XVIII век, "Женский век" русской истории, породил целую плеяду
выдающихся дочерей Отечества. Почти три четверти столетия на российском
престоле восседали императрицы, а жены и наследницы сановников, вышедшие
в свет по указу Петра Великого, получили вес в политической жизни
страны. 
Среди влиятельнейших дам XVIII века особенно заметной была
фигура княгини Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810). Ее
императорского величества статс-дама, кавалер ордена Св. великомученицы
Екатерины Большого креста, соратница и единомышленница Екатерины
Великой, она стала первой женщиной, занявшей государственный пост,
первой (и по сей день единственной!) женщиной, возглавившей Академию
наук, и, без всякого сомнения, первой женщиной, инициировавшей создание
научного учреждения - Императорской Российской академии (1783). Екатерина
Романовна была страстным книгочеем, состояла в переписке с крупнейшими
учеными, встречалась с Дидро и Вольтером и почти 10 лет провела за
границей, изучая европейские системы образования, что позволило ей стать
блестящим публицистом, организатором и популяризатором науки. Княгиня
Дашкова была почетным членом Вольного общества любителей наук,
словесности и художеств, членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангенской
(Нюрнберг) академий, членом Вольного Экономического
Санкт-Петербургского общества, Берлинского общества испытателей природы и
Филадельфийского философского общества (по личной рекомендации
Бенджамина Франклина!). При этом, несмотря на все регалии, себя княгиня "академиком в чепце", как насмешливо аттестовал ее А.С. Пушкин, не считала. На
посту директора она поправила материальное положение Академии наук,
добилась строительства для нее нового здания, организовала чтение
академиками бесплатных публичных лекций на русском языке, наладила
издательское дело. Под ее председательством Российская академия
подготовила первый толковый словарь русского языка. Дашкова лично
собирала слова на "ц", "ш", "щ". Помимо прочего, именно "академику в
чепце" мы обязаны появлением в русском алфавите самой молодой буквы "ё". И как же современны наставления, данные этой удивительной женщиной педагогам,
родителям и юношеству далекой Екатерининской эпохи.
"Школьное или классическое воспитание выполняется совершенным
познанием природного языка, также латинского и греческого, коим учат для
почерпания в зрелых летах красот и высоких мыслей, которых бы мы на
нашем языке не имели, если б из древних латинских и греческих классиков
оных не заняли и, следственно б, не знали; для сообщения же с
иностранцами немецкий, английский или французский язык. Арифметика, как
одно из начальных учений, необходимо нужна каждому человеку [...] От
некоторых же наук, можно сказать, еще отрасли есть, кои для одного
звания людей надобны, для других же не полезны или излишними почитаться
могут". "Нравственное воспитание выполняется, когда детей к терпению, к
благосклонности и благоразумию повиновению приучишь, когда вперишь им,
что правила чести есть закон, коему подчиняются все степени и состояния;
когда, не обременяя их память излишними предписаниями, впечатляешь в
нежные сердца их любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам
церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к
эгоизму; и наконец, когда уверишь их о святой сей истине, что
благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего,
что никакое богатство, знать или могущество неудобны доставить
внутреннее спокойствие (кое всему в жизни нашей предпочтительнее), если
пред Отечеством или пред благодетелем совесть тебя нарицает виновным". Источник: https://rg.ru/2022/03/08/ekaterina-dashkova-vospitanie-bolee-primerami-prepodaetsia.html
Литература:
|