Екатерина II (урожденная София Ангальт-Цербстская; 2 мая 1729 – 17 ноября 1796), наиболее известная как Екатерина Великая,
была императрицей-регентшей всея Руси с 1762 по 1796 год – самой
продолжительной правительницей страны. Она пришла к власти после
государственного переворота, который сверг ее мужа и троюродного брата
Петра III.
Российская императрица не была педагогом, но как никто другой понимала важность образования. До XVII века обучение в России было сугубо мужским. Девочкам же отводилась скромная роль жен и матерей, если они и получали образование, то исключительно домашнее. Именно Екатерина Вторая открыла женщинам дорогу за парту. В 1764 году императрица учредила первое учебное заведение для девушек - Воспитательное общество благородных девиц.
В историю оно вошло как Смольный институт, просуществовавший вплоть до 1917 года. Девочек в него принимали с 6 лет. Они изучали чтение, письмо, иностранные языки, арифметику, историю, географию, а в старших классах - еще и опытную физику, архитектуру, скульптуру.
Смольный институт благородных девиц В деятельности Екатерины II, находившейся под влиянием
западноевропейских просветительских идей, особое место занимала забота
об устройстве осиротевших детей вообще. Она
предписывала устраивать их в семьи. В Указе "Учреждения для управления
губерний" на этот счет говорилось: "Если же устроение сиротских домов
будет неудобно или потребует издержек, кои отнимут способы к оказанию
Призрения большему числу сирот, то Приказ неимущих сирот отдает за
умеренную плату надежным добродетельным и добронравным людям для
содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их во
всякое время Приказу". В ст. 301 этого Указа говорилось также, что
ребенок передается воспитателям "дабы научился науке или промыслу или
ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином". Но и
эта гуманная идея полностью подчинялась принципу сословности. 
Заметное место в деятельности Екатерины II занимает создание
специальных учреждений для оставшихся без семьи, брошенных детей. По
проекту известного в то время "всей душой преданного делу милосердия",
известного государственного деятеля И.И. Бецкого она издает 1 сентября
1763 года Манифест "Об учреждении в Москве Воспитательного Дома с особым
гошпиталем для неимущих родильниц", который должен был быть построен
"общим подаянием". Такому Дому предстояло стать учреждением
государственным. На его постройку был объявлен сбор пожертвований, всюду
были разосланы воззвания, которые надлежало зачитывать "во всех
церквах". В этих же воззваниях был призыв устраивать самостоятельные
"сиропитательницы" или приюты. Цель создания Воспитательных домов
сводилась к тому, чтобы истребить злодейства, воспитывать детей с
выгодой и пользой, уменьшить нищенство.
Для постройки такого дома требовались "громадные денежные средства".
Сама Екатерина II в разное время пожертвовала на его строительство 1
млн. рублей. Некоторые дарили Воспитательному Дому имения, дома, ценные
вещи, строительные материалы и др. В пользу этого дома шли крупные
штрафы, которые императрица накладывала на своих сановников. Источником
необходимых расходов были также ежегодные доходы от основанного впервые в
России ломбарда. Через 7 месяцев после опубликования Манифеста (21
октября 1764 года) состоялась торжественная закладка здания Московского
Воспитательного дома. Его предстояло построить на берегу Москва-реки, на
месте, где находился так называемый Гранатный двор. Для строений этого
Воспитательного Дома был отдан участок, простиравшийся по берегу Яузы,
по улице Солянке и по протяжению стены Китай-города от Варварских ворот
до берега Москва-реки. В память дня закладки была выбита медаль, где с
одной стороны - портрет Екатерины II, а с другой - две фигуры: Вера и
Человеколюбие, поднимающие ребенка, с надписью вокруг: "И вы живы
будете". 1763, 1 сентября. А в марте 1770 года было разрешено открыть
Воспитательный Дом в Петербурге. Первоначально он являлся отделением
Московского и финансировался как на средства от казны, так и за счет
благотворительности.
Манифест Екатерины II призывал также создавать "сиропитательницы" и в
других городах. В особом Указе Святейшего Синода от 31 декабря 1763
года на этот счет говорилось: "И еще бы и богоугоднее было, если бы всяк
во своей епархии потщился сиропитательницу устроить". Вскоре по частной
инициативе различных благотворителей открылись сиропитательницы в
Новгороде, Воронеже, Оренбурге и других городах. Однако детские
учреждения для сирот создавались не только по инициативе
благотворителей.
Открытие Московского Воспитательного Дома состоялось 21 апреля 1764
года. В нем надлежало создать совершенно "новую породу людей",
детей-граждан, способных служить отечеству делами рук своих в различных
искусствах и ремеслах. Вот почему так много внимания уделялось не только
организационной его части, но и процессу воспитания находящихся там
детей. Источник:
https://megalektsii.ru/s64986t11.html
Литература: - Незнамова, И. А. Женщины-правительницы России / И. А. Незнамова, Е. А.
Разумовская. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 284 с. - (Золотой фонд).
- Павленко, Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. - Москва : Молодая
гвардия, 2004. - 495 с. - (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр.
Вып. 1094 (894)).
- Труайя, А. Екатерина Великая / А. Труайя. - Москва : Экемо, 2007. - 480 с.
- Чайковская, О. Г. Екатерина Великая. "Золотой век" Российской империи / О. Г. Чайковская. - Москва : Яуза: ЭКСМО, 2012. - 414 с. - (Гении власти).
- Шахмагонов, Н. Ф. Екатерина Великая / Н. Ф. Шахмагонов. - Москва : Вече, 2019. - 383 с. - (Лучшие биографии).
|