16+ СОЛИКАМСКИЙ ГО


Меню сайта
Проект
https://bba0816e-594a-4120-b78a-386548177f64.selcdn.net/unsafe/fit-in/700x700/smart/https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Как вы узнали о блоге
Всего ответов: 104
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Имена России

Педагогическая деятельность писателей-учителей
26.03.2023, 09:57
Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить,
И откроется тайная дверца
К душам тех, кого смог полюбить!
Марк Львовский

Учителя, педагоги, наставники. Сколько ещё синонимов можно подобрать, чтобы рассказать о людях, которые так много сделали для начальной, средней и высшей ступеней образования.

Отечественные педагоги признаны лучшими в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Сухомлинского, Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.

Профессия учителя всегда была одна из самых уважаемых и нужных профессий. 
Для многих писателей и поэтов, которых мы хорошо знаем, работа учителя стала делом всей жизни, некоторые же прочитали пару лекций и забросили преподавание, начав писать книги.

Для начала давайте вернёмся назад в историю, в ХVIII-XIX век.


Одним из первых в качестве учителя был замечен русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, автор элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений. Также известен как переводчик поэзии и прозы, литературный критик - Василий Андреевич Жуковский (1763-1852) начинал чтецом при императрице Марии Фёдоровне, а позже учил русскому языку принцессу Шарлотту. Но вершина преподавательской карьеры ждала Жуковского впереди — к образованию своего будущего воспитанника поэт подошёл как никогда основательно. Ради него он сел за изучение новейших педагогических идей, разработал уникальный план и подобрал невиданную библиотеку. Так Василий Андреевич стал наставником будущего императора Александра II.
Баснописец - Иван Андреевич Крылов (1769-1844) написав известное количество пьес, опер, эссе и стихотворений, начал издавать сатирические журналы. Когда и с этим делом было покончено, Иван Андреевич покинул Санкт-Петербург. Следующим этапом жизни Крылова стало учительство. Познакомившись с князем Сергеем Голицыным, он отправился в имение к новому приятелю и стал учить детей основам русской словесности и иностранным языкам.
Русский писатель - Анто́ний Погоре́льский (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Алексей Алексеевич Перовский (1787-1836) – служил попечителем Харьковского учебного округа, членом комитета по устройству учебных заведений, автор записки «О народном просвещении России», много внимания уделял воспитанию и образованию племянника (будущего писателя А.К. Толстого).
Будущий классик русской литературы - Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) далеко не сразу смог закрепиться в Петербурге и пробиться в литературный круг. Большой удачей для Гоголя стала рекомендация критика и поэта Петра Плетнёва, который помог ему устроиться преподавателем младших классов в Патриотический институт, закрытое учебное заведение для дочерей военных. Кроме места в институте, Гоголь получил возможность вести частные занятия (в аристократических семействах Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых). В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Гоголь мечтал занять кафедру истории в открывающемся Киевском университете, но не был туда принят, однако ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете.
По воспоминаниям, уроки Гоголя очень нравились обучающимся. Ведь писатель был единственным преподавателем на университетской кафедре истории, который читал свой, авторский курс. Все остальные пользовались чужими конспектами. Вот одно из воспоминаний студента: «Гоголь прошел по кафедре как метеор, с блеском оную осветивший и вскоре на оной угасший, но блеск этот был настолько силен, что невольно врезался в юной памяти».
Но, взявшись с огромным энтузиазмом за преподавание, Николай Васильевич быстро охладел к нему. Живость, с которой он рассказывал лекции, сочеталась с очень неглубоким по сравнению даже со студентами знанием предмета. Очень скоро он стал прогуливать собственные лекции, претворяясь больным. В 1835 году он отказался от профессуры, оставил учительское ремесло и полностью сосредоточился на литературной работе.
Русский писатель и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник - Иван Александрович Гончаров (1812-1891) учился на словесном факультете Московского университета. После его окончания ненадолго возвратился в родной Симбирск (ныне Ульяновск), затем уехал в Петербург. Там он сблизился с семьёй Майковых главой которой был художник Николай Аполлонович Майков. Гончаров становится домашним учителем двух старших сыновей Аполлона (будущий поэт) и Валериана (будущий литературный критик и публицист), которым преподает латинский язык и русскую словесность.
Учителем словесности в Симбирской гимназии почти тридцать лет работал старший брат писателя Николай Александрович Гончаров. Вероятно, он стал прототипом образа учителя Леонтия Козлова из романа «Обрыв».
«Образовательное и воспитательное влияние школы на учащихся у нас мало значительно школа, средняя и высшая, сообщает у нас лишь агрегат знаний, представляющий нередко полный хаос... У нас учатся в гимназиях и в университетах лишь для прав, для аттестатов и приобретают таковые без большого труда...».
Знаменитый автор «Конька-горбунка» - Пётр Павлович Ершов (1815-1869) был вначале учителем, затем инспектором, а с 1757 года – директором Тобольской гимназии.
Будущий русский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель - Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) до 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека, и двоюродной сестры, Л.Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».
Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В 1850 году окончив курс кандидатом, Чернышевский получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе, стал преподавать словесность в мужской гимназии. «Я по мере сил... буду содействовать развитию тех, кто сам еще не дошел до того, чтобы походить на порядочного молодого человека», — писал он своему товарищу по университету. И действительно, он оказал большое влияние на своих учеников.
После переезда в мае 1853 году из родного Саратова в Санкт-Петербург высочайшим приказом 24 января 1854 года Николай Гаврилович был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
Русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель - Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) – за активное участие в революционном народническом движении находился под полицейским надзором, неоднократно отбывал политическую ссылку. Именно с одним из этих непростых периодов его жизни и был связан педагогический опыт Короленко. В 1880-1881 гг. он жил в Перми в качестве политического ссыльного. Помимо службы табельщиком и письмоводителем, давал частные уроки пермским учащимся. Была среди них Мария Гейнрих ставшая впоследствии женой другого писателя, Д.Н. Мамина Сибиряка.
Русский поэт, драматург, переводчик, критик - Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909) в 1879 году окончил историко филологический факультет Петербургского университета. Служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича (одно из лучших средних учебных заведений Санкт Петербурга). Позже был директором нескольких учебных заведений коллегии Галагана (закрытое среднее учебное заведение) в Киеве (1891-1893), 8-й Санкт Петербургской гимназии (1893-1896) и наконец, гимназии в Царском Селе (1896-1906).

