое влияние на творческое развитие художника оказал Николай
Шевердяев, преподаватель ВХУТЕМАСа (высших художественно-технических
мастерских), декан графического факультета. Участвовал в
художественных объединениях ОМАХР (Объединение молодёжи ассоциации
художников революции) и АХР. С 1930 года постоянный участник
художественных выставок. Участник Великой Отечественной войны.
Награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.» и другими медалями СССР. Работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова с 1949 по 1963 год.
Произведения
В.С. Бибикова находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном Русском музее, Горьковском художественном музее Пермской
государственной художественной галерее и частных коллекциях России и
зарубежья.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_37044
Бортнов Пётр Степанович (п. Нижняя Салда, ныне город Свердловской области, 1918-2013) - живописец и педагог.
В
начале своего творческого пути специализировался на исторической
тематике. Его произведения отличает чёткий реалистический почерк,
высокая культура живописи, хороший рисунок. Колористические решения
отмечены сдержанностью, согласованностью тонов. В последнее время
много работал над пейзажем. Каждое лето жил в своей летней мастерской в
Нижней Салде. Среди многих красот и живописных уголков его более
притягивает скромная красота родного края. Создал более 1000 полотен.
Его
картины находятся в Центральном музее Армии, Государственной
Третьяковской галерее, в музее трудовой славы г. Джезказгана, во многих
музеях Среднего Урала, в культурных центрах, а также в частных
коллекциях России и зарубежья.
Картина называется "Соликамск". Хранится в МБУК "Нижнетагильский музей изобразительных искусств".
Источник: https://vk.com/wall-108854350_47650
Дмитриев Олег Алексеевич (1913-2009) - советский художник и художник-график, пейзажист и пушкинист.
Учился в Московском институте изобразительных искусств у М. А. Доброва.
Почётный
гражданин города Соликамск — за активное участие в создании
Соликамского краеведческого музея; в музей было передано более 300 работ
художника.
Картины Олега Дмитриева входят в собрания многих музеев России.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_36824
Дьячков Сергей Степанович (1919-1994) - живописец, график, художник книги.
Закончил:
«Пермское художественное училище». Участвовал в выставках с 1948. Жил и
работал в Перми. Некоторые его работы хранятся в Пермском областном
краеведческом музее.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_37812
Ефремов
Алексей Валентинович (1963) - живописец, график.
Член Союза художников России. Лауреат премий губернатора Свердловской области за выдающиеся
достижения в области литературы и искусства (2010, 2015 гг.).
Алексей родился 1 июля 1963 года в г. Свердловске. В 1983 г. окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища. В 1991 г. - кафедру искусствоведения Уральского государственного университета (г. Екатеринбург). С 1991 г. работает в студии "Артефактум", занимается музейным проектированием, оформлением интерьеров. Отдает предпочтение станковой живописи (жанрам пейзажа, портрета, натюрморта) и графике.
Мастер городского пейзажа, в особенности старого Екатеринбурга. За
последние 15 лет провел более 30 персональных выставок, постоянный
участник коллективных городских и региональных художественных выставок.
Соликамск. Троицкая церковь, 2011 г.
Картины художника находятся в постоянных экспозициях музеев Екатеринбурга, Пышмы, Алапаевска, других городов уральского регионаБольшое собрание картин приобретено "Уральским банком реконструкции и развития” (г. Екатеринбург). Активное участие принимает в выставках и арт проектах художественной галереи OnlineArt (Екатеринбург, Россия) с 2002 года. Картины А. Ефремова опубликованы в ряде книг по искусству Урала, издано
несколько серий календарей, в 2008/2011/2020 годах вышли персональные
альбомы живописи Алексея Ефремова художника.
Источник: https://ok.ru/group/53338131923127/album/54386774048951/882748206007 https://vk.com/wall-108854350_28024 Жданов Валентин Васильевич родился в посёлке Суксун Пермской области
в 1948 г. Учился на художественно-графическом факультете
Нижнетагильского педагогического института (1966-1971). Член Союза
художников России с 1982 г.
