16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 36
Погода
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » СГО » Промышленность

Развитие кузнечного ремесла в Соликамске
15.05.2022, 14:13
Искусство ковки на Руси известно с древнейших времен, но начало его распространению было положено в XII-XIII веках - это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Уже тогда были созданы замечательные образцы художественной ковки. Прекрасный пример русского кузнечного искусства - шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа. В XVI-XVII веках в Новгороде и в Москве возникают кузнечные ремесленные корпорации. Кузнецы селились, образуя слободы (Кузнечный Мост в Москве). В музеях нашей страны сохранились изделия этой отрасли декоративного искусства. Привлекают внимание кованые светцы, подсвечники, паникадила. Искусно выполненные решетки в Санкт-Петербурге, Москве и других городах - дело рук кузнецов.
С давних пор в народном зодчестве Урала, наряду с камнем и деревом, достаточно широко использовался металл. Во многих семьях можно было встретить художественно обработанные металлические строительные детали: кованые петли ворот и калиток, выполненные в виде длинных накладок фигурного очертания, разнообразные щеколды, ручки, личины замков, ажурные обкладки из просечного железа на сундуках и ларях, кованые гвозди с большими выпуклыми шляпками и даже с фигурными и рельефными подкладками - шайбами.
В оформлении храмов кованый металл применялся для решеток ограждений, ажурных подзоров по карнизам и гребней на крышах.
В строительстве домов - на крышах, на воротах и крыльцах - деревянная резьба нередко сочеталась с коваными или резными решетками.
Уральские железных дел мастера - литейщики, слесари, кузнецы издавна славились своими делами по всей России. Не случайно в 1703 году указом Петра I для городского строительства в Тихвин и Таганрог отправили именно Соликамских кузнецов.
В Соликамске - одном из старейших городов Прикамья - было высоко развито кузнечное мастерство. С XVII века Соликамск являлся соляной столицей России, здесь зарождалась уральская горнозаводская промышленность - с постройки первого медеплавильного завода.
Кузнечное дело на Соликамской земле существовало задолго до появления медеплавильных заводов. Из кричного железа и самородной меди ковались самые необходимые для быта изделия, ножи, наконечники стрел и копий, скребки для шкур, рыболовные крючки, остроги, а позднее - гвозди и скобы для строительства плотов и лодок. В период интенсивного солеварения кузнецы ковали цепи, всевозможные детали для подъемных механизмов и большие «сковороды» - црены для выварки соли.
Однако наибольшее развитие кузнечное дело получило в XVII веке в период строительства крепостей, церквей и монастырей: ковались мощные связи - тяжи для скрепления стен, арок, сводов; металлические двери и ворота, оконные решетки и высокие надкупольные кресты.
Согласно писцовым книгам 1620 года, в Соликамске было 16 кузниц, обслуживающих преимущественно солеваренные промыслы, а в конце XIX века насчитывалось 172 столяра и кузнеца (по книге X. Мозеля «Материалы для географии и статистики России и Пермской губернии». СПб, 1864). Народное искусство сложилось в результате труда многих поколений, опыт обработки металлов, переходивший от учителя к ученику, совершенствовался.
На богатой исторической почве г.Соликамска в 90-х годах XX века в ремонтном цехе ОАО «Соликамскбумпром» была создана первая в городе артель кузнецов художественной ковки во главе с Александром Ивановичем Малышевым, который более 40 лет работает на этом предприятии. Многие мастера прошли обучение в артели и трудятся на разных предприятиях города: Ю.Возницкий, Д. Ширёв, Л. Власов, А. Саитгареев, Д. Лодыгин, А. Перваков, С. Белкин, A. Лукьянов, А. Горячёв, А. Кокшаров, В. Григорьев, B. Лыткин и другие. Мастерство и художественный уровень кузнецов-художников растут из года в год.
Соликамские мастера проводят большую работу по созданию кузнечного ожерелья города. Их изделия - ограды, решетки, навершия, перила, ворота -  гармонично вписываются в облик древнего города.
Оформлены торговые центры, магазины, кафе, Дворец культуры, проходная, гостиница ОАО «Соликамскбумпром», а также церковь села Городище и другие объекты. А. Малышев и его ученики вступили в ассоциацию «Кузнецы Урала».
За большой вклад в дело возрождения ручной художественной ковки на Урале и организаторскую работу в Соликамске А.Малышева избрали вице-президентом Уральской ассоциации кузнецов. Борис Казаринов, профессор, член президиума Союза кузнецов России, академик кузнечной академии, высоко оценил труд А. Малышева и его артели на страницах книги «Кузнецы Урала». А. Малышев является учеником Александра Григорьевича Навроцкого, кандидата технических наук, вице-президента «Союза кузнецов России».
Кованые изделия А. Малышева и его учеников представлены в Музее кузнечной науки и техники в г. Москве, Центре ручной художественной ковки Урала г. Екатеринбурга, Соликамском краеведческом музее.
За существенный вклад в развитие кузнечного мастерства и подготовку мастеров А.Малышев в 2008 г. получил высокое звание «Народный мастер Пермского края».

Источник:
- "Огни Гефеста" проект : фестиваль кузнечного мастерства / сост.  сб. Т. Д. Келлер. - Соликамск, 2009. - 22 с. : ил.
Категория: Промышленность | Добавил: elena
Просмотров: 189 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]