В XX веке тоже можно найти много интересных примеров работ по совместительству.

Из 81 года жизни Михаила Михайловича Пришвина (1873-1954) - автор множества книг о природе первые 47 лет связаны с Елецким краем и городом Ельцом.
Перед окончательным отъездом из Ельца, в 1918 - 1920 годах, М.М. Пришвин много работал. Он был инспектором народного образования Елецкого уезда, преподавал русский язык в бывшей елецкой гимназии, откуда был исключен из 4-го класса, работал над созданием городского архива, стал одним из организаторов краеведческого музея. С 1919 года он заведовал библиотекой в селе Стегаловка и инспектировал библиотеки всего Елецкого уезда.
В 1920-1921 гг. по сложившимся семейным обстоятельствам Пришвин переезжает в село Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени.
Место в школе было получено сразу, без каких-либо препятствий, так как для уездного отдела народного образования это была находка. Пришвину профессия педагога не представлялась привлекательной и духовно необходимой. «Я не люблю русскую школу, - писал он. - Я не расстаюсь с мыслью, что мое лучшее досталось мне только борьбой со школьной выучкой. Всю жизнь до сих пор мне казалось, что самое ненавистное, самое противное моей природе занятие есть именно учительство».
Однако, судя по дневникам, М.М. Пришвин сумел преодолеть свое негативное отношение к педагогическому труду. Став учителем, Пришвин пытается все свои знания, весь свой прошлый и настоящий опыт вложить в новую работу. И мы по праву можем назвать его педагогом, а не просто случайным сельским учителем, принадлежавшим к числу тех грамотных людей, которые стали работать в новой советской школе. Одним из положительных моментов в своей педагогической деятельности он считал то, что «никогда не был учителем, не выработал себе еще шаблона, сам ужасно робел и потому перед уроками столько занимался, как будто готовился к экзамену» об этом он говорит в «Школьной робинзонаде». А в «Охоте за счастьем» он так развивает эту мысль: «те, кто начинает, первый год, много два, по моим наблюдениям, почти все талантливы. И пусть у них не хватает опыта, увлечение учителя передается ученикам, и это, кажется, не менее дорого, чем дело опытного учителя. Если бы все учителя могли остаться такими, как они начинали! Я был хаотичен, но талантлив, как начинающий. Ребятам от меня перепадало, отцы уважали за мужской пол, за возраст, за бороду».
Лучшего ученика школы Павла Бажова будущего писателя, фольклориста, публициста и журналиста отдали в духовное училище, потому что там была самая низкая плата за обучение. Пермская духовная семинария была лишь логическим продолжением учебы: становиться священником Павел Бажов не планировал. Принятию сана он предпочел работу учителя.
Павел Петрович Бажов (1879-1950) прежде всего известен, как автор уральских сказов, также занимался преподавательской деятельностью.
Павел Петрович работал учителем русского языка сначала в сельской школе, потом — в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Ученики были в восторге от приветливого учителя: и голос не повышал, и с ответом не торопил. А воспитанницы Екатеринбургского епархиального училища его просто обожали. Когда учителям на литературных вечерах раздавали цветные бантики, Павлу Бажову доставалось больше всего. Подопечные помогали ему собирать материал для сказок: на каникулах записывали пословицы и загадки. Да и сам он времени не терял — в свободное время путешествовал по уральским деревням и слушал старинные предания.
В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности. После закрытия духовного училища в Камышлове, бывшего учителя взяли на работу в редакцию газеты «Красный путь». С тех пор он уделял больше времени писательской деятельности.
