В письменных источниках содержатся
скудные сведения о том, как выглядели росписи в храмах города
Соликамска. В церковных описях особого внимания им также, как правило,
не уделялось. А меж тем обозрение церковных стенописей в широком смысле
этого слова составляет одну из неотложных задач церковной археологии, –
писал еще в 19 веке известный археолог, доктор церковной истории Н.В.
Покровский.
В последующее время, связанное с
гонением на Церковь, росписи сбивались и забеливались. Поэтому о
характере монументальной живописи в соликамских храмах позволяют судить,
по большому счету, лишь фотографии столетней давности и сохранившиеся
фрагменты живописи в ряде церквей. Помимо орнаментальных мотивов,
которые зачастую выполнялись в монохромной манере, варьировался характер
расположения композиций и их стилевые особенности.
Фрагмент росписей в церкви Жен Мироносиц
Так,
представленные в подкупольной росписи Троицкого собора многочисленные
фигуры святых в четырех долях свода образуют общую композицию («Тебе
Бога хвалим»). В подкупольном пространстве Спасской церкви отдельные
сюжеты заключены в фигурные картуши. Расписывались отдельные
архитектурные элементы: в пазухи арочных сводов, обрамляющие оконные
проемы Крестовоздвиженского собора, вписаны евангельские сюжеты (на фото
- сцена «Благовещения»). При входе в собор – в нишах по обе стороны
двери архангелы, один из них записывает входящих в храм, другой –
исходящих из храма.
Росписи в алтаре придела Богоявленской церкви Монументальная живопись являлась важной
составляющей частью убранства храма. Понимали это и именитые
благодетели, активно жертвовавшие на строительство и содержание
соликамских храмов. Известно, что в церкви Иоанна Предтечи в 1877 году
случился пожар, в котором сильно пострадал верхний придел храма. Тогда
избранный в церковные старосты В.А. Рязанцев своими средствами
отремонтировал здание церкви: «перештукатурил изнутри стены и расписал
стены живописью, - и на все сие употребил из собственных средств до 2485
рублей, в том числе на стенную живопись 1630 руб.»
Не только
изнутри, но и снаружи некоторые церкви украшались живописью – отдельные
композиции имелись на фасадах Крестовоздвиженского и Троицкого соборов,
росписи были у часовни Петра и Павла. Апсиду Богоявленской церкви и в
наши дни украшает «Богоявление». Слабые остатки росписей на фасаде
Спасской церкви можно было видеть еще не так давно, а вот как выглядели
они в 19 веке: «На стенах написаны довольно искусно притчи, – пишет
В.Берх в 1821 году в своём «Путешествии в Чердынь и Соликамск», - а
расстояние между оными испещрено красными разводами, изображающими ветви
и листья». «Изнутри и снаружи под карнизами, - пишет А.Луканин, -
церковь расписана в старинном стиле самыми яркими и пёстрыми красками.
Живопись здесь была старинная, но испортилась и в 1850 г. поновлена по
прежним рисункам; только на стенах нижней части храма рисунок изменен».
Источник: https://vk.com/wall-6801308_4412
|