21
мая 1872 года родилась Надежда Тэфии, русская писательница и поэтесса,
мемуаристка, переводчица. Её творчество стоит в одном ряду с
произведениями писателей-юмористов начала ХХ века, таких как Михаил
Зощенко, Саша Черный, Аркадий Аверченко. Когда-то ее книги разлетались
как горячие пирожки, а сейчас о ней мало кто помнит. Но рассказы Тэффи
не утратили актуальности, хотя созданы больше 100 лет назад. Проблемы обычных людей, о которых писала Тэффи, как известно, одинаковы во все времена.
Настоящее имя – Надежда Лохвицкая. Когда писательница решила взять
псевдоним, она обратила внимание на своего слугу Степана, которого все
называли Стэффи. Первую букву Надежда отбросила, и появилось имя новой
литературной звезды.
Серьезно
заниматься литературой Надежда решила уже в зрелом возрасте. Она уже
побывала замужем, родила детей, развелась, прошла Первую мировую войну,
будучи сестрой милосердия… То есть, впечатлений скопилось много.
Тэффи попробовала было писать лирику и это у неё отлично получалось. Но
потом Надежда поняла, что ее судьба – это сатирические стихи или проза,
причем такая, которая заставит людей смеяться.
После выхода сборника
«Юмористические рассказы» Надежда стала знаменитой. В честь Тэффи
выпустили духи и конфеты. Когда писательница съела коробку конфет, вдруг
почувствовала себя плохо, да так, что пришлось вызывать врача. Позже
она говорила, что таким образом «объелась славы».
Говорили
даже, что Николай II не ложился спать, не прочитав на ночь какого-нибудь
ее рассказа. Когда царя спросили, какого писателя он хотел бы видеть на
праздновании трехсотлетия дома Романовых, он ответил: «Тэффи, только
Тэффи».
Сильной стороной Тэффи были даже не шутки, а стиль,
построение фразы. Сама писательница очень досадовала на то, что,
несмотря на популярность, почти никто не признавал в ней именно
стилиста. Она умела смешивать обороты из разных языковых пластов так,
что это было неожиданно и смешно.
Тэффи была
вынуждена уехать из России в Париж и долгие годы прожила в эмиграции.
Именно там ее творчество немного видоизменилось: она стала создавать
больше мемуаров, воспоминаний о своих друзьях-писателях. Эти очерки
потом объединили в книгу «Моя летопись».
У ее произведений две
стороны: веселая и печальная. Ведь, если их пересказать своими словами,
получается, что речь часто идет о глупости, пошлости, необразованности.
«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их проживают, это
трагедия», — писала Тэффи. Но волшебство ее творчества заключалось в
том, что писательница никого не осуждала, и читатель чувствовал эту
доброту и сострадание, с которыми она относилась к своим персонажам.
В
центре любого ее рассказа – «маленькая трагедия, юмористически
повернутая». Она писала о людях и, казалось бы, простых жизненных
ситуациях, в которые они попадали. Но умела так преподнести события, что
все узнавали себя, грустили и тут же смеялись. Зощенко говорил, что она
знала тайну смеющихся слов.
Источник:
https://vk.com/wall-52800908_3228
Интернет публикации:
-