Алексей Николаевич Острогорский (1840–1917) сделал блестящую военную карьеру: за 38 лет беспорочной службы дослужился до чина генерала от инфантерии — второй класс по Табели о рангах, выше только фельдмаршал! При том что ратным подвигам наш герой предпочел скромный и тернистый путь педагога. Еще будучи слушателем Михайловской артиллерийской академии молодой офицер попал в круг единомышленников-энтузиастов, организовавших известную в 1860-х годах бесплатную Василеостровскую воскресную школу. Учительство захватило его полностью, поэтому по окончании курса Острогорский добился назначения не в войска, а в одно из учебных заведений военного ведомства. Он почти полвека прослужил по линии Главного управления военно-учебных заведений: учителем физики и математики и воспитателем во 2-й Санкт-Петербургской военной гимназии и в Пажеском корпусе, инспектором классов Санкт-Петербургской военной прогимназии, директором Московской учительской семинарии военного ведомства, руководителем педагогических курсов и лектором при Педагогическом музее военно-учебных заведений. Блестящий математик, автор первой в стране крупной работы по методике геометрии, он считал важнейшими школьными предметами, формирующими личность, историю и литературу. Много писал о нравственных вызовах времени, о профессиональной подготовке учителей, психологии юношества, семейном воспитании. В 1883 году полковник Острогорский, уже известный педагог и публицист, возглавил «Педагогический сборник» — официальный журнал Главного управления военно-учебных заведений, ставший за 27 лет его редакторства прогрессивным педагогическим изданием. А выйдя в отставку, составил первую отечественную педагогическую хрестоматию и опубликовал сборник неизданных произведений своего великого предшественника К.Д. Ушинского. Увы, столь заметная фигура в истории государства Российского сегодня известна разве что узким специалистам по отечественной педагогике. А между тем достаточно сказать, что именно Острогорский предложил проводить в школах родительские собрания, а желающих работать в школе выпускников университетов обязать проходить педагогическую практику — вещи столь привычные в XXI веке. Но, пожалуй, главное — он первым указал на справедливость как непременный, базовый этический принцип в работе педагога.  О чем во все времена должен помнить каждый учитель:"Если мы желаем быть справедливыми, то надо считаться с душой..." "Мы лично никогда не посоветовали бы человеку, не любящему детей и юношей, посвящать себя педагогическому делу, потому что оно до такой степени трудно, что, только любя его, можно нести его тяготы. При несовершенстве человеческой натуры, при роковой неспособности человека осуществлять свои идеалы ему суждено и при всей его добросовестности делать ошибки и промахи, иногда и очень крупные. При любви многое прощается. Путь к дружеским, сердечным отношениям между наставником и его питомцами, представляется нам, идет через справедливость. Я не могу сказать человеку: полюби меня, но могу и вправе обратиться к нему со словами: будь ко мне справедлив".
"Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и
назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет
исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с
самого себя".
Источник: https://rg.ru/2021/12/02/uroki-rodiny-aleksej-ostrogorskij-no-spravedlivym-byt-obiazan.html
Сочинения: - Острогорский, А. Н.
Избранные педагогические сочинения / А. Н.
Острогорский ; Акад. пед. наук СССР ; отв. ред. Г. Н. Волков ; сост. М.
Г. Данильченко. - Москва : Педагогика, 1985. - 352 с. - (Педагогическая
библиотека).
Литература:
- Алексей Острогорский : Но справедливым быть обязан! / ведущая рубрики О. Чагадева, кандидат ист. наук // Родина. - 2021. - № 12 (декабрь). - С. 10-13. - (Открытый урок Родины).
|