16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 102
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Архитектура

Архитектурная азбука Соликамска. Ч 2.
04.01.2024, 14:35
ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Портал
Порталом называется декоративно оформленный вход в здание. В памятниках церковной архитектуры получил широкое распространение перспективный портал, представляющий собой ряд уходящих в глубину стены уступов. Витые колонки, дыньки, цепочки разнообразных по форме бусин придают входу в храм торжественность и превращают его в оригинальное произведение искусства.
Несмотря на сохранившееся до наших дней великолепие, некоторые порталы церквей претерпевали изменения, а иные и вовсе исчезли. Помимо нарядно оформленного портала в притворе Богоявленской церкви таковой же имелся на входе в само здание. Этот портал был разобран в связи с перестройками здания еще в XVIII веке – от нагрузки надстроенной колокольни нарядная арка «лопнула в самом замке». Портал Спасской церкви одно время был закрыт «тамбуром», а в наше время снова открыт обзору, как было изначально.
Северный портал Спасо-Преображенской церкви пережил серьезную реставрацию, а по сути, реконструкцию в 1950-е годы: накануне Великой Отечественной войны в здании размещался гараж Межрайторга, устроивший в стене церкви широкие ворота для въезда грузовых автомобилей. Время и обстоятельства не пощадили красивейший портал в абсиде Крестовоздвиженского собора, служивший некогда входом в часовню, располагавшуюся в подклете. На фото, сделанном веком ранее, можно разглядеть каждую деталь орнамента и живопись. В наше время практически весь «штучный» декор портала утрачен.

https://sun9-52.userapi.com/impg/d481nNcR7QpQRNZkUiHuuptleaVGLBF9epQMQA/GBfNNDhC2oE.jpg?size=1249x2160&quality=95&sign=4063375e139395a1133043757867a3ba&type=album
Восточный портал Крестовоздвиженского собора сейчас и столетием ранее. Фото из ГНИМА им. А.В. Щусева

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7402

Поребрик - вид кирпичной кладки, при которой ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены - ребром. Получил распространение по всей России, особенно в архитектуре Новгорода и Пскова (чередуясь часто с бегунцом - углублениями треугольной формы, попеременно обращенными вершинами вверх и вниз). Встречается в ряде памятников как церковной, так и гражданской архитектуры Соликамска – например, на фасаде Дома воеводы его тоже можно видеть. Разнообразие декоративных возможностей поребрика мастерски воплотилось в оформлении Троицкого собора. Здесь и поребрик в своем «классическом» исполнении, и поребрик, перемежающийся с округлыми полуцилиндрическими элементами. А опоры крыльца украшает трёхъярусный поребрик, ребра которого «смотрят» в разные стороны.

https://sun9-66.userapi.com/impg/LRv6-P4s2R3GtsLQcP4Ka-LhoOlurnLjNn3rOg/R-XnF5Z5idE.jpg?size=604x534&quality=95&sign=b81e4ebaa089bd32fdc941fee3609918&c_uniq_tag=i9LNAbjCBcci34OYvoTY8i1KKK36HLZewITMzJC04rg&type=album

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7314

Пальметта
Пальметта – элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева. Слово, как и сам орнамент, имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает «ладонь» (из-за сходства с растопыренными пальцами руки). Зачастую изображение пальмового листа дополняется завитками.
В оформлении наличников Иоанно-Предтеченской церкви роль таких завитков выполняют спиралевидно закрученные волюты, а сами пальметты буквально «вырастают» из фронтона наличника. Орнамент также встречается в наличниках Воскресенской церкви.

https://sun9-31.userapi.com/impg/YlbMvPCnqPtuMzJQ67OTniSTXirXTY_8zJdOig/qk4Sc3Mfzhg.jpg?size=851x1080&quality=95&sign=33258c2ff8ac65a20788f92dd3a74746&type=album
Воскресенская церковь