Выставочная деятельность началась с
1972 г. Валентин - живописец (пейзаж, натюрморт, портрет, интерьер,
тематические и мифологические композиции), автор
монументально-декоративных произведений (роспись, витраж, сграффито),
работает в акварели. Участник международных, всесоюзных, республиканских и региональных художественных выставок.
Произведения хранятся в музеях России и в частных собраниях за рубежом.
Мир
образов Валентина Жданова развивался от лирико-романтических пейзажей к
постепенному освоению тематических композиций обобщённого характера, к
полиптихам картин-размышлений. Живописный строй образно-пластического
решения этих произведений наполняется сложным духовным подтекстом. В
передаче ассоциативно-метафорической связи предмета и пространства
угадывается попытка соединить разновременные сюжеты в единый контекст
времени.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_30844
https://valentin-zhdanov.ru/o-hudozhnike/
Литература: - Казаринова, Н. В. Художники Перми / Н. В. Казаринова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 192 с. : ил.
Зырянов Александр Петрович (1.10.1928) - советский и российский художник; график, мастер линогравюры, народный художник Российской Федерации (2004); профессор Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1995).
Родился в селе Покровское Егоршинского района Уральской области. В
1950 году окончил Свердловское художественное училище, продолжив
образование, в 1956 году окончил Московский художественный институт им.
В. И. Сурикова, отделение графики. По окончании обучения
Зырянов работал в Свердловске (ныне Екатеринбург), сотрудничал с книжным
издательством, оформил книгу В. В. Маяковского «Что ни страница, — то
слон, то львица». С 1956 года художник живет в Перми. Участник
художественных выставок с 1957 года. В 1960 году стал членом Союза
художников СССР. Стал мастером станковой линогравюры, известен и как
специалист по книжной графике, плакату, экслибрису и рисунку. Художник
стал участником всесоюзных, республиканских и международных выставок. В
1980-х годах он обратился к новой для него теме — балету, создав для
Пермского театра оперы и балета серию гравюр, навеянных образами
спектаклей этого театра. Совершил творческие поездки в Крым, Грузию,
Францию и Италию. Работы А. П. Зырянова находятся в коллекциях
Государственной Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств
Республики Карелия, Северо-Осетинского музея изобразительного искусства,
Тамбовского художественного музея, Белгородского художественного музея,
Оренбургского музея изобразительного искусства, Художественного музее
Республики Бурятия, Иркутского художественного музея, Государственного
музее музыкальной культуры (Москва) и других музеях России.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_35392 https://permartmuseum.ru/article/22?ysclid=lutagpnrhr385635978
Работы:- Зырянов, А. Мотовилиха : альбом / А. Зырянов. - Пермь, 1978.
Зырянов, А. П. Пермь в гравюрах : [серия из 20 линогравюр] / А. П. Зырянов, нар. худож. России ; вступ. ст. Ю. Тавризян. - Пермь : Б. и., 2008.
- Чудские древности Прикамья : альбом / текст В. Оборина. - Москва, 1973.
Литература: - Александр Зырянов : каталог выставки / автор вступ. статьи и сост, А. Черняк. - Пермь, 1974.
- Александр Петрович 3ырянов. Графика : каталог выставки / вступ. статья А. Ефимовского. - Пермь, 1978.
- Андаева, Р. Пламень звезд пятиконечных / Р. Андаева // Веч. Пермь. - 1972. - 21 янв.
- Ефимовский, А. Александр Зырянов : буклет / А. Ефимовский. - Пермь, 1979.
- Ефимовский, А. Творчество, ставшее судьбой / А. Ефимовский // Звезда. - 1979. - 12 янв.
- Заслуженный художник РСФСР Александр Зырянов. Графика : каталог выставки. - Пермь, 1989.
