16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Культура

Культурное бесследие
10.09.2015, 20:51
В газете "Городок на Каме" № 22 от 10 июня 2015 года был опубликован материал «Олейниковы. Загадочное исчезновение картин». В нём мы рассказывали о творчестве народных художников, почётных граждан города Соликамска Надежды Григорьевны и Семёна Ивановича Олейниковых. Об открытии в 1984 году дома-музея, в котором долгие годы хранились картины, созданные руками этих мастеров.
Помещение было построено магниевиками, а в течение многих последних лет оно принадлежало «Сильвиниту». В 2006 году эта соликамская калийная компания после некоторого перерыва возобновила работу дома-музея, где были выставлены работы обоих художников (на первом этаже – картины Семёна Ивановича, на втором – Надежды Григорьевны).
Несколько лет назад не стало «Сильвинита», на его место пришёл «Уралкалий», который в конце прошлого года объявил конкурс на продажу дома-музея. Сегодня уже известен новый владелец здания. Им стал индивидуальный предприниматель Руслан Сабиров.
Но до объявленного тендера удалось часть картин С.И.Олейникова вывезти на временное хранение в художественную школу села Родники. Все работы Надежды Григорьевны загадочным образом исчезли.
Зная всю историю, произошедшую с домом-музеем, новый владелец Р.Сабиров обратился с письмом в администрацию Соликамского района, так как правопреемница картин Олейниковых Любовь Сенникова заключила дарственный договор именно с этим муниципалитетом. Вот содержание письма Руслана Сабирова:
«Главе Соликамского муниципального района О.И.Полякову.
Уважаемый Олег Иванович!
Предлагаю вам рассмотреть возможность безвозмездного размещения картин семьи Олейниковых, подарённых администрации Соликамского района, в бывшем здании дома-музея Олейниковых по адресу: г.Соликамск, ул.Кузнецова, дом 8а, принадлежащем мне на праве собственности с мая 2015 года.
Готов отдать в безвозмездное пользование администрации часть второго этажа здания для выставки картин. Расходы по ремонту помещений, коммунальные услуги (за исключением охраны помещений и картин) беру на себя.
Готов рассмотреть ваши предложения».
Для ознакомления и принятия мер по нему глава администрации наложил резолюцию и адресовал её своему заместителю Алсинэ Бариевой.
- Письмо предпринимателя с конкретным предложением у нас действительно имеется, - поясняет Алсинэ Рафаиловна. – Но мы столкнулись с теми же проблемами, что и городская администрация. Главная из них – отсутствие помещения.
- Но ведь его предлагает предприниматель, - парирую я.
- Здесь возникает другая проблема, – слышу в ответ. – Дом-музей находится на территории Соликамского городского округа и не все жители сельских поселений смогут его посещать. Размещать же частями картины в наших клубах и Домах культуры мы не можем по условиям договора.
- Вы не пытались совместно с городской администрацией найти какое-то компромиссное решение?
- Мы в принципе готовы передать картины, но не видим заинтересованности в этом другой стороны, -говорит Алсинэ Бариева. – Нам даже намекнули, что работы соликамских народных художников не имеют никакой ценности.
- Делать подобные заключения не совсем корректно, - высказывает свою точку зрения на сложившуюся ситуацию с картинами Олейниковых искусствовед художественного отдела краеведческого музея Валентина Понамаренко. – Очень обидно за Надежду Григорьевну и Семёна Ивановича. Они всю жизнь в свободное от основной работы время занимались творчеством, создавая прекрасные картины. Пусть даже, по мнению некоторых, и «примитивные», но они имеют полное право быть.
Сейчас в бывшем доме-музее идут ремонтные работы.
- Объём их очень большой, - рассказывает управляющая агентством недвижимости Елена Сабирова. – Самое «узкое» и проблемное место в этом здании – крыша. Но постепенно мы всё приведём в порядок.
- Много желающих было купить это помещение?
- Достаточно, но по условиям объявленного тендера нам удалось опередить всех и выиграть конкурс.
- Немало средств предстоит вложить в это здание, чтобы привести его в порядок. Зачем вам такие лишние хлопоты? Тем более, что совсем рядом стоит современный многоэтажный бизнес-центр «Премиум», принадлежащий вашему агентству.
– На мой взгляд, не всё мериется только финансовыми прибылями. Есть и другие ценности – духовные. Мы очень хотим сохранить то, что было заложено ещё в 80-е годы прошлого столетия. В наших планах нет желания открыть после ремонта в этом помещении торговый центр, бар или увеселительный клуб. На втором этаже нам по-прежнему видится выставка работ народных художников Олейниковых, а на первом этаже мы бы хотели создать. Учебно-культурный центр. Какой именно? Конкретно пока ещё не решили, но думаем, что в конечном результате к этому варианту всё равно придём.
Только вот какая беда – нет у этих предпринимателей, с гражданской, кстати, позицией, помощников и единомышленников. Даже из числа тех, кто по долгу службы обязан этим заниматься. Легче ведь сказать, что нет денег, отсутствует помещение, да и картины не представляют какой-то ценности.
Как нередко отмечала искусствовед Валентина Понамаренко, Семён Иванович и Надежда Григорьевна работали в разных техниках, но были сходны в одном – в любви к окружающему миру, в стремлении познать его, рассказать о нём другим, показывая при этом красоту и мужество, хрупкость и духовные силы, богатство самого человека. Этих двух художников по праву называли народными. Их объединило чувство любви к родному краю. А ещё их сплотили увлечённые творческие характеры, неуёмное трудолюбие и любовь к искусству. Они были всегда убеждены, что плоды их труда – достояние города.
И где сейчас это достояние?... Почему мы его не уберегли в полном объёме? Похищены все картины Надежды Григорьевны, исчезли лучшие работы и Семёна Ивановича. Может быть, они действительно не оцениваются многими миллионами рублей и долларов, как картины классиков, но ведь и в их работах есть странности, которые не понятны широкому кругу зрителей. Например, у французского живописца испанского происхождения Пабло Пикассо в картине «Голова молодой женщины», где он деформирует натуру, не каждый поймёт, кто же на ней изображён. Или возьмём картину нашего основоположника супрематизма (абстрактное искусство) Каземира Малевича «Чёрный квадрат»! Скажем честно: разве все в восторге от этого произведения и каждый ли зритель воспринимает его однозначно?
…У многих соликамцев, любителей живописи и искусства, остались добрые воспоминания от увиденных картин Олейниковых, представленных на различных выставках. Они бы ещё не прочь полюбоваться ими, да и молодёжи необходимо прививать любовь к искусству, родному краю через мастерство своих земляков. Которые очень любили свою малую родину и её людей.

Юрий НИКОЛАЕВ

Источник: // ГородОК. - 2015. - 23 сентября (№ 37). - С.
Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 1217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]