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7224

Медальон
Медальон представляет собой круглую или овальную плоскость, окаймленную бордюром и заключающую в себе художественное изображение (орнаментальную композицию, лепной или резной рельеф, роспись, мозаику, надпись).
На территории Соликамского городского округа, в 6 км. от деревни Оськино, в бывшем селе Сиринском, стоит церковь Спаса Всемилостивого, построенная в духе позднего классицизма в середине XIX в. Фасады церкви украшены медальонами, а в некоторых из них еще сохранились остатки живописи. К сожалению, в настоящий момент уже сложно разглядеть, какие святые в них изображены. Церковь сама по себе интересна как по внешнему убранству, так и по обилию деревянной скульптуры, находившейся в храме. В собрании Пермской государственной художественной галереи хранятся образцы храмовой деревянной скульптуры из церкви в Сиринском. Среди них замечательное по своей выразительности Распятие, Сидящий Спаситель, а также резные золочёные трубящие ангелы.
В наше время с. Сиринское – нежилое, однако по габаритам храма можно судить о том, что когда-то здесь кипела жизнь.


https://sun9-54.userapi.com/impg/UU7lsb5mFdI32d9sQlnEFNarCxYJ8xZsePMyIw/Y4rS7WughAI.jpg?size=837x999&quality=95&sign=2ab565a0974a33581e58999e087b4ac0&type=album
Один из медальонов церкви в Сиринском

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7171

Лопатка
Лопатка - вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители (в отличие от пилястры). Имеет либо конструктивное, либо чисто декоративное назначение.
В домонгольской православной архитектуре лопатка являлась не просто конструктивным элементом в каменном строительстве, но и точным признаком, по которому можно было легко определить количество столпов в храме. Лопатки, смыкающиеся на углах здания, называют угловыми (огибающими). У так называемой «висячей» лопатки нижний её конец не опирается на постамент и окружен гладью стены.

https://sun9-45.userapi.com/impg/6_6FTpr2EdQ9_WHW5Z7pQw2oGKPMel9fcSOdKg/N_56OPBMG_Q.jpg?size=1538x2160&quality=95&rotate=270&sign=194336f751261db540be4d672b5fd39a&type=album
Церковь в с. Уролка. Лопатки
Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7140

Лемех
Лемех – это деревянная черепица в виде плоских или изогнутых дощечек с фигурным краем. Древесиной для ее изготовления служит осина - при состаривании она приобретает красивый серебристый цвет. По легенде, иностранцы, видевшие купола русских храмов, поражались их богатству, принимая осиновую черепицу за серебряную. Для изготовления лемеха сырую древесину разрезали на короткие чурбаки, которые раскалывали на заготовки – клепки. Затем топором вручную по заранее заготовленному лекалу из клепки вытесывался лемех нужной формы.
Встречается лемех клинчатой, утюжковой, чешуйчатой формы, однако самой древней разновидностью считается городчатый (ступенчатый) лемех. Именно такой он у Введенской церкви.
Лемех Введенской церкви не раз заменялся. Так, в 1850 году взамен старого, который «от времени попортился было», лемех был сменён на новый. Столетием позднее, когда при реставрации под руководством Ф.М. Тольцинера в 1950-е годы была восстановлена утраченная ранее глава, покрытие вновь сделали из лемеха, он и украшает церковь по сей день.
Этот своеобразный «остаток старины, - писал о церкви А. Луканин еще в XIX веке, - продолжает поддерживаться; во всех же прочих церквах, главы устроены железные вместо прежних деревянных чешуйчатых». Крытый лемехом купол был у Крестовоздвиженского собора до 1760-х гг., а у Богоявленской церкви – до 1850-х гг. (по некоторым сведениям, это все же была керамическая черепица).
Другой исследователь, А. Слупский, также считал, что первоначально все церкви Соликамска были крыты «деревянной чащей». По крайней мере, упоминает он, до пожара 1743 года на куполах Спасской и Архангельской церквей также был лемех.

https://sun9-64.userapi.com/impg/OMUvhDjrbhex1OLmN7F4iR0fwKPt8j4HNv-3VA/q8kHc-KZEr8.jpg?size=1536x2048&quality=95&sign=4bb2d065a57908e65e25c7d714a84cf3&type=album
глава Введенской церкви

