16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » История Соликамского района

Деревни соликамского района. Ч. 1.
17.02.2024, 17:33
Окрестности Соликамска осваивались человеком с глубокой древности. Берега рек Усолки, Боровой, Мошевицы были одними из первых территорий, где расселялись русские. Уже в конце XVIII века здесь было около 30 деревень и починков. Есть села, деревни, которые считают себя старше Соликамска.

В 17 км от села Тохтуево и в 22 км от Соликамска на вы­соком правом берегу реки Боровица вид­на деревня (село) Верх-Боровая (теперь нежилая). Территория в районе бывшего села Верх-Боровая является уникальной. Именно здесь фактически началось освоение русскими территории Урала. Впервые в письменных источниках д. Верх-Боровая упоминается в связи с набегом Ногайской Орды в 1547 г., во время которого здесь погибло 40 человек, сохранились их имена.

http://solbiblfil2.ucoz.ru/_ld/6/30427589.jpg
Верх-Боровая летом 2007 года

По переписи 1579 г. насчитывалось 7 дворов и действовало пять варниц, в 1623 г. здесь было дворов пашенных - 21, беспашенных - 2, бобыльских - 2, пустых - 2 и 1 двор принадлежал «москвитину» К. Подошвенникому, который в 1617 г. приобрёл солеваренные места рядом с деревней. В деревне 2 мельницы. По переписи 1678—1679 гг. было уже 26 дворов и 12 пустых дворовых места.

В 1816 году по исповедным росписям церкви на селе было 84 двора. Из «Сборника статистических сведений по Чердынскому уезду за 1885 год» в селе проживало 157 мужчин и 156 женщин. Грамотных 8 мужчин, женщин нет. Число хозяев — 59, накашивается сена — 6795 пудов, безземельных хозяйств — 5, из них 4 бобыля и один отставной солдат. Рабочих лошадей — 109, коров — 130, дворов — 50, амбаров — 44, погребов — 35, бань — 36, овинов — 12, высевается картофеля на всё село — 205 вёдер. Промышленных и торговых заведений — одноколёсная мельница и один питейный дом. В пятидесяти дворах, кроме землепашества, занимались подсобными работами — заготовкой дров для Усть-Боровских сользаводов и промышленного леса, заготовкой копаней, идущих на строительство барж. Добыча копаней продолжалась до середины 1940-х годов, в основном для нужд Усть-Боровской судоверфи. До начала 20 века в селе сеяли репу, картофель только-только приживался. Репу ели всю зиму, варили из неё кашу, парили паренки и ели их с суслом. Паренки также сушили и ели сушёными, особенно дети. Но уже в 1930-е годы картофель завоевал первое место по потреблению среди овощей, но ямы для хранения картофеля в те годы старики ещё по привычке называли репными.

Сведения о Верх-Боровой включил в свой «Словарь географическо-статистический Чердынского уезда, Пермской губернии» (Пермь, 1914 г.) известный географ и краевед Прикамья И.Я. Кривощёков. «В селе Верх-Боровое в 1909 году дворов 69, в них жителей обоего пола 346 человек, 2 часовни, земское училище, две торговых лавки, одна кузница и мукомольная мельница. Средства к существованию население извлекает от земледелия, которое очень скудно оплачивает труды на песчаных почвах. Скотоводству наносят большой вред медведи. Птицеводство и огородничество находятся в запущенном состоянии, из овощей, например, картофель жителями покупается в Соликамске».

27 мая 1918 года на основании плана организации Советом Красных депутатов организовался Верх-Боровский сельский совет, в котором председателем совета избран Алексей Степанович Сивков, членом Александр Дмитриевич Трошев, секретарём Илья Собянин. Больше десяти человек верх-боровлян сражались в огне Гражданской войны, защищая молодую Советскую республику от контрреволюции и интервенции, в 1918-1922 гг. На тот момент село входило в состав Верхмошевской волости Чердынского уезда. В 1924 г. с образованием Соликамского района село стало центром сельсовета.

