У
христианизированных коми Ен стал небесным Богом, покровителям скота
Флору и Лавру стали приносить жертвы, особым же почитанием пользовался
Илья-пророк. Читать дальше...
Коми,
как и прочим народам, известны были былички о покойниках, которые при
жизни были колдунами (русские называли их еретниками) и продолжали
вредить живым после смерти. Читать дальше...
Яг-Морт — герой преданий народов
Севера. На языке коми-зырян «яг» — лес, лесной, «морт» — человек. «Яг —
Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что
Яг-Морт — это не просто лесной человек, а лесное чудовище. Читать дальше...
Жил
вöрса в треугольном доме, находящемся в глухой лесной чаще. Леший ворса
имел жену и дочь, которые свои лица людям не показывали. Лесные звери
были их скотом, а птицы — курами. Хозяйство он не ведет. Ему достаточно
пробраться в какую-нибудь деревню и украсть там еду. Читать дальше...
Лес
служил источником жизни людей и в то же время пугал. Человеческое
воображение населяло чащу тайги существами страшными, порой — смертельно
опасными (и речь сейчас не о стаях голодных волков и не о
медведях-людоедах). Читать дальше...
Мифоло́гия ко́ми (коми Коми мифология) — комплекс мифологических представлений, общий для трёх народов коми — зырян, пермяков и язьвинцев. Является частью общей финно-угорской мифологии. Читать дальше...
Как и другие народы-соседи, в старину благополучие коми-пермяков-земледельцев очень зависело от урожая. Всему, что касалось поля, придавалось огромное значение. Читать дальше...