Фёдор Евтихиевич Зубов (также — Фёдор
Евтихиев сын Зубов Устюженец; Фёдор Евтихиев; Фёдор Усолец; упоминается с
1647 — ум. 3 ноября 1689) — русский иконописец XVII века.
Царский знаменщик — руководитель жалованных иконописцев
Оружейной палаты Московского Кремля (после смерти Симона Ушакова).
Работал над стенными росписями Кремлёвских соборов.
Родился в семье дьячка соликамской соборной церкви. Иконописанию научился здесь же в Соликамске;
работать начинал в Великом Устюге позже в Ярославле и Москве. Став известным мастером, был взят в иконный цех царской Оружейной палаты. Писал иконы для соборов Московского Кремля.
Когда в XVII столетии иконописцы стали
подписывать свои работы, то 3убов к имени своему непременно добавлял
«усолец».
ТВОРЧКСКИЙ ПУТЬ ИКОНОПИСЦА
В начале 1650-х переезжает в Великий Устюг, пишет для
надвратной Всеградской церкви икону «Спас Нерукотворный». Когда Фёдор
был вызван в Москву в Оружейную палату неизвестно. По сообщению его
сыновей в их челобитной, написанной сразу после смерти их отца Фёдор
служил трём русским царям «лет сорок и больше в Оружейной палате в
иконописцах» (то есть должен был в Оружейной палате с 1645 года). В
царской грамоте от 10 февраля 1660 года сообщается, что Фёдор был
государевым иконописцем «до мора» (1654 год). Однако его имя не
упоминается в известных документах данного периода.
Сыновья Фёдора Зубова Алексей и Иван при жизни отца ещё не
были обучены мастерству живописца по малолетству. После его смерти им
было назначено пособие и они прошли обучение у других мастеров. В
петровскую эпоху они стали известными гравёрами.
В основе творческой манеры Зубова - каллиграфический,
утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым
пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и
Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей).
Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко
(объемной материальности форм, ритмичной динамики движений,
эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок
делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение
пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество
Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).
3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди
которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные
тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной
убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX
века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около
1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья,
листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки
черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним.
Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над
верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения
3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный
пейзаж.
Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное
признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших
живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского
собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса
церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660); готовил эскизы для росписей
московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем,
Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов
(1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в
Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона
Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского
собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея
Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.
В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского
монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное
владение исторической иконографией, развернув монументальное
повествование о событиях русской истории.
Свободное обращение к различным жанрам, безусловно, черта
художественного сознания нового времени. Лучшей работой 3убов бесспорно
является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора
Новодевичьего монастыря (около 1670). В этом произведении, исполненном в
традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных
средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное
сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности
земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.
РАБОТЫ:
Сохранившиеся произведения
Спас Нерукотворный. 1654. (СИХМ).
Иоанн Предтеча. 1650-е. (РМЗ).
Спас Смоленский, с припадающими Афанасием и Кириллом Александрийскими. 1667. (СИХМ).
Андрей Первозванный. 1669. (ГМЗМК).
Илья Пророк в пустыне. 1672. (ЯХМ).
Святитель Николай. 1672. (ГМЗК).
Рождество Богородицы. 1688. (ЦМиАР).
Богоматерь — Всех скорбящих радость, Воскресение —
Сошествие во ад (две створки трёхстворчатого складня). 1688. (частное
собрание в Москве).
ЛИТЕРАТУРА:
Богданов, М. В. «…ему, Федору, вольно в монастырь для иконного письма ехать…» : [иконописец Фёдор Зубов]/ / Наш Соликамск. – 2010. – 1 июля (№ 26).
Художественному музею Соликамска - 25 лет : материалы
научно-практической
конференции, посвященной 25-летию художественного музея (21-23 ноября
2000 г.). Вып. 1 / сост. : Л. В. Баньковский, В .П. Пономаренко ;
Соликамский краеведческий музей. - Соликамск : РИО ГОУ ВПО "Соликамский
государственный педагогический институт", 2005. - 125 с.
Чагин, Г. Художник из Соли Камской / Г. Чагин, преподаватель ПУ, кандидат исторических наук // Соликамский рабочий. - 1986. - 19 июля. - С.