Зимой 1929—1930 годов в доме бывшего церковного служаки-псаломщика открывают избучитальню. А в просторном поповском доме была размещена начальная четырёхлетняя школа, которая работала до 1961 года.

Весной 1930 года в селе создан колхоз «За советский калий», в него вошли и два хутора — Пашня и Селище (хутора были образованы в начале 1900 годов). Первым председателем колхоза верх-боровляне избрали Якова Степановича Собянина. В 1937году жителей хутора Пашня колхоз переселил в Селище, которое распалось в 1960-х годах. В начале 1930-х годов колхоз капитально отремонтировал мельницу и построил новый мост рядом с плотинным, по которому жители прежде ездили. А в 1933 году колхоз рядом с мельницей построил заново лесопилку с одной дисковой пилой, с приводом от водяного колеса.

В конце 30-х гг. рядом с Верх-Боровой появилось несколько ОЛПов, наиболее крупным был Азлас. В 1944 году в село от лесопункта Азлас провели электричество, причём вначале только для освещения в вечернее время. В 1946 году на мельнице установили динамо-машину от мельничного колеса. Днём работала мельница, а вечером электростанция. С пуском электроэнергии установили насосы для подачи воды на фермы.

Согласно книге С.П. Корзникова о Верх-Боровой по состоянию на 1941 год в селе проживали владельцы домов носящие следующие фамилии :

Трошев (25 владельцев домов)

Собянин (24 владельца домов)

Сивков (10 владельцев домов)

Кокшаров (6 владельцев домов)

Лагунников (5 владельцев домов)

Тохтуев (4 владельца домов)

 

Многие из этих фамилий со временем перекочевали в город Соликамск, где довольно часто встречаются.

В период с 1947 до 1954 года в селе действовала семилетняя школа: в 2 километрах находился лесопункт Азлас, где жило много семей с детьми.

При соединении колхоза «За советский калий» с селенским колхозом «Октябрь» в 1959 году и ликвидации лесопункта Азлас жизнь в селе постепенно начала затухать. Молочнотоварную ферму перевели в деревню Кокорино, люди старели, выходили на пенсию, молодых в селе остались единицы.
Село Верх-Боровая пришло в упадок после 1965 года, после укрупнения Верх-Боровского колхоза до совхоза «Соликамский». Здесь была только одна бригада, входившая в состав кокоринского отделения.

В 1980-х годах на прилежащих к селу лесных угодьях и реке Верх-Боровая образовано Боровицкое охотничье хозяйство. Оно было закреплено за Соликамском автотранспортным объединением. Работники охотничьего хозяйства жили в деревне только в летний период.

Динамика численности населения Верх-Боровой

http://solbiblfil2.ucoz.ru/_ld/6/66937702.jpg

Недалеко от Крестовоздвиженской церкви находится мемориальный обелиск воинам села Верх-Боровая отдавшим жизнь за Родину в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В 70-е годы ХХ века по инициативе Сергея Петровича Корзникова в с. Верх-Боровая, д. Кокорино, д. Косолапово и д. Виноградово были созданы рабочие группы по установке памятников погибшим воинам-землякам в годы ВОВ. В Верх-Боровой группу фронтовик возглавлял - Василий Егорович Мальгин, в Кокорино - ветеран тыла Александр Дмитриевич Мальгин, а в Косолапово и Виноградово сам Сергей Петрович Корзников.

http://solbiblfil2.ucoz.ru/_ld/6/38412726.jpg

За многие годы эти памятники изрядно изменились, но имена, что высечены на мемориальных плитах остаются неизменными.

https://sun9-55.userapi.com/impf/uopwwKr6lF2zvka1KiwBqzqpF7fJnrJvDIRL1g/u064MiCFiE8.jpg?size=1600x1200&quality=95&sign=65052bbc2affc6249edf25d0b157b9e1&type=album

1990-е годы стали одними из самых тяжёлых в истории деревни Верх-Боровой. Она обезлюдела. Расхитителями металла были украдены провода. К 1998 году из коренных жителей в деревне никого не осталось. В 2000 году обанкротился и совхоз «Соликамский».

