Этот вопрос сейчас вновь актуален, потому что долгие
годы события гражданской войны рассматривались и изучались только с
одной стороны – со стороны победителей. Мы не могли представить себе
полной картины происходящего в эти годы. Так, например, признавалось
существование только белого террора, и все исследования были направлены
на подтверждение его жертв.
Во многих населенных пунктах нашей страны устанавливались обелиски на
местах гибели и братских могилах героям гражданской войны. И в
Соликамске тоже есть такой обелиск. Он установлен на «борке» -
месте между Соликамском и Боровском, около автобусной остановки РМЗ.
Соликамцы часто проезжают мимо него и многие даже не догадываются, кому
он поставлен.
В литературе советского периода этот обелиск значится, как «установленный набратской могиле жертв колчаковских расправ». Раньше место это называлось «борок»,
и до революции здесь, на поляне, окруженной сосновым бором,
устраивались народные гуляния на Троицу. Никто тогда не мог подумать,
что пройдет несколько лет, и это место станет памятно расстрелами.
Справедливости ради нужно сказать, что расстреливали здесь не только
колчаковцы, но и в свое время – чекисты врагов революции, называя борок
стрельбищем.
Естественно, сейчас трудно найти документы, подтверждающие расстрелы, проводимые ЧК, как впрочем, и документы, подтверждающие расстрелы, проводимые колчаковцами. Источниками информации по этим событиям могут являться воспоминания их участников.
Так информация о расстрелах на «борке» коммунистов колчаковцами
полностью взята из воспоминаний родственников и друзей погибших. В
основном в них отражались зверства «белобандитов», но в некоторых проскальзывает информация и о красном терроре.
Так, например, в воспоминаниях бывшего красногвардейца Буторина Федора Андреевича говорится о том, что такие расстрелы в Соликамске проводились в ночное время суток: «С
великим трудом нам удалось разоблачить капитана Зырянова А. Ф., он
каждый день своего пребывания в наших рядах расспрашивал у
красногвардейцев, чем они занимались ночью, кого возили на расстрел,
кого арестовали…» Капитан Зырянов был приговорен к
расстрелу, но ему удалось бежать прямо во время казни и вернулся он в
город уже с войсками Колчака.
Итак мы видим, что расстрелы в городе были, причем увозили расстреливать из тюремного замка по мосту через р. Усолку мимо Крестовоздвиженского собора и заречного сада по чердынскому тракту. У Буторина: «…в
момент нашего дежурства с Тверитиновым А.Ф. ночью повели на уничтожение
попа и офицера Ланина, поп укусил Тверитинова, он его ткнул штыком, в
это время Ланин бросился бежать, но за рекой за мостом была в саду
застава которая его подстрелила в руку…»3 Ланину
удалось бежать, а попа стрелки заставы утопили в Усолке с камнем на шее,
и через два дня он всплыл ниже моста у собора. По описанию маршрута
движения арестованных видно, что вели их по направлению на «борок».
Еще один ветеран гражданской войны, Петров Яков Михайлович,
участник установления советской власти в городах Соликамске и Чердыни,
оставил нам свои воспоминания. Во время наступления белых он попал в
плен и содержался в Чердыни, ожидая отправления на станцию Усольская.
Путь на станцию из Чердыни пролегал через Соликамск мимо «борка», и
Петрова этот факт почему-то настораживал.
Он пишет об этом так: «…на завтра я получил 40 шомполов и меня
положили в больницу при тюрьме, где я лежал до 29 января, а 29 января в
числе 17 человек партию нас направили на усольскую станцию через
Соликамск, но я задумался в Соликамске меня все знают и мне не миновать
борка, т. к…»4 Далее отсутствуют 5 листов с текстом,
повествующем о событиях в Соликамске, они вырваны. Остается только
догадываться, чем Петров отличился в Соликамске раннее, что так опасался
попасть на «борок».
О том, что стрельбище было местом казни и захоронения «врагов революции», конкретно говорится в воспоминаниях Тверитинова Николая Васильевича.
Как сын и брат коммунистов Николай Васильевич привлекался вместе с
отцом на различного рода общественные работы. В своих воспоминаниях он
описывает одну из таких «трудовых повинностей»:
«Осенью 1918 года были расстреляны попы и другие преступники,
которые шли против советской власти. Они были расстреляны и похоронены
на борке… Моего отца и ряд других коммунистов содержавшихся в тюрьме,
заставили вырыть из могилы трупы. Я был очевидцем, выкопали эти коммунисты двух попов, схоронили в Преображенской церкви в ограду, против алтаря, а остальные трупы (количество не указывается – Д.Л.) были свезены на кладбище и зарыты».
