Свято-Троицкий
собор занимает ведущее место в центральном архитектурном ансамбле
Соликамска. Был заложен в 1684 году, по благословению Вятского епископа
Ионы, на средства соликамцев.
Далее, по преданию, «как денежная казна
истощилась, строители же других средств к окончанию предпринятой
постройки храма не могли найти, то просили царей оказать денежное
вспомоществование от казны». По указу соправителей Иоанна и Петра
Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского
приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте
Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей
жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних
таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее
рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его
убранство.
В память о царском жаловании в
специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен
круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла.
А на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. Корона эта
на белом поле здания была неприметна, и в 1849 году при поправке собора
ее раскрасили, чтобы была виднее. В настоящее время можно увидеть только
корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как
символ царской власти.
Престолов в Святотроицком соборе было
три: главный — во имя Святой Троицы — освящен 28 июня 1697 года, южный —
во имя Иоанна Предтечи — освящен в 1689 году и западный — во имя
святителя Николая — освящен 17 июля 1693 года. Даты закладки собора и
окончательного освещения были выбиты на каменной доске, вставленной
снаружи в алтарную стену, до нашего времени не сохранившейся.
Собор пятиглавый, имеет квадратную
столпообразную форму с уступом на самом верху выше карнизов. Обведен с
трех сторон галереей-трапезной, с четвертой — алтарными полукружиями,
соединенными друг с другом. В среднем полукружии устроен алтарь главного
храма, рядом с ним — алтари приделов, иконостасы которых выходят в
галерею, соединенную с главным храмом входными дверьми и арками. Из
главного храма древний иконостас перенесен был в начале XIX века в
Соликамский мужской монастырь. В соборе вместо него в 1824 году был
устроен новый на средства купчихи Прасковьи Ивановны
Лапиной-Ентальцевой. По преданию, он представлял собой уменьшенную копию
иконостаса Казанского собора в Петербурге. Иконостасы в приделах
оставались без изменений, были двухъярусные с витыми колоннами.
Икон «старинной живописи» в Троицком
соборе сохранялось две: Святой Троицы и Богоматери, обе в серебряных
окладах. В храме находился также образ святителя Николая Чудотворца в
складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в
особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая
свеча. Внутренне пространство собора перекрыто сводами, освещается
множеством окон. Своды и стены были расписаны, но до нашего времени
роспись не сохранилась. Иконостасы также утрачены. Остались только
фотографии, сделанные в 1911 году соликамским фотографом Б.И.
Чернавиным.
Архитектура Свято-Троицкого собора в Соликамске
Архитектура храма сохранилась почти
полностью. По определению архитектора Г.Д. Канторовича: «Главное в этом
соборе — идея движения, взлета, застывшего в камне». Несмотря на то, что
здание состоит из разных объемов, он производит впечатление единого
целого, устремленного ввысь. Движение начинается от крылец, охватывающих
холм, продолжается подъемом боковых приделов и завершается взлетом
центрального куба со взметнувшимся пятиглавием.
Богатое узорочье, украшающее стены,
делает Троицкий собор неповторимым. Замечателен жучковый орнамент —
«прорезная» кирпичная кладка в виде буквы «Ж», поставленной в один ряд.
Этот орнамент стал своеобразной визитной карточкой памятников
архитектуры Соликамска, он повторяется в карнизах храмов, в колоннах, в
оформлении крылец.
Рельефно выступают на гладком фоне белых
стен Троицкого собора наличники оконных проемов. Среди них нет
одинаковых: колонки и кокошники их различны. Особо выделяется наличник
центрального окна алтаря, в виде трехлопастной короны. Под этим окном
расположен дверной арочный проем, обрамленный крупным валиком. Вход в
подклетную часть алтаря — редкое явление в русском церковном зодчестве.
Еще одной особенностью Троицкого собора, связывающей его архитектуру с
деревянными постройками, является «бочка» с двускатной крышей на кровле
апсиды. По свидетельству архитекторов, она не имеет себе подобных в
русском зодчестве.
Замечательны по архитектуре теремные
крыльца, ведущие в собор, увенчанные конусообразными шпилями и
небольшими куполами. Они также украшены жучковым орнаментом,
декоративными бочками, кувшинообразными опорными столбами и подвесными
гирьками между сдвоенными арками. Подобная деталь характерна для
московских храмов, только там гирьки тесаны из белого камня, а на
Троицком соборе гончарной работы с зеленой глазурью. Украшение северного
крыльца храма прекрасно дополняет тонкий пояс из ярко-зеленых поливных
изразцов с рельефными изображениями павлинов, индюков, воронов. Западное
крыльцо не знает аналогов в русской архитектуре XVII века. Его наружные
столбы отличаются почти скульптурной отделкой. Устроенные на три схода
крыльца подчеркивали центральное место собора в ансамбле города. Южное
крыльцо утрачено еще в XIX веке, сейчас на его месте видна лишь дверь.