16 декабря 2004 года Законодательным Собранием Пермской области был принят закон «Об административно-территориальных изменениях в Соликамском районе», где в статье 1 сказано: исключить из учётных данных административно-территориального деления деревню Верх-Боровая Тохтуевского сельсовета. Так деревня Верх-Боровая прекратила своё существование.

Хотя там ещё сохранялись крестьянские усадьбы, которым 100 и даже 200 лет. В 1951 году их изучала экспедиция Государственного исторического музея и Института истории искусств Академии наук. Но самую интересную усадьбу Г. Мальгина с расписным домом XVIII века, которую описал в своей монографии руководитель экспедиции профессор Маковецкий, к тому времени уже была в руинах.

Крестовоздвиженская церковь - жемчужина д. Верх-Боровая

Верх-Боровая широко известна в первую очередь тем, что здесь находится самая древняя из сохранившихся на Урале каменных построек (Кресто) Воздвиженская церковь. Появ­ление каменной церкви в таком далеком селе в XVII в. — явление не совсем обычное: даже Соликамск в то время не имел камен­ных строений.

 Храм в 1954 году

Главный храм построен в 1677 году, освящен в 1678 году. Храм — «строение усольца посадского человека Ивана Третьякова и приходских людей». В 1683 году было начато строительство колокольни и южного Георгиевского придела, освященного в 1691 году.

Основание этого поселения припи­сывается новгородским выходцам — братьям Калиниковым (Каллиниковым), которые в начале 15 в. поставили на Боровице первые соляные варницы, а затем, уже в 1430 году, перенесли их к югу на берег Усолки, где впоследствии и вырос город Соликамск. Воздвиженская церковь построе­на одним из представителей этой фамилии Иваном Ивановичем Ка­линниковым в 1678 г.

Одноглавая каменная церковь с двусветным осножым храмом расположена на живописном берегу Боровицы. Пристроенные несколь­ко позднее Георгиевский придел и колокольня хорошо увязаны с ос­новным храмом. Наличники окон изящно обработаны лекальным и фигурным кирпичом.

Обращают на себя внимание ми­ниатюрные размеры памятника и изумительная по тонкости рисун­ка резьба портала. В силуэте ко­локольни, в архитектурной обра­ботке деталей храма чувствуется влияние новгородского зодчества.



Вызывает интерес храмозданная надпись. Она опоясывает все зда­ние по периметру в 3 яруса. Буквы написаны древнеславянской вязью и высечены из кирпича с удивительным мастерством. Слова разделены узорами — своеобраз­ными кольчужистыми знаками. Скорее всего и узоры и буквы вы­леплены в кирпиче-сырце еще до обжига. Всего букв около 1000 (тысячи!). Буквенные строчки обрамлены фигурными кирпичами — «веревкой».

В тексте указана дата освящения храма и сообщается, что «построена сия церковь во имя честного и Животворящего Креста Господня и святого великомученика Георгия при благочестивом государе царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея и малыя и белыя России самодержце и при великом господине нашем епископе вятском».

Большой знаток пермской старины профессор П. Богословский обра­тил внимание на перестановку не­которых букв в тексте. Похоже, что мастер был неграмотен, пото­му и сделал ошибки. «Если это так, — пишет Богословский, — то приходится еще больше удивлять­ся искусству каменщиков, творив­ших чудеса в глухом северном се­ле».

Всему памятнику присуща некото­рая сказочность. Многие элементы и детали этого удивительного храма получили свое дальнейшее раз­витие в архитектурных сооружениях Соликамска.