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7104

Купол (главка)
Купол - обязательный атрибут православного храма. Его конструкция придумана в Византии, правда, изначально купола были полусферическими. Со временем их форма трансформировалась, поднималась, и уже к XIII веку оформилась главка, похожая на шлем. Символически ее форма напоминала христианам о том, что они — воинство Христово.
Традиционный цвет соликамских куполов – зеленый, хотя в наше время соликамские церкви украшают купола и голубого, и серебристого, и золотистого цвета, для которого используется современное нитрид-титановое напыление. Оно достаточно прочное и блестит как настоящее золото.
Различаются купола-главки и по форме - они бывают шлемовидные, граненые и луковичные.
Различают также римские и шатровые купола. У Соликамских церквей главки луковичной формы.

https://sun9-47.userapi.com/impg/JA6CTHlkp0EBoYsDWKsmk3jPKRugJf57c-CfvQ/igq2AFApFKA.jpg?size=2048x1536&quality=95&sign=2467d765f3a3479a816e0c2aa0c06662&type=album
Спасо-Преображенская и Введенская церкви

Интересны главы Спасо-Преображенской церкви: они похожи на воинские шлемы за счет широкого основания. Рядом расположена Введенская церковь с деревянным куполом. Такое чешуйчатое покрытие называется лемехом.
Традиционно летние соликамские храмы увенчивались пятиглавием, небольшие зимние были одноглавыми. Особый предмет разговора составляют кресты - в старину они были особенно красивыми, ажурными.
У Богоявленской церкви на одном из крестов была миниатюрная корона (подобная той, что сейчас можно видеть у Знаменской церкви).
Когда-то купол был и у Соборной колокольни (вместо шпиля). В таком виде она была похожа на звонницу Никольской церкви в Свияжске. Вероятно, по этой причине фото свияжской звонницы ошибочно помещено в «Архитектурных памятниках Соликамска» А.И. Слупского. Совпадение или нет - в строительстве Соборной колокольни участвовали пленные шведы, а часть военнопленных прошла через Соликамск из Свияжска.

https://sun9-67.userapi.com/impg/QK_sGxCGs_nOR6CE6Y6HtVXLrLm7Q-8PPmDjmw/o9kdgRMl1Fk.jpg?size=1920x2018&quality=95&sign=3136b84e7df12eb323cf9b3197ad5438&type=album
Звонницы Свияжска и Соликамска
Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7059

Колонна кубышчатая
Колонна кубышчатая представляет собой опору с плавным расширением в центральной части, круглую или квадратную в плане. Название свое получила за сходство с кубышкой – широким глиняным сосудом.
В XVII веке такие колонны часто использовались для поддержки навеса крыльца.
Парадное крыльцо Троицкого собора опирается на кубышчатые колонны, есть они и в боковых пролетах северного крыльца.
Очень интересно оформлена абсида Спасской церкви. Ее части отделены друг от друга посредством мощных колонн, в которых верхняя половина представляет собой поставленные друг на друга кубышки, а нижняя – подобие жгута.

https://sun9-3.userapi.com/impg/Mw5P7I6Yy6d6t7j9YhCjVcuy7MT9sKsAV69VQg/2q2iPgysER4.jpg?size=1620x2160&quality=95&sign=c0810db32b81eb7f3004cb547fec3339&type=album
Кубышка Троицкого собора
Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6951

Колонка

Колонка наборная - декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов. В древнерусском зодчестве зачастую такие декоративные столбики украшали наличники окон, встречаются они и в некоторых соликамских церквях. С особым вкусом и фантазией подошли зодчие к оформлению окон Троицкого собора. Ни один из его наличников не повторяется. Набранные из штучного орнамента, некоторые столбики на первый взгляд - совершенно одинаковые, однако при детальном рассмотрении отличаются друг от друга.

https://sun9-42.userapi.com/impg/EMApqgYU4gkTGzRRf4mOA7jaTR5hFNL88bRRHA/9CO8P7xFTBE.jpg?size=1568x1427&quality=95&sign=c3e426ff3ca3347becb0f36972e5d467&type=album
наличники Троицкого собора