- Казаринова, Н. В. Художники Перми / Н. В. Казаринова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 192 с. : ил.
- Пермь в линогравюрах А. Зырянова : альбом / вступ. статья Н. Н. Серебренникова. - Пермь, 1962.
- Светлая сила гравюры. Александр Зырянов : альбом / авт. сост. А. П. Крохалева. - Пермь : Астер, 2020.
- Художники Перми : сборник очерков / сост. Н. Казаринова. - Пермь : Кн. изд-во, 1981. - 175 с.
- Черняк, А. Графическая песня о Прикамье / А. Черняк, Н. Гашев // Звезда. - 1975. - 3 дек.
- Ягодовская, А. Поэзия сурового Прикамья / А. Ягодовска // Художник. - 1968. - № 6. - С. 20-22.
Колышев Юрий Богданович (1944) - один из признанных волгоградских мастеров архитектурного пейзажа, знаток рисунка и акварели.
Юрий
Колышев - художник лирического склада. Его образы эмоциональны,
архитектура в них живет в неразрывном единстве со средой. Его творчество
теснейшим образом связано с любимой им преподавательской профессией,
которой он служит вот уже почти полвека. Юрий Богданович - профессор
Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного
технического университета, он выпустил несколько поколений волгоградских
архитекторов.
Первая персональная выставка Ю.Б.Колышева
состоялась в 1978 г. В Союз художников он вступил в 1996 г. Художник уже
более сорока лет принимает активное участие в международных,
всероссийских выставках. Его работы отмечены дипломами IV и V
Международных конкурсов по архитектурному рисунку.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_36737
Коровин Олег Дмитриевич (29.10.1915, г. Екатеринбург — 19.02.2002, г.
Чехов Московской обл.), живописец, акварелист, художник книги; заслуженный художник России. В
1936 г. окончил Пермское художественное училище. Преподавал в
Свердловском художественном училище. Станковые работы Олега Коровина тематически разнообразны: портреты, пейзажи, интерьеры, исторические композиции.
Более сорока лет сотрудничал с книжными издательствами Перми, Екатеринбурга, Москвы. Первая оформленная художником книга вышла в Свердловске в 1949 г. На всероссийском конкурсе «Искусство книги» награжден дипломом II степени (1980) за миниатюру «Сказы Павла Бажова» и дипломом I степени за миниатюру А. Суворова «Наука побеждать» (1981).
Источник: https://vk.com/wall-108854350_43464
Литература: - Андаева, Р. Олег Коровин : буклет / Р. Андаева. - Пермь, 1979. - 171 с.
- Казаринова, Н. Прекрасное есть жизнь / Н. Казаринова // Веч. Пермь. - 1975. - 1 авг.
- Казаринова, Н. В. Художники Перми / Н. В. Казаринова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 192 с. : ил.
- Усков, П. Награда художнику / П. Усков // Звезда. - 1978. - 22 марта.
- Фукалова, И. Квадрат холста прекрасно чист / И. Фукалова // Звезда. - 1980. - 7 авг.
- Художники Перми : сборник очерков / сост. Н. Казаринова. - Пермь : Кн. изд-во, 1981. - 175 с.
- Черняк, А. Березы у Сибирского тракта / А. Черняк, Н. Гашев // Звезда. - 1975. - 5 июня.
Круглова Ирина (22.08.1981 г., гор. Каунас, Литва). В 10 лет переехала вместе с
родителями в Ульяновск. Четыре года занималась музыкой по классу
фортепиано. Хотя музыка и привлекает Ирину, она понимает, что это не ее
стезя. В 15 лет начинает много рисовать и осознавать свое настоящее
призвание. Ее художественной миссией, как сама она ощущает, есть
служение красоте.
С 1998 по 2002 год учится в Ульяновском Училище Культуры на
отделении художник-оформитель, где главный упор ставится на станковую
живопись и рисунок. Заканчивает Ирина Училище Культуры с красным
дипломом.