Памятником интересовались такие известные исследователи нашего края, как географ-краевед И.Я. Кривощеков, археологи Н. Новокрещеиных, П. Богословский. Архитектором Ф. Тольцинсром в 1954 г. выпол­нен обмер памятника, а в 1957 г. сделан проект реставрации.



К Верх-Боровской церкви было приписано несколько часовен, наиболее почитаемой и известной из которых была часовня во имя Спаса Нерукотворного «На Борке». Она стояла в километре от деревни. Поставлена она была, по преданию, на могиле «убиенных родителей», защитников Верх-Боровой. Рядом с часовней существовал колодец, который, как рассказывали старожилы, «был поставлен вокруг старого святого источника». Здесь же стояла старая сосна, которую особо почитали местные жители, считая ее священной. Ежегодно к этой часовне совершалось три крестных хода. Один, 28 сентября (по ст. стилю),— из города Соликамска, и два — от Крестовоздвиженской верхборовской церкви: первый — 29 июня (по ст. стилю), в день святых апостолов Петра и Павла, а второй — 14 сентября (по ст. стилю), в храмовый праздник Воздвижения Животворящего Креста.

В окрестностях деревни находится около 10 памятников археологии, найдено 4 клада. В 2 км от деревни, вверх по Боровице, на берегу сохранилась древняя рассолоподъемная труба на месте бывших варниц Калинни­ковых. Из нее вытекает соляной раствор, сбегая ручейком в реку. Это место жители называют «рассолы».

В реке Боровице водятся хариу­сы, язи, лещи, окуни, гольяны, ер­ши. Вкусная уха может стать приятным дополнением к впечат­лениям интересного дня.

Из Верх-Боровой на Виноградову дорога идет на северо-запад через вырубки, заросшие сосняком, осин­ником и березняком. Через 2 км дорога пересекает богатую рыбой речку Азлас. За ней дорога раз­дваивается. Основная уходит на север к истокам речки Корёл, к бывшим Пронькинским баракам. Едва заметная тропа ведет на за­пад и через 4 км неожиданно выходит к Виноградовой. Лес обры­вается, и на возвышенности, у кедра, виден обелиск, установлен­ный в 1978 г.

Деревня Виноградова образована осенью 1929 г., когда двенадцать крестьянских хозяйств из соседней деревни Косолаповой выехали на лучшие земли, чтобы сподручнее их обрабатывать. Весной 1930 г. оба селения объединились в кол­хоз «Путь Ильича».

Сама деревня Косолапова извест­на еще по переписи 1579 г. По писцовой книге И. И. Яхонтова 1579 года о ней сказано так: «Починок Косолапов на реке Боровой, Гриша Михайлов да сын его Юшко, пашни пять четей в поле, а вдву потомуж земля середнея, лесу пашенного десять десятин, сена на реке па Каме в Мошеве, тридцать копен». Люди издавна выращивали здесь хлеб, заготавливали лес для варниц, вы­жигали уголь, охотились, собира­ли грибы и ягоды. Славились куз­нечным мастерством (в деревне было 3 кузницы), умением строить и нарядно расписывать свои дома.

У всех жителей в обеих деревнях была одна фамилия — Корзниковы. Счастливо жили люди в этих ме­стах, пока не началась война. С начала войны все мужчины, спо­собные носить оружие, были при­званы в армию. Лишь единицы вернулись в родной колхоз после победы, большинство полегло на полях сражений. Трудны и тяжелы были первые послевоенные годы. Но постепен­но улучшалась мирная жизнь. Ук­реплялись колхозы, люди из ма­леньких деревень переезжали в крупные населенные пункты. Нет теперь на карте Виноградовой, но живет в памяти народа бессмерт­ный подвиг ее жителей во славу и процветание Родины. На земле де­дов и отцов бывшие виноградовцы, дети и внуки погибших, соорудили памятник, на котором выбиты сло­ва: «Здесь стояла деревня Вино­градова с 1929 по 1959 годы. Веч­ная память воинам-виноградовцам, отдавшим жизнь за Родину в боях Великой Отечественной войны». Открытие памятника состоялось 8 июля 1978 года.

