16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Промышленность

Для отечественных самолетов
09.02.2021, 09:11
Мысль о скором неизбежном создании крупного магниевого завода на Урале со всей определенностью выкристаллизовалась сначала в Верхнекамье. Это произошло сразу же, как только Урал в рамках нашего государства был объявлен во всеуслышание Большим Уралом, и встала задача формирования первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны, Большого Урала, его цветной металлургии.
Работники Первого калийного комбината в Соликамске и руководство "Союзкалия" в 1929 году предложили организовать магниевое производство, обосновав при этом местные решения так называемой проблемы "разложения Соликамских карналлитов".
Пока специалисты осваивали разные варианты технологий магниевого производства на первоочередные технические нужды, государство вынуждено было покупать магний за границей. Малую часть этого необходимого стране металла с 1931 года производил Ленинградский опытный магниевый завод, поэтому создание крупных Днепровского и Уральского (то есть Соликамского) магниевых заводов виделось совершенно неотложным делом.
24 мая 1931 года Уралобком ВКП(б) принял решение о строительстве карнал-лито-магниевого комбината в Соликамске. Через два дня, 26 мая, администрация "Союзкалия" начинала отсчет месячного срока для предоставления предложений о комбинате к заседанию Совета Труда и Обороны СССР.
События, непосредственно предшествующие этим действиям, были таковы.
С ноября 1930 года новый, после В.В.Куйбышева, руководитель Высшего Совета Народного Хозяйства Г.К.Орджоникидзе взял под неусыпный контроль все, что относилось к состоянию и перспективам индустриализации и авиации в частности.
Первым пятилетним планом развития народного хозяйства предусматривалось снятие с вооружения всех иностранных типов самолетов и замена их современными самолетами отечественного производства.
Проектирование и строительство новых крылатых машин шло параллельно с развитием черной и цветной металлургии, созданием специализированного завода по обработке легких сплавов, возведением новых самолето- и авиамоторостроительного заводов. В Народном Комиссариате тяжелой промышленности Орджоникидзе сразу же образовал Главное управление авиационной промышленности, объединившее в единую отрасль все самолето- и авиамоторостроительные заводы страны.
В то время на вооружение бомбардировочной авиации были приняты двадцатитонные цельнометаллические туполевские самолеты ТБ-3, которые начали выпускаться серийно с 1932 года. За короткий срок было изготовлено восемьсот таких самолетов. В 1933-1934 годы Туполев создал скоростной бомбардировщик АНТ-40 - СБ. Их было выпущено свыше 6600.
В 1928 году был введен в строй действующих Рыбинский авиамоторостроительный завод, через два года Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве в Перми крупного завода по производству авиамоторов. А еще раньше, с весны 1929 года, начал строиться первенец авиационной металлургии - специализированный завод по обработке легких сплавов в Сетуни под Москвой, он вступил в строй 1 июля 1933 года. Орджоникидзе не мог не побывать на этих крупнейших авиационных новостройках в Сетуни, в Перми, в Соликамске.
Строительство Соликамского магниевого завода сдерживало обеспечение авиации необходимым количеством магния и магниевых сплавов. На громадном Сетунском заводе впервые в мире был создан цех с многотонными электропечами плавления взамен маломощных тигельных печей. Осваивался переход к литью и прокатке укрупненных слитков.
Уже в 1934 году, имея годовую программу в более чем семь тысяч тонн Отливок и проката, завод постоянно нуждался в легких сплавах для изготовления необходимых полуфабрикатов. Да и Пермский авиамоторостроительный завод со своим литейным цехом, выполнявший в 1935 году напряженную производственную программу по выпуску авиадвигателя М-25, также вынужден был заранее соразмерять свою деятельность с заканчивающимся строительством Днепровского магниевого завода, возлагал большие надежды на участие в годовой программе 1936 года своего финиширующего к открытию соседа - Соликамского магниевого завода.
Пермскими моторами М-25 оснащались популярные в то время истребители конструкции Н.Н. Поликарпова И-15, И-15бис и И-16. Вот еще почему уже с весны 1934 года решением ЦК ВКП(б) Соликамский магниевый завод был включен в разряд оборонных и переводился на особое снабжение, а в августе стройку завода посещал Г.К. Орджоникидзе.
Первый электролизер Соликамского магниевого был залит 13 марта 1936 года, а на другой день - 14 марта 1936 года - получен первый слиток уральского магния. Пуск первой серии электролизных ванн осуществлен через одиннадцать дней из-за задержки пуска фабрики искусственного карналлита на плавленом природном карналлите. Пуск второй серии электролиза произведен 28 марта 1937 года.
В апреле 1937 года Соликамский магниевый завод запущен в составе цехов обезвоживания, трех вращающихся и четырех подовых печей, цеха электролиза с 44 электролизерами, литейного цеха по переработке 1060 тонн магния-сырца в год, преобразовательной подстанции с тремя мотор-генераторами и цеха бертолетовой соли. В течение года завод выдал 906 тонн магния и вышел на проектную мощность. С октября 1936 года до сентября 1939 года электролизные ванны питали искусственным карналлитом, а затем по предложению Е.Л. Стрельца постепенно перешли на плавленый природный карналлит.
Успешное строительство и пуск завода были во многом обеспечены наличием костяка прекрасных кадров, организаторов производства - энтузиастов развития магниевой промышленности, таких, как В.Е. Цифринович, Я.М. Хейфец, Б.С. Гуляницкий, Н.Л. Оробей, М.В. Боярский и других. Особенно нужно отметить роль инженеров В.М. Фарингольца, А.И. Иванова, Б.С. Гуляницкого, разработавших конструкцию электролизной ванны.
С первых же шагов пуска завода коллектив рабочих и инженерно-технических работников, совместно с УНИХИМом приступил к усовершенствованию технологического процесса и конструкций основного оборудования.
Завод был запущен на одну тысячу тонн магния в год на электролизерах с силой тока 16-18 килоампер. Уже в 1937 году инженером С.П.Соляковым совместно с сотрудниками УНИХИМа была разработана конструкция ванны с подведенным катодом. На нее получено авторское свидетельство. Такая конструкция ванны дала возможность уменьшить межполюсное расстояние и увеличить токовую нагрузку на электролизер до 36 килоампер. Так была принципиально реконструирована в 1938 году вторая серия электролиза.

Леонид МЕЛЬНИКОВ, Лев БАНЬКОВСКИЙ
Источник:
Мельников, Л. Для отечественных самолетов / Л. Мельников., Л. Баньковский // Соликамский рабочий. - 2002. - 17 июля (№ 109). - С. 2.
Категория: Промышленность | Добавил: elena
Просмотров: 265 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]