16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как часто Вы посещаете мой блог
Всего ответов: 3
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Культура

Памятники изобразительного искусства Соликамска
13.06.2019, 12:35
Памятники изобразительного искусства Соликамска сохранились не столь полно как памятники местной архитектуры. Это объясняется многими причинами, в том числе и частыми пожарами, во время которых гибли уникальные произведения древнерусского искусства. Значительная группа произведений связана с Богоявленской церковью. Главенствующая роль внутреннего убранства храма принадлежит иконостасу. Резной четырехярусный тябловый иконостас, выполненный в стиле нарышкинского барокко - богатейшее собрание икон строгановской школы XVII века и более поздних икон XVIII-XIX вв. Иконостас установлен в конце XVIII в. на месте алтарной преграды взамен несохранившегося иконостаса XVII столетия. Иконы из старого иконостаса были нарощены, записаны и вставлены в новую алтарную преграду. Иконостас является блестящим образцом творчества Соликамских резчиков по дереву.

Центр иконостаса - царские врата, целиком покрытые ажурной резьбой "на проем", отличаются особым пластическим богатством форм, достигших здесь предельной выразительности. С большим мастерством и вкусом в иконостас вплетены резные фигуры ангелов, бутоны роз, гроздья винограда, листья, гирлянды цветов, замысловатые рамы и картуши. Мастерски исполнены фигуры ангелов, их позы свободны и естественны. Неизвестный художник сумел вложить в эти вдохновенные творения свою мечту о подлинной красоте души человека. Венчает царские врата резная корона. Резьба иконостаса позолочена по левкасу, что еще более усиливает  впечатление  богатства  и  нарядности.

В церкви сохранилось великолепное собрание икон XVII - начала XIX вв., выполненных московскими и местными иконописцами, мастерами из других русских городов. До второй половины XVII в. архивные сведения о развитии иконописи в Соликамске отсутствуют. Можно предположить, что по царскому указу в первой половине столетия в различные города для развития иконописного дела посылались "добрые иконники" из Сольвычегодска и Устюга, славившиеся своим мастерством. Соликамск издревле был связан с Устюгом Великим и как бы находился под протекторатом этого древнего художественного и культурного центра России. Известны сведения о царском иконописце Федоре Зубове (1610/1615 - 1689), уроженце Соликамска, который выдвинулся в первостепенные московские мастера и работал в Великом Устюге, а затем с 1662 г. - в Оружейной Палате Кремля. Обучаться иконописному делу он начал в Соликамске и на всю жизнь сохранил привязанность к своему городу, подписывая свои работы "иконописец Усолья Камского" или "Усолец". Архивные документы XVIII-XIX вв. содержат многочисленные сведения об иконописцах и резчиках по дереву, работавших в Соликамских церквях. Именно местным иконописцем Симеоном Белозеровым, иереем Богоявленской церкви были написаны в 1808 г. две иконы "Симеон Столпник" и "Феодосии Тотемский".

Реставрация иконостаса Богоявленскои церкви осуществлялась с некоторыми перерывами с 1956 г., когда художник реставратор В. Г. Евдохин приступил к реставрации икон и настенной живописи. С 1960 г. иконы местного ряда реставрировались в Пермской художественной галерее, а в 1984-1985 гг.. московскими художниками-реставраторами Ю. Новиковым, В. Пьяновым и М. Татаренко проведена полная реставрация икон и настенной росписи церкви. В процессе реставрации выяснилось, что запись почти всегда следовала рисунку древней живописи. Раскрытые композиции отличались хорошей сохранностью. Иконостас состоит из четырех ярусов икон, расположенных друг над другом в определенном порядке. Сюжеты и их расположение традиционны. Представлены все канонические циклы христианской мифологии с изображением ветхозаветных старцев, пророков, мучеников, апостолов. Иконостас - символ ограды рая, куда нет доступа грешникам. Три входа, ведущих в алтарь, используются исключительно при богослужении. Центральные врата называются царскими или золотыми. На их створках изображены в картушах четыре евангелиста - Марк, Матфей, Иоанн, Лука и сцена Благовещения с архангелом Гавриилом, возвещающим деве Марии о том, что она родит Спасителя.