Из Виноградовой дорога спускает­ся к югу и через 1,5 км пересека­ет прозрачную рыбную речку Ко­рел, приток Боровицы, с широки­ми, теперь зарастающими пожня­ми (покосами) по берегам. От речки дорога выводит вверх на Косолаповские поля. Слева откры­вается вид на деревню Кокорину на левом берегу Боровицы. Поле­вая тропа в том же южном на­правлении вскоре приведет на вы­сокий правый берег Боровицы, где расположилась бывшая деревня Косолапово.

Деревня Косолапово простояла без малого 400 лет. Последний ее житель — солдатская вдова Анна Ивановна Корзникова воспитавшая девятерых детей, выехала из деревни 21 октября 1971 года.            
В 1977 году здесь уже было чистое ноле, и только по зарослям крапивы и кипрея можно было догадаться о некогда существовавших постройках.
7 июля 1979 года, в год 400-летия, на ее месте открыт обелиск в память о деревне и в честь не вернувшихся с Великой Отечественной войны косолаповцев (одиннадцать из девятнадцати косолаповцев, ушедших защищать Родину, не вернулись с фронтов Великой Отечественной). Как и па­мятник в Виноградовой, он уста­новлен силами и на средства жи­телей этих деревень. При открытии памятника присут­ствовали почти все бывшие жите­ли родственных деревень и сосед­ней деревни Кокориной. Приехали с семьями и те, кто живут сейчас в других местах нашей необъят­ной Родины. Люди помнят и памяти своей терять не хотят. С какой гордостью рассказывали жители Косолапово о своих знаменитых земляках. И. В. Мальгин — участник парадов на Красной площади в Москве в 1941, 1945 годах. А сколько в деревне было орденоносцев! Да просто хороших, сердечных людей...

С тех пор каждый год, в первую субботу июля на поле у памятника-обелиска собираются бывшие односельчане. В одиночку и семьями, кто как может, приезжают они поклониться земле своих предков. Возлагают цветы к памятнику-обелиску, обнажают головы перед погибшими на войне земляками.

Деревня (село) Верх-Усолка - родина первооткры­вателя дороги Артемия Бабинова (по переписи 1623 г. в деревне уже было 3 двора). Деревня распола­галась на высоком правом берегу полноводной здесь реки Усолки. Несмотря на то, что основной поток грузов в Сибирь пошел мимо, с. Верх-Усолка продолжа­ло расти. В 1650 году в деревне Верх-Усолке строится деревянная церковь. В середине XVIII века она уже становится центром стана (волости), а в 1750-57 годах «иждивением соликамского купца Герасима Онуфриева» здесь строится каменная церковь, взамен сгоревшей деревянной. Еще до закладки этой церкви Г. Онуфриев принес для нее из Веркульского монастыря икону праведного Артемия Веркульского чудотворца. Жители Верх-Усолки и окрестных селе­ний считали ее чудотворной и питали к ней особое уважение.

С закрытием движения по Бабиновской дороге жителей Верх-Усолки так же, как и с. Городище, на некоторое время приписывали для работ на заводы Максима Походяшина. Впоследствии, как писал в 1897 г. И. Я. Кривощеков, основным занятием жителей было земледелие, а в зимнее время «население промышляло извозом пушнины из Чердыни в Казань». Но уже во второй половине XIX века население в деревне стало убывать. В 90-е годы XIX века здесь жило 144 человека, в 1906 г. — 132 человека. Лет 40 назад деревня окончательно опустела.

Сейчас на этом месте остались только посадки картофеля на старых огородах, да стоит на холме, как памятник бывшим здесь некогда селу и дороге, высокая двадцатиметровая колокольня полуразрушенной Пок­ровской церкви.

