В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века.
Изделия уральского керамического производства украсили соборы Соликамска
и других старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими
красками на фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого
собора в Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в
Усолье.
Изразцы использовались не только в украшение церквей, но и шли на облицовку печей. «Чуть
не через дом - изразцовые печи екатерининского, аннинского и
петровского времени. Попадаются и более ранние - конца XVII века», - писал в 1925 году искусствовед И.Э. Грабарь. В настоящее время ни одной печи в целом виде не сохранилось.
Изразцы, выполненные уральскими
мастерами, имеют свои характерные особенности.
Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная
композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и
желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.
Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора
напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает
полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с
тем, что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при
изготовлении новой формы.
В Нижегородской губернии массовое изготовление изразцов началось в XVII веке. Начав
с использования московских изразцовых досок с обратным рельефом, вскоре
мастера освоили и изготовление собственных, усовершенствовали
технологию и выработали свой собственный декоративный стиль. Так
родились знаменитые балахнинские изразцы. Их хорошо раскупали на
Макарьевской ярмарке и увозили в Москву и Муром, Владимир и Пермь, в
далёкую Астрахань, и даже в Европу... Ими украшали фасады церквей и
светских зданий, облицовывали печи в парадных покоях. К концу XVII века
промысел достиг своего расцвета, изразцы стали доступнее и появились
даже в купеческих и мещанских домах.
Балахнинские изразцы легко
узнаваемы по их сравнительно большим размерам, отсутствию рамок, ярким и
чистым поливам, высоким, четким рельефам.
На них часто рисовали крупную птицу с открытым
клювом – ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей
крохотной птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но
вестника на них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках
птица неясыть, по легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить
птенцов. Присутствует на изразцах изображение ворона, несущего в лапе
початок, другой лапой опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть
здесь заморская диковина – индюк и сказочная жар-птица.- павлин с
распущенным хвостом.
Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого
растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке
изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По
замыслу мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют
непрерывную красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два,
три яруса, и дают при солнечном освещении впечатление нарядности,
праздничности.
Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре
изразцы часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века.
На них изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица
Сирин, полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен
классической Эллады. На Руси мифологическая Сирена зажила
самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-души'' – райской птицы Сирин
встречается в произведениях древней письменности; на золотых ювелирных
изделиях; на расписных деревянных прялках Севера; в керамике многих
Строгановских построек XVII –нач. XVIII веков.
Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских
изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это
трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.
Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное
здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны
цветной керамикой.
Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы настоящими произведениями искусства.
Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные
изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном
краеведческом музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу
XVIII века, не имеют росписи, в то время как у более поздних всё
свободное от рельефа поле изразцов заполнялось примитивной синей
росписью. По своей композиционной структуре они очень близки к
аналогичным балахинским и московским печным клеймам.
Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.
Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с
утраченных печей дали возможность выполнить их реконструкции. В фондах
Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд изразцов, среди них
несколько предметов печного набора, привезённые из Соликамска. Стенные
изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки имеют белый
фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью. Изразцовая печь из дома В.К. Петровой в Соликамске
Необычайно
интересна разнообразная коллекция расписных изразцов ХVIII в.,
хранящаяся в фондах Соликамского краеведческого музея. При изучении
уральских изразцов она может служить эталоном. Исследование указанной
коллекции, а также изразцов, найденных во время раскопок, позволило
установить, что в Соликамске находилось не менее 15 различных печей,
украшенных сюжетной или растительной росписью.
Печные изразцы из дома В.К. Петровой
Дом В. К. Петровой (ул. Ленина, 102) расположенный в центре
Соликамска на берегу Усолки до нашего времени не сохранился.
Прямоугольный в плане шестистенок, длинная сторона которого была
вытянута вдоль улицы. На нее же выходил главный южный фасад. Дом
деревянный, из лиственницы. Углы стен рублены с остатком («в обло»).
Кровля тесовая на четыре ската. Фасады решены очень просто, без
украшений.
Дом Петровой, 1970 г.
В интерьере стены оштукатурены, была сохранена старая
скобянка: медные ручки дверей, петли. Особый интерес представляла печь в
восточном прирубе, облицованная синими (кобальтовыми) изразцами на
сюжеты «Лицевой библии» Пискатора (так называли альбом гравюр, изданный в
Голландии в середине XVII в.). 66 изразцов на библейские
сюжеты исполнены удивительно просто, со всеми признаками отличной
художественной школы. Если прямоугольные лицевые и угловые изразцы
посвящены традиционным библейским сюжетам, то фигурные изразцы,
составляющие карниз, пояски и цокольные тяги, расписаны пейзажами. В других уральских городах такие изразцы не обнаружены. По
преданию, печь сложена пленными шведами, присланными в город после
Полтавской битвы. («Прислано в Соликамск завоеванных шведов, полковников
и обер-офицеров
100 человек» — сообщал «Соликамский летописец за 1710 г.»
Дом Петровой представлял собой редкий памятник деревянного жилого зодчества конца ХVII - начала XVIII в.
Источник: http://kerami-ka.ru/sovremennoe-goncharstvo/izraztsy/uralskii-izrazets.html Литература: - Ленковская, Е. Сокровища Рифейских гор / Е. Ленковская. - Екатеринбург : Генри Пушель, 2014. - 256 с. : ил.
- Маслих, С. А.
Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С. А. Маслих ; вступ. ст. Ю. С. Мелентьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Изобразит. искусство, 1983. - 28 с. : ил.
- Савенкова, Н. М. Соликамская историческая азбука / Н. М. Савенкова ; переизд. - Соликамск : Соликамск.ru, 2010. - 201 с.
- Соколова, Н. Е. Изразцовое
искусство на Урале в XVII-XIX веках / Н. Е. Соколова // Исследования по археологии и
истории Урала :
межвуз. сб. науч. тр. : [посвящ. памяти В. А. Оборина] / М-во общ. и
проф. образования РФ. Перм. гос. ун-т ; гл. ред. Г. Н. Чагин [и др.]. -
Пермь : ПГУ, 1998. - С. 171-184.
- Соликамск : путеводитель / сост. Ю. Е. Юдин ; отв. за вып. А. Г. Яров. - Пермь : Пермское кн. изд-во, 1980. - 197 с. : ил.
- Художественному музею Соликамска - 25 лет : материалы
научно-практической
конференции, посвященной 25-летию художественного музея (21-23 ноября
2000 г.). Вып. 1 / сост. : Л. В. Баньковский, В .П. Пономаренко ;
Соликамский краеведческий музей. - Соликамск : РИО ГОУ ВПО "Соликамский
государственный педагогический институт", 2005. - 125 с.
Газетные публикации:
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М. Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 7 мая (№ 10). - С. 4. - (Продолжение следует...)
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М.
Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 28 мая (№ 13). - С. 8. -
(Продолжение следует...)
- Савенкова, Н. М. Шведский след, или Каролины в Соликамске / Н. М.
Савенкова // ГородОК на Каме. - 2014. - 18 июня (№ 16). - С. 4.
- Дом Петровой / Л. Баньковский, научный сотрудник института экономики УНЦ АН СССР ; А. Суслов, экскурсовод первой категории Соликамского бюро путешествий и экскурсий ; М. Кокшарова, архитектор ПСНРПМ // Соликамский рабочий. - 1986. - 07 июня.
|