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6663

Киот
Специальная ниша на фасаде храма, куда помещается храмовая икона, называется киот. Такое же название имеет специальный шкафчик для иконы или рама для ее хранения. Слово имеет греческое происхождение, переводится как «ящик, ковчег». Пространство киота заполняется стенной живописью, либо мозаикой, для иконы же в качестве основы используются материалы, стойкие к температурно-влажностным колебаниям – камень, металл и даже керамика. Так как икона – окно в мир горний, зачастую киоты на фасадах храмов оформляются наподобие наличника. Встречаются также ниши арочной, прямоугольной и других форм.

https://sun9-76.userapi.com/impg/8dkXF5Z7_0MGyy8lCXJGMjtRcA4ImS1TTYJGfA/uRd9ik-0CTY.jpg?size=674x492&quality=95&sign=0d4492819f9e95ae64f43f08aaa36b67&type=album
Киот над входом в паперть Богоявленской церкви, фото нач. ХХ века

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_7016

Изразец — керамическая плитка, используемая для облицовки каминов, печей, стен. Важная техническая особенность изразцов - наличие с тыльной стороны коробчатого выступа - румпы, предназначенного для крепления. С лицевой стороны изразцы могут быть как гладкими, так и рельефными. Различают также «поливные» (покрытые белой или цветной глазурью или эмалью), или неглазурованные (терракотовые) изразцы.

Неглазурованными изразцами украшены наличники Крестовоздвиженской церкви в с. Верх-Боровая. На них – рельефный рисунок восьмиконечного креста, трости, копья, сопровождаемые церковным текстом. Изразцы поливные - «муравленые» можно довольно близко увидеть на северном крыльце Троицкого собора. Свое название они получили от названия свинцовой глазури зеленого цвета – муравы. А вот на южном, утраченном крыльце того же собора в свое время красовался необычный овальной формы изразец с изображением двуглавого орла. Изразец этот также был зеленого цвета и по признанию исследователей, был «непростым украшением», так как собор строен был частью «на счет государева жалования».

У Богоявленской церкви изразцы имеют множество вариаций, форм и орнаментики. На одних, как у верх-боровской церкви – изображения креста, на других – растительный орнамент, третьи - витые, в виде жгута. Но пожалуй, самые примечательные здесь изразцы с изображением птиц – воронов, индюков, павлинов и других пернатых. Самая удивительная птица из тех, что встречаются в изразцовом поясе – оглядыш, птица с большим клювом, повернувшая голову назад. Таких птиц очень любили изображать на своих изразцах балахнинские мастера, отсюда версия о том, что их искусство было заимствовано впоследствии соликамскими мастерами. Очевидно, раскраска изразцов Богоявленской церкви в свое время поновлялась. Исследователь А.И. Слупский в начале ХХ в. пишет: «Изразцы эти закрашены в последнее время голубой краской: насколько возможно различить в местах, отмытых дождями, преобладающими колерами при раскраске были зеленовато-голубой, зеленый, синий и кой-где желтый и белый… какого были цвета изразцы за позднейшей окраской разглядеть невозможно». Существует также предположение, что купола церкви Богоявления некогда были облицованы керамической «муравленой» черепицей наподобие лемеха.

Вообще, если говорить об изразцах не только фасадных, но и печных – в свое время изразцовые печи были в некоторых храмах Соликамска. Доподлинно установить внешний вид этих изразцов невозможно, но есть упоминание, в частности, что в подвалах Крестовоздвиженского собора еще столетие назад хранились изразцы разнообразных форм и рисунков от бывших печей собора.

https://sun9-17.userapi.com/impg/ldvMRTI7_04h8dVr7CpFC-Re-3RGftPiOhDQlg/85jSv3kC0YU.jpg?size=2560x1893&quality=95&sign=602badf6219b98771dc7371e480a4122&type=album
изразцы Троицкого собора

Источник:
https://vk.com/wall-6801308_6645
Категория: Архитектура | Добавил: elena
Просмотров: 53 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]