Это редкая постройка с трехъярусной колокольней над храмовым помещением. Сама цер­ковь одноэтажная, с двусветным основным храмом, с одной по­ниженной граненой апсидой, тра­пезной, притвором и папертью. Все эти традиционные для русских церквей части мастерски соедине­ны в цельную, неповторимую, очень гармоничную композицию. Особенно хороша колокольня: она вся устремлена ввысь. Раньше церковь окружал металлический забор с кирпичными столбами. Была закрыта в 1937 году.

Церковь в Верх-Усолке, старое фото
Село Верх-Усолка, Покровская церковь, 1955 год.

Здание является памятником архитектуры федерального значения. В 2004 году Усольский женский монастырь освятил его вновь. На церкви имеются памятные таблички.

https://sun9-53.userapi.com/c851524/v851524628/20bcc/MGhpl2qpKvE.jpg
Село Верх-Усолка, Покровская церковь, 2012 год.

Памятные таблички

26 сентября 2013 года поблизости от церкви был открыт памятный знак Артемию Бабинову.

К востоку от церкви и бывшей деревни в лесу сохранились местами части старого дорожного полотна, ограниченные по обеим сторонам дорожными канавами, уже поросшие осинником. Они четко выделяются на рельефе местности.

Сейчас рядом с бывшим селом действует водозабор «Усолка», снабжающий чистой питьевой водой город Березники.

В 1966 г. в лесу около Верх-Усолки была найдена самобытная де­ревянная статуя. Неизвестный на­родный скульптор создал из дере­ва фигуру воина в шлеме. Как по­пала эта статуя в лес, остается неизвестным. Сейчас она находит­ся в Соликамском краеведческом музее.

В 2019 г. накануне Ильина дня в бывшем селе Верх-Усолке произошло знаменагельное событие - открытие памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, всем защитникам Родины и труженикам тыла, проживавшим в этих местах. В этот день в Верх-Усолку приехали свыше сотни человек, в основном уроженцы населённых пунктов, которых сегодня нет на карте. Участники митинга при несли с собой портреты своих родственников, с которыми прошли 9 мая во время шествия «Бессмертного полка». Почётное право снять полотно с обелиска было поручено инициатору установки памятника уроженке деревни Белая Валентине Вяльцевой и заместителю председателя совета ветеранов СГО, полковнику внутренней службы в отставке Сергею Ерофееву. На митинге выступили заместитель главы Соликамска Елена Белкина и депутат Соликамской городской Думы Вальтер Пельц.

От Верх-Усолки дорога идет до деревни (село) Верх-Яйва. Строительство дороги, а в дальнейшем и содержание её в порядке, стало основным делом жизни Артемия Бабинова. По дороге текли богатство, власть, идеи, появлялись многочисленные деревни, население которых (в основном, выходцы с севера России) богатело, занимаясь перевозкой грузов, лесозаготовками и обслуживанием дороги. Так выросла деревня Верхняя Яйва, где поселились Бабиновы. Они получили полномочия привлекать местное население на повинность для улучшения дороги. Эта деревня стала волостным центром государственных земель.

За открытие и устройство дороги Федор Иоаннович пожаловал Артемия Бабинова землями в верхнем течении Яйвы и освободил от уплаты всех податей. Однако льготной жизни Артемий не получил: «...посацкие и уездные люди тех прежних грамот не слушают и его Ортюшку во всякие подати воротят». Cлезная челобитная Бабинова возымела действие: новый царь Михаил Федорович все заслуги признал, все льготы подтвердил, заново пожаловал ему покосы и пашни по рекам Яйве и Чикману. Эту грамоту видел у потомков Бабинова в деревне Чикман историк Герард-Фридрих Миллер, когда проезжал из Сибири в Москву в 1742 году, что засвидетельствовано в его объемном труде «История Сибири».