Нижний ряд иконостаса называется местным. С особой тонкостью и артистизмом выполнены иконы этого ряда. С правой стороны от царских врат расположены иконы XVII в. "Богоявление" и "Крещение", а также "Похвала Богородицы" и "Климент Папа Римский". Слева - "Богоматерь Смоленская", "Илья Пророк" и "Георгий Победоносец". Выделяется икона Ильи Пророка, который изображен в виде могучего старца, восседающего в самом центре иконы. Красивое, выразительное лицо пророка тщательно промоделировано. У его босых ног стоит кувшин с водой, вороны в клювах несут ему хлеба. По обеим сторонам от этой иконы представлены более мелкие сюжеты деяний пророка - "Огненное вознесение Ильи", "Илья и Сарептская вдова и другие. Илья Пророк в русской иконографии занимает особое место как образ наделенный сверхъествественной силой, связанный в народной среде с дохристианскими верованиями. Библейский пророк Илья - бесстрашный фанатичный защитник истинной веры - почитался с XV века как покровитель купеческого сословия. Колорит иконы "Илья Пророк" построен на сочетании красных и   оранжевых цветов с зеленым различных оттенков.

Следующий ярус иконостаса - Деисус (точнее "деисис" - моление). Традиционно в его центре должна находиться икона с фронтальным изображением Христа. В иконостасе Богоявленской церкви это место занимает овальная икона XVIII в. "Коронование Марии". Икона "Вседержитель" расположена на третьем ярусе иконостаса. По левую и правую стороны от центральной иконы изображены в полный рост в молитвенных позах Богоматерь и архангел Михаил, Иоанн Предтеча и архангел Гавриил, апостолы Павел, Андрей, Петр, Фома, Иаков и Филипп, Иоанн Богослов, пророки Наум и Даниил, евангелист Матфей. Над местным и деисусным рядом - праздничные иконы. Прежде всего так называемые двунадесятые, отражающие 12 наиболее чтимых русской православной церковью христианских праздников "Рождество Христово", "Благовещение", "Вознесение", "Преображение" и т. д. Здесь же расположены иконы страстного цикла, изображающие страдания или "страсти Христа". По стилю и изяществу письма, ювелирной проработке деталей можно заключить, что иконы местного ряда и праздничные вышли из одной мастерской, сохранившей все сложившиеся традиции строгановского письма XVII века. С XVII века широкое распространение получает так называемый Праотеческий ряд с фигурами ветхозаветных старцев. В иконостасе Богоявленской церкви он образует верхний ряд икон. В центре ряда икона "Отечество", изображающая бога Саваофа с младенцем Иисусом на коленях. Иисус держит в руках диск с изображением голубя - символа Святого духа. В руках праотцов и старцев свитки с текстами Ветхого Завета.

По решению Собора 1666-1667 гг. иконостас стали завершать резным распятием. Иконостас Богоявленской церкви венчает Распятие XVIII в. -символ крестной жертвы Христа - спасения человечества - высшей религиозной ценности христианства. По обеим сторонам Распятия - Богоматерь и Иоанн - живописные произведения XVIII в. , выполненные на досках и вырезанные по контуру. Кроме фигуры Христа на навершии иконостаса помещены два скульптурных ангела с орудиями страстей. По углам выступающей части иконостаса расположены деревянные резные с золочением и серебрением вазоны. В их центре - херувимы, выполненные масляными красками. Всего в иконостасе было 75 икон, из которых 72 сохранились до наших дней. Оригинальная композиция иконостаса, его художественная резьба, живопись конца XVII - начала XIX вв., исполненная в различных стилях - традиционном древнерусском и академическом, уникальная резьба царских врат составляют прекрасный декоративный ансамбль, созданный древними мастерами.

Автор В.П. Пономаренко
Источник:
Церковь Богоявления в Соликамске : альбом / текст В. Пономаренко ; фото В. Бердюгин. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. - 48 с. : ил. 

Категория: Культура | Добавил: elena
Просмотров: 492 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]