19 марта считается официальной датой рождения подводных сил российского флота.
19
марта 1906 г. указом императора Николая II созданы подводные силы
Российского флота. В этот день по указу императора Николая II в
классификацию судов военного флота был включен новый класс боевых кораблей — подводные лодки,
а в состав Российского флота включены 10 подводных лодок с базированием
первого соединения подводных лодок в военно-морской базе Либава.
За прошедшие до нашего времени годы подводные корабли прошли большой
путь от жестяных лодок с керосиновым двигателем до мощных атомных
подводных крейсеров. Идея подводного плавания неоднократно
обсуждалась в правительственных и военных кругах России на протяжении
17-19 веков. На протяжении многих лет изобретатели предлагали свои
проекты, и некоторые из них были воплощены в жизнь.
Так, первая российская
подводная лодка была собрана по проектам Александровского в 1866 году на
Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Ранее в 1865 году Иван Федорович
изобрел первую в мире торпеду.
В сентябре 1866 подводную лодку в
Кронштадте посетил Александр II. Царя сопровождали великие князья и
многочисленная свита от российского флота. Спустившись в лодку, государь
с интересом знакомился с её устройством. Пояснения давал изобретатель.
«Чрезвычайно умно придумано», — заключил царь и выразил надежду, что
лодку ещё «удастся усовершенствовать». Творчество И. Ф. Александровского
оказало огромное влияние на развитие не только отечественного, но и
мирового подводного кораблестроения.
В 1866 году, после ряда
успешных дополнительных испытаний лодка была принята флотом и поступила в
опытную эксплуатацию и причислена к минному отряду. На неё была
назначена команда в составе 15 матросов, 5 унтер-офицеров и 1 офицера.
Дальнейшая
судьба подлодки оказалась печальной. В 1901 году, спустя 5 лет после
смерти изобретателя, подводная лодка Александровского была распилена на
металлолом.

В 1879-1881
годах по проекту Джевецкого были построены 50 подводных кораблей. Эти
лодки приводились в действие мускульной силой гребца, а предназначались
они для обороны приморских крепостей. В
декабре 1900 года специальная комиссия приступила к проектированию
первого боевого подводного корабля под названием «Миноносец», однако в
1904 году он получил название «Дельфин». В марте 1906 года
утвердили новый корабельный регламент, в него включили подводные лодки
на правах кораблей 3-4 ранга. В годы Великой Отечественной войны от
ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35 процентов всех
своих боевых кораблей и транспортов. Советское время отмечено
созданием ряда лодок мировых рекордсменов: самая большая лодка — «Акула»
(подводное водоизмещение — 48 000 тонн), самая скоростная — «Анчар» (до
44,7 узлов), самая глубоководная — «Плавник» (до 1 250 м), скоростные и
манёвренные подводные истребители «Лира». В настоящее время на
вооружении ВМФ России состоят подводные лодки тринадцати проектов, а
дата 19 марта празднуется в России как День моряка-подводника ВМФ. Источник: https://vk.com/wall-156568278_6018 https://vk.com/wall-156568278_3992 https://www.calend.ru/events/4849/
Литература: - Дмитриев, В. И.
Советское подводное кораблестроение / В. И. Дмитриев. - Москва : Воениздат, 1990. - 286 с. : ил.
|