Удивляет, что эти воспоминания сохранились без исправлений и утрат, с такой информацией.
Ведь начиная с 30-х годов «Совет ветеранов Гражданской войны» г.
Соликамска культивировал «борок» как место гибели и захоронения
коммунистов и красногвардейцев, погибших от рук «колчаковских банд».
Причем число погибших к каждому юбилею октябрьской революции
увеличивалось: сначала 16 человек, потом 28 – 30, позже говорилось уже о
36 жертвах.
Спорным остается вопрос, является ли это место братским захоронением. В воспоминаниях Буторина Ф. А.
«борок» представлен как братская могила расстрелянных, но тут же он
перечисляет ряд красногвардейцев, трупы которых вывезли родственники и
похоронили на городском кладбище. Да и сам Буторин быть свидетелем
данных событий не мог, так как не находился в городе, а был в эвакуации.
О том, что расстрелянных с места казни увозили родственники и хоронили
либо в городе на кладбище, либо в деревнях и селах, свидетельствуют
воспоминания других людей.
Кочергина М.Я., дочь погибшего коммуниста Иртегова Якима Ильича вспоминает: «Мы
с бабушкой поехали за отцом на борок, но там его уже не было так, как
его жена, не родная мне мать, жившая в Соликамске, наняла лошадь и в тот
же вечер отвезла его в избушку на кладбище. При нашем приезде туда я
увидела в избушке 4 человека из числа красных. Всех их положили в
братскую могилу. Мы своему отцу сделали гроб, а тех троих человек
бросили в могилу без гробов».
Из воспоминаний Бурмакиной Александры Федоровны о гибели брата, Тверитинова Александра Федоровича: «…Тогда
было убитых на борке с братом Сысоев Никон Петрович, Тверитинов
Александр Васильевич. На другой день еще трое, в том числе Зубков Степан
Иванович. Комендант распорядился убрать их на кладбище в избушку
(мертвецкую) их туда увезли на отцовской лошади. В избушке лежали они
дня три. Похоронили в разных могилах…».
Таким образом, из воспоминаний родственников оказывается, что увезли в город и похоронили: Иртегова М. Е., Иртегова Я. И., Сысоева Н. П., Чуклинова Н.Г., Зубкова С.И., Тверитинова А. Ф., Тверитинова А. В. Трупы Швецова М. Н., Швецова Н., Пегушина Н.А. были увезены родственниками в с. Касиб и похоронены за деревней Лызиб.
Труп Логинова Андрея Васильевича, зарубленного в городе у рязанцевских конюшен, был найден в снегу около кладбища. Из воспоминаний его жены Логиновой А.А.: «…была
отрублена голова не напрочь труп я его нашла через две недели, около
кладбища около часовни в снегу зарыт был в одном белье и с ним был еще
один человек по предположению из Половодова. Я его увезла в
кладбищенскую избушку. Похоронила на кладбище 15 января 1919 г.».
Получается, что вероятнее всего всех расстрелянных на «борке», а также погибших
в городе и его окрестностях свозили в мертвецкую, на кладбище и уже там
хоронили, либо деревенские жители увозили своих родственников и
хоронили по месту их жительства. Таким образом «борок», как место
захоронения, вызывает большое сомнение, и точку в этом вопросе могут
поставить археологические исследования.
До недавнего времени на памятнике была надпись: «Погибшим борцам за советскую власть в г. Соликамске в 1918-1919 гг. Здесь расстреляны и похоронены: Дегтяников Н.А., Зубков С.И., Тверитинов А.Ф., Исупов С.И., Тверитинов А.В. и др. Всего 28 человек».
В 2008 году эту надпись заменили на: «Погибшим в годы Гражданской войны 1918-1919 гг.», тем самым, приравняв в статусе жертв и тех, и других.
Но если хотя бы примерное количество погибших борцов за советскую
власть на этом месте известно, то число расстрелянных на «борке» этой
властью мы не узнаем уже, по всей вероятности, никогда. С тех времен
сменилось несколько поколений и уже некому рассказать ту вторую правду о
«борке».
Автор: Лыткин Д.С., старший научный сотрудник МБУК «Соликамский краеведческий музей»
Источник: http://skm.solkam.ru/stati-nauchnyh-sotrudnikov/k-voprosu-o-mestah-zahoronenij-vremen-grazhdanskoj-vojny-v-solik/
|