К стенам Троицкого собора подступала
торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти
«палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения
купеческих товаров, сдававшиеся в кортом (в аренду). Рядом с собором
находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми
палатками.
Свято-Троицкий собор в Соликамске XVIII — XIX вв.
В конце XVIII — первой половине XIX века
экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение
крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители
покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то
время сделан приходским храмом, к которому приписали ряд других
церквей.
В 1916 году Троицкий собор стал
кафедральным — в нем была открыта кафедра викарного епископа —
заместителя по управлению частью епархии епископа Пермского. В ведении
Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на
эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской
власти принявший мученическую кончину и в настоящее время
канонизированный.
Троицкий собор оставался действующим до
1929 года. Попытки закрытия храма предпринимались и ранее этого времени.
Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой
не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала
чуть больше сорока человек. Письмо возымело свое действие, еще несколько
лет шла церковная служба.
В 1929 году в Соликамске было
организовано «Общество воинствующих безбожников». Его члены занимались
травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям
закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением Президиума
Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в
качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут. В акте
обследования указывалось на невыполнение верующими обязательств,
неимение средств и отказ от ремонта здания. Собор закрыли, общину
верующих распустили. Иконостас и настенную роспись уничтожили.
В том же 1929 году в Соликамске
обществом краеведов был создан музей и, по обращении его в райисполком,
он получил Троицкий собор для размещения своих экспозиций. По
воспоминаниям музейщиков того времени, в здании перед ними предстали
«выбитые стекла, ободранные стены, замусоренный пол с наметенным на него
снегом. Здание требовало простейшего ремонта. В кратчайший срок окна
застеклили, стены оштукатурили и побелили». Кроме того, сложили печи,
так как храм, рассчитанный на летнее богослужение, отопления не имел.
Перепланировки внутреннего пространства здания не делали, первоначально
используя его естественное деление.
Свято-Троицкий собор в Соликамске в наши дни
Через год в бывшем соборе была открыта
первая экспозиция, посвященная 500-летию Соликамска. В галерее-трапезной
разместилась выставка по истории города из всех наличных на тот момент
экспонатов, в главном кубе храма — выставка «За высокий урожай», по сути
это была агитка об успехах использования в сельском хозяйстве калийных
удобрений.
Позднее, в 1932 году, выставка «За
высокий урожай» была преобразована в «Калийный музей союзного значения».
Художники-самоучки калийного комбината оформили стенды с фотографиями,
диаграммами и схемами, сделали макеты оборудования. Для имитации шахты
разобрали пол в углу трапезной и сделали спуск в подклет южного придела.
При расширении пола подклета вскрыли свод склепа с захоронением купчихи
П.И. Лапиной-Ентальцевой, из которого сделали экспонат, «для
прекращения обывательских слухов о найденных нетленных мощах».
В 1938 году экспозицию в Троицком соборе
закрыли, как «не отвечающую современным музейным требованиям». Был
составлен проект музеефикации, с перепланировкой здания, продумана
система освещения и отопления, было заказано современное по тем временам
оборудование. В соборе предполагалось разместить экспозицию отдела
соцстроительства. В главном кубе храма сделали два перекрытия, устроив
три этажа. Но систему отопления смонтировать не успели — началась
Великая Отечественная война.
Постановлением Горсовета от 16 августа
1941 года музей приостановил все работы, в штате его остались только
директор и сторож. Собор превратился в склад эвакуированных ценностей
четырнадцати музеев Советского Союза, в частности: Государственного
музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного
музея культур Востока, Государственного театрального музея им.
Бахрушина, Государственного музея керамики, Государственного музея
изобразительных искусств им. Пушкина и других. После войны и в
дальнейшем здание пустовало. В 1960-70-е годы была проведена его
реставрация под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера. Убраны
внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы,
обновлен декор фасадов.
В 1982 году здание Троицкого собора
вновь передано Соликамскому краеведческому музею. С 1992 года в Троицком
соборе размещается уникальная экспозиция — «Девятая Пятница»,
посвященная главному местному празднику Соликамска, берущему начало в
XVI веке. Через один день показана целая историческая эпоха,
представленная почти тысячью подлинных экспонатов. В экспозиции удачно
сочетаются религиозное назначение здания и его современный светский
характер. Представлена реконструкция крестного хода, устраивавшегося в
день Девятой пятницы, и торговая ярмарка. На месте утраченного
иконостаса размещается панно с художественной композицией фрагментов
жизни города начала ХХ века (авторы — художники Лемеховы,
Санкт-Петербург).
В галерее-трапезной собора в 1992 году
теми же художниками была построена выставка «История храма», в 1994 году
расширенная до выставки «Соликамские храмы». В настоящее время из-за
нехватки помещений, галерея-трапезная используется как выставочный зал
отдела истории.
Несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.