8 января 1910 года (26 декабря 1909 по ст. стилю) в Санкт-Петербурге появилась на свет девочка Галя, которой было суждено стать одной из самых великих балерин мира. Семья была артистической, неудивительно, что девяти лет родители отдали дочь в Петроградское хореографическое училище, где её наставником стала Агриппина Ваганова.
На выпускном в 1928 году Уланова станцевала Сильфиду в «Шопениане» и поступила в труппу Ленинградского театра оперы и балета (Мариинский). Осенью того же года она дебютировала на сцене в партии Флорины в «Спящей красавице». Критика и пресса благожелательно приняли дебютантку, но сама Галина... С детства она была замкнутым, стеснительным человеком и ещё долго привыкала к большой публике.
Уже в 1929 году ей поручают одну из блестящих и сложнейших партий в мировом балете – Одетту–Одилию в «Лебедином озере» П. И. Чайковского. Далее «Щелкунчик», «Золушка», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», – каждое новое название в афише умножало популярность балерины. На глазах у публики ткался уникальный стиль, гениальный в простоте.
В начале тридцатых годов постоянным партнером Улановой по сцене становится Константин Сергеев. Вершиной их совместного творчества явились «Ромео и Джульетта» (1940) на музыку С. Прокофьева.
С началом Великой Отечественной войны труппа «Кировского» театра была эвакуирована в Молотов. Пермские старожилы долго вспоминали спектакли с участием Улановой, это были ярчайшие впечатления трудной военной поры.
Писатель В. Каверин, впервые увидевший Г. Уланову в балете «Лебединое озеро» на сцене Молотовского театра в 1942 году, позднее написал: «От ее выступления морозило». Во время антракта его провели за кулисы, чтобы познакомить с великой балериной. В. Каверин вспомнил, что он начал говорить с Улановой в каком-то неестественно возвышенном тоне, что никогда ему не было свойственно. Вежливо выслушав его, Г. С. Уланова улыбнулась и спросила: «Ну, как вам понравились мои косточки?».
Впрочем, Галина Сергеевна не находилась в Молотове постоянно: были гастроли в других городах, были и поездки на фронт с выступлением перед красноармейцами.
В 1944 году Уланова попрощалась с молотовской публикой, но приехала уже не в Ленинград, а в Москву – работать в Большом театре. Она уже была любимицей всей страны, но в труппе не было человека более скромного, ответственного и трудолюбивого.
Мир узнал советскую звезду, когда ей уже было за сорок. Первые крупные зарубежные гастроли состоялись в 1956 году в Лондоне. Больше всего волновались за «Ромео и Джульетту»: как будет принят спектакль на родине Шекспира, когда роль Джульетты исполняет сорокашестилетняя артистка?.. Публика не отпускала Уланову более получаса.
«Обыкновенная богиня», – сказал о ней Алексей Толстой. «Ничего подобного я в жизни не видел!» – восклицал вернувшийся в Союз Александр Вертинский.
«Я не великая, – отвечала она на такие восторги. – Просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».
В 1960 году она попрощалась со зрителем – «Шопенианой», с которой когда-то начала, – и перешла в педагоги-репетиторы. Её учениками были Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и многие другие именитые артисты.
Дважды Герой Социалистического труда Галина Уланова ушла из жизни в 1998 году. Её квартира в Москве сегодня – музей, филиал Музея им. А. Бахрушина.