Диапазон творчества Ирины Кругловой разнообразен: и психологические
портреты, и натюрморты, и обнаженные натуры, и городские пейзажи, и
жанровые картины - дающие почву для размышления о простой, а порой и
драматической жизни людей и животных.
С 2010 года Ирина начинает серию жанровых картин, в которых передает
собственные переживания тихой и скромной жизни заброшенного городка,
где довелось жить после красивого, изысканного Каунаса.
Богоявленская церковь, 2012 год
Сторожа времени, 2013 год
Художника интересует не только внешне привлекательная сторона жизни, к
которой все так стремятся в наш бурный век, но и непримечательные
закоулки, где так же пульсирует биение жизни.
Осенью 2011 году посещает город Сергиев Посад, где пишет с натуры серию картин уникального памятника русской культуры и истории.
Произведения Ирины Кругловой находятся в галереях и частных коллекциях России и за рубежом.
Источник: https://ok.ru/group/53338131923127/album/54386774048951/869946432439 https://vk.com/wall-108854350_28870
Кузнецов Андрей живет в Усолье. Учился в Пермском
педагогическом училище № 4, на художественно-графическом отделении. В
1994 году закончил Красноярский государственный художественный институт
(КГХИ), отделение ДПИ, художественная керамика.
Работы
находятся в коллекции Соликамского краеведческого музея, Березниковского
краеведческого музея им.Коновалова, в частных собраниях Германии,
Чехословакии.
- Этюды - моя страсть, в них выражаются
быстротечные мгновения природы, неповторимость образов, настроений.
Только в этюдах можно сохранить те эмоции, которые и собственно
впечатлили на их написание, - признается Андрей Кузнецов.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_28337 https://domgubernia.ru/mastera/kuzneczov-andrej-vladimirovich/
Литература: - Балуева, Е. Керамическая живопись Андрея Кузнецова / Е. Балуева // Наш Соликамск. - 2000. - 13 января. - С. 14.
Пейзаж с мостом, 1989 год
Одинцов Игорь Павлович – яркий, самобытный художник-график. Окончив
ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.
И.Е. Репина (1978), Игорь Одинцов вернулся в родной город Пермь,
работал в мастерских Худфонда СХ РСФСР, стал членом Союза художников
России и Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО,
получил почетное звание Заслуженного художника России.
Его
творчество является неотъемлемой частью изобразительного искусства
Пермского края. Монументальные, лаконичные по стилю линогравюры
участвуют на представительных региональных, всероссийских и всесоюзных
выставках эстампа. Они обладают точно выверенным рисунком,
уравновешенной композицией, выразительной светотенью. Параллельно
Игорь Одинцов занимается живописью, много пишет с натуры – портретов,
пейзажей и натюрмортов. Ведущим жанром для Одинцова остается пейзаж,
который предполагает активную работу с натурой, поэтому художник
постоянно работает на пленэре, во время поездок творческих групп в
разные места Прикамья и в целом России. Повсюду художника волнует тема
взаимоотношений мира и человека, одухотворенная красота русской природы.
Работы
И.П. Одинцова хранятся в Пермской государственной художественной
галерее, Пермском краеведческом музее, в музейных собраниях Пермского
края (Березники, Чердынь, Соликамск), в художественных музеях городов
Йошкар-Ола, Киров, Омск, Томск, а также в частных коллекциях Англии,
Голландии, Швейцарии и России.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_34415
Литература: - Казаринова, Н. В. Художники Перми / Н. В. Казаринова. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 192 с. : ил.
Плотников Владимир Александрович – живописец, исследователь древнерусской архитектуры, один из активных деятелей по
сохранению русской старины, внесший немалый вклад в этнографические
исследования, в том числе в комплектование финно-угорского
коллекционного собрания Российского этнографического музея (РЭМ).
Владимир
Плотников родился в 1866 г. в Перми в семье с художественными
традициями. Его прадед по матери, И.В. Бабин, так же, как и дед, Н.И.