И все же воспользоваться царскими милостями Бабиновым, видимо, так и не удалось. Сначала чиновники постоянно «забывали» об этих льготах, а в XIX веке и вообще земли, жалованные Бабинову, обратили в государственную собственность.

Артемий Бабинов числился на государственной службе и в официальных документах того времени именовался «вождем сибирской дороги». До конца жизни он следил за ее содержанием и передал свою должность по наследству. Умер он после 1623 года, т.к. в переписи М. Кайсарова значится, что в Соликамске есть торговая лавка Бабинова. Похоронен был на Верх-Яйвинском кладбище. Оно было действующим до 1914 года, и до этого времени там сохранялась могила предпринимателя и первопроходца. Сегодня кладбище заброшено, заросло, и могила «вождя дороги» утеряна. Потомки Артемия жили на Верх-Яйвинской земле, и многие из них продолжали дело своего великого предка.

Памятник Артемию Бабинову в Верх-ЯйвеПамятник Артемию Бабинову, 2007 г.

В 1997 году к 400-летию дороги жители Верх-Яйвы, сподвигнутые одним из немалочисленных в тех местах ревнителей исторического наследия Алексеем Назукиным, поставили в память Артемия Сафроновича Бабинова знак. Вождя дороги здесь не забыли. Когда вы спросите о ней кого-нибудь из местных жителей и неверно поставите ударение, вас деликатно поправят, повторив название с ударением на букве «о», и неважно, будет ли ваш собеседник из Усть-Игума, Всеволодо-Вильвы, Скопкарной или Верх-Яйвы.

Очень живописно и само место, где расположилось село: вокруг просторы заброшенных полей, лугов и долина чистой горной реки Яйва.

В 1616 году рядом с Верхней Яйвой была построена первая церковь – Введенская на средства боярина И. Н. Романова. Поначалу при ней была монастырская келья с небольшой «братьей». К 1688 году церковь обветшала, и рядом воздвигли новую, которая просуществовала до 1846 года. В 1856 году построена третья церковь (сооружена на средства прихожан и пожертвования), перестала действовать в 1931 году и окончательно закрыта и отдана под зерносклад, а затем под клуб в 1935 году.

В начале ХХ века в Верхней Яйве была организована первая в этих местах больница, существовали школа, аптека, детский сад.

Высылка спецпереселенцев коснулась также и села Верх-Яйва. В 1930-1950-е годы здесь проживали и занимались заготовкой леса раскулаченные крестьяне. По архивным данным ИЦ ГУВД по Пермскому краю численность трудпоселенцев на 1952 год составляла порядка 592 человек. С селом Верх-Яйва связано также и еще одно имя – полковника Алексея Петровича Якимова. Участник Великой Отечественной Войны, знаменитый летчик-испытатель, герой Советского Союза родился 24 января (6 февраля) 1914 года в селе Верх-Яйва.

Сейчас в старинном селе Верх-Яйва постоянно проживают только несколько семей, остальные дома используются под дачи – жители перебрались в поселки Яйва и Скопкортная. Однако несмотря на запустение этих старинных мест, Верх-Яйвинская округа и по сей день хранит следы прошлого.

Источник:
https://uraloved.ru/goroda-i-sela/permskiy-krai/selo-verh-yajva
https://uraloved.ru/goroda-i-sela/permskiy-krai/verh-usolka
http://skm.solkam.ru/o-muzee/публикации/solikamsk-pravoslavnyiy/poslednyaya-czerkov-v-sele-verh-yajva/

Интернет публикации:
https://skm.solkam.ru/o-muzee/публикации/solikamsk-pravoslavnyiy/vvedenskaya-czerkov-sela-verh-yajva-v-sovetskoe-vremya/
- Деревни Чурина и Верх-Усолка
https://archivesolkam.ru/events/110528