Бабин, были местными иконописцами. Ближайшие родственники - Василий и
Петр Верещагины, выпускники Санкт-Петербургской академии художеств,
имевшие звания профессора и академика. Художественные традиции семьи
определили его наклонности и повлияли на выбор профессии, определили его
интерес к древнерусской истории, архитектуре. Русская старина
становится главной темой его творчества. В 1903–1915 гг. В.А.
Плотников предпринял множество поездок по губерниям Северной и
Центральной России, чтобы, как он пишет в одном из писем сотрудникам
Этнографического отдела Русского музея (ЭО), «увековечить те памятники,
которые представляют несомненный художественный интерес, и которых еще
не настигла рука вандала-разрушителя». В 1908 г. Плотников
совершил поездку в Соликамский и Чердынский уезды Пермской губернии, где
собрал большую коллекцию этнографических предметов, характеризующих
различные стороны жизни коми-пермяков. Жизнь Владимира Плотникова
преждевременно прервалась в 1918 году. Он погиб в Петрограде при
невыясненных обстоятельствах.
Источник: https://ethnomuseum.ru/collections/collectors/plotnikov-vladimir-aleksandrovich/
Литература: - Серебренников, Н. Н. Плотников Владимир Александрович / Н. Н. Серебренников // Урал в изобразительном искусстве. - Пермь : Кн. изд-во, 1959. - С.138.
Пьянов Валерий Александрович (1940-2012) - русский художник-нонконформист, представитель московского андеграунда 1960-х - 1980-х годов, специалист в области реставрации древнерусской живописи. Валерий
Александрович Пьянов родился в 1940 году в Москве. Окончил Центральную
Художественную школу. Становление Валерия Пьянова, как реставратора и
художника, происходило под руководством братьев Чураковых: Степана
Сергеевича (главного участника поисков, спасения и реставрации картин
Дрезденской галереи в 1945 году) и Сергея Сергеевича (известного
специалиста по древнерусскому искусству, автору ряда инновационных для
того времени методов консервации и реставрации древнерусской фресковой
живописи).
Участвовал и руководил реставрационными работами
памятников живописи XII-XVII веков в Великом Новгороде, Ярославле,
Ростове Великом, Боровске, Соликамске, в течении восьми лет работал над
реставрацией соборов Московского Кремля, собора Смоленской Богоматери и
Новодевичьего монастыря, реставрировал алтарную часть Троицкого Собора
Свято-Данилова монастыря. Принимал участие в реставрации работы
Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (ГМИИ им. Пушкина). Работая в
Великом Новгороде в Церкви Спаса Преображения, открыл ранее неизвестные
фрески выдающегося византийского живописца Феофана Грека. Впоследствии
работал над восстановлением Трапезной палаты в Оптиной Пустыне. В
живописи Пьянов выступает как тонкий поэт архитектурного пейзажа и
интерьера, держит реалии древнерусской стенописи "на слуху", помнит
церковный интерьер и экстерьер "на ощупь". Музыкальная дискретика его
письма и духовна, и живописна одновременно. Общая тектоника его
произведений тяготеет к кристаллической структурности, напоминая об игре
граней горного хрусталя.
Работы Валерия Пьянова находятся в
Государственной Третьяковской Галерее, Коллекции нонконформистского
искусства из Советского Союза Нортона и Нэнси Додж (Музей Джейн Вурхис
Зиммерли при университете Ратгерс штата Нью-Джерси, Нью-Бранзуик,
Нью-Джерси, США), в Музее храма Христа Спасителя, в музее Ватикана, в
Музее Современного Искусства в Стокгольме, в Музее «Другое искусство», в
Новгородском Государственном Музее, в художественном собрании Югорского
Акционерного Банка, собрании Э. Фукса, в частных коллекциях Европы,
Австралии, ЮАР, стран Северной и Южной Америки.
Источник: https://vk.com/wall-108854350_33765
Продолжение следует...
|