Литература:
  • Бординских, Г. А. На перекрестках времен и дорог : Соликамский район : история и современность / Г. А. Бординских, Н. Ф. Федосеев, Ю. С. Чирков. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 2004. - 244 с. : ил.
  • Бординских, Г. А. Соликамск : путеводитель. – 2-е изд. / Г. А. Бординских. - СПб. : Маматов, 2012. - 96 с. : ил. - (Пермский край).
  • Бординских, Г. А. Соликамский район : путеводитель по историческим местам / Г. А. Бординских. - Пермь : Астер, 2010. - 145 с. : ил.
  • Каталог-перечень документов по истории деревень Косолаповой, Кокориной и Виноградовой Соликамского района / автор-сост. С.П. Корзников. – Соликамск, 1985.
  • Край мой родной : Деревни Косолапово и Виноградово. Ч. 1 / автор-сост. С. П. Корзников. – Соликамск : Соликамская типография, 1989. – 76 с. : ил.
  • Край мой родной : Деревни Косолапово и Виноградово. Ч. 2 / автор-сост. С. П. Корзников. – Соликамск : Соликамская типография, 1989. – 76 с. :  ил.
  • Край мой родной : деревня Кокорино  Соликамского района / автор-сост. С. П. Корзников. – Соликамск, 1989.
  • Кружева воспоминаний / авт.-сост. : В. А. Вальцева, Г. Ф. Кермазова. - Соликамск : Типограф, 2018. - 213 с.
  • Мой край родной : деревни Поломовского сельского совета Соликамского района / автор-сост. С. П. Корзников в соавторстве с А. В. Брезгиным] – Соликамск : Соликамская типография, 1993.
  • Мой край родной : деревня Толстик Соликамского района / автор-сост. С. П. Корзников. – Соликамск, 1991.
  • Род Корзниковых из деревни Косолапово Соликамского района / автор-сост. С. П. Корзников. - Соликамск : Соликамская типография, 1993. - 104 с. : ил.
  • Пегушина, О. Там, где бродили медведи (история деревни Косолапово Соликамского района) / О. Пегушина // Камская пристань : Лит.-художественный альманах. - 2020. - С. 105 - 106.
  • Село Верх-Боровая Соликамского района / автор-сост. С. П. Корзников. – Соликамск : Соликамская типография, 1989. - 37 с.
  • Соликамск : путеводитель /  cост. Ю. Е. Юдин. — Пермь: Пермское кн. изд-во, 1980. - 197 с. : ил.
  • Соликамский ежегодник - 2010 : информационно краеведческий справочник по городу Соликамску за 2010 год / редкол. С. Г. Андреева [и др.]. - Соликамск : Типограф, 2011. - 176 с. : ил.
  • Тени забытых предков // Звезда. - 2004. - 10 января.
  • Чаган, Г. И. На древней Пермской земле / Г. И. Чагин. - Москва, 1988. - 175 с.
  • Чирков, Ю. С. Позвала Бабиновская дорога : путевой очерк / Ю. С. Чирков. - 2 - е изд., доп. - Соликамск : Типограф, 2012. - 106 с. : ил. - (Соликамские версты).
Газетные публикации:
  • Пегушина, О. Тропа первая : Косолапово (1 часть) / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 24 августа (№ 33). - С. 18. - Продолжение следует...
  • Пегушина, О. Косолапово (2 часть) / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 7 сентября (№ 35). - С. 16. - Продолжение. Начало в № 33. - Продолжение следует...
  • Пегушина, О. Виноградово / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 21 сентября (№ 37). - С. 16. - Продолжение. Начало в № 33, 35.
  • Пегушина, О. Кокорино : на развилке времён. Часть первая / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 28 сентября (№ 38). - С. 16. - Продолжение следует...
  • Пегушина, О. Кокорино : жизнь в потёмках. Часть вторая / О. Пегушина // ГородОК. - 2016. - 5 октября (№ 39). - С. 16.
Категория: История Соликамского района | Добавил: elena
Просмотров: 101 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]