Борис Степанович Житков (1882-1938) один из классиков советской детской литературы окончил естественное отделение Новороссийского университета, затем много путешествовал, сменил множество профессий. Это позволило Житкову получить богатый материал для будущего литературного творчества. Довелось ему, среди прочего, поработать преподавателем физики и черчения на рабфаке в Одессе, а также быть руководителем технического училища. Кстати, занимался педагогической деятельностью и отец Житкова Степан Васильевич. Он был преподавателем математики в Новгородском учительском институте.
Александр Мелентьевич Волков (1891-1977) наиболее известен как автор цикла книг «Волшебник Изумрудного города» работал учителем. Преподавал почти все науки: физику, математику, русский язык, литературу, рисование, латынь, естествознание, географию, историю. Потом был директором школы, доцентом (курс высшей математики) в Московском институте цветных металлов и золота.
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) педагогической деятельностью начал заниматься, как говорится, «не от хорошей жизни» и в очень юном возрасте.
«Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье Перебивался я довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством». (Из автобиографии).
Как это было он описал на страницах своей «Книги о жизни». С юмором и печалью.
«- Ох! - сказала мадемуазель Мартен. - Как я утомилась! И больше не могу заниматься с этой дурой. И бывать в этом глупом доме. Я откажусь. Я позавидовал мадемуазель Мартен - она могла отказаться от уроков с Марусей, но я не мог этого сделать: Казанские платили мне тридцать рублей в месяц. Это была неслыханно высокая плата для репетитора».
Автор многих произведений для детей - Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) в 1915 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета. Окончил ускоренные курсы Владимирского военного училища. После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части. Работая в отделе народного образования, был назначен заведующим музеем. Позднее стал также и преподавателем школы имени III Коминтерна. «Отсутствие специального образования не служило помехой: учителей не хватало, а молодой петербуржец отличался общей культурой и разносторонними знаниями. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам». (Бианки Е. «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки»).
Яркий след в литературе оставила писательница, которую мы знаем под псевдонимом Ирина Грекова (1907-2002). Ирина Грекова автор таких замечательных произведений как: «Кафедра», «Свежо предание», «Вдовий пароход», «Хозяйка гостиницы» и др. Также писательнице принадлежит ряд стихотворных и прозаических книг для детей. По книгам Ирины Грековой были поставлены спектакли «Будни и праздники», «Вдовий пароход» и сняты фильмы «Кафедра», «Благословите женщину» и «Вдовий пароход». Елена Сергеевна Вентцель, настоящее имя писательницы, на самом деле не имела литературного образования. Родившись в семье педагогов (отец преподавал математику, а мать словесность), Елена Сергеевна унаследовала педагогический дар и математические способности. Получив физико-математическое образование в Ленинградском госуниверситете (тогда еще Петроградском, 1929), она преподавала математику в различных высших учебных заведениях. Первое произведение было опубликовано в 1962 году под псевдонимом И. Грекова («игрек»), что с языка математики переводится как поиск неизвестной.
Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы» - Фёдор Александрович Абрамов (1920-1983) окончив с отличием филологический факультет Ленинградского государственного университета (1948). Защитив кандидатскую диссертацию в 1951 году в период с 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
«Великое это дело – школа. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: - Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты». (из очерка «О первом учителе»).
Выдающийся аварский советский поэт, прозаик, публицист, советский и российский общественный и политический деятель, переводчик - Расул Гамзатович Гамзатов (1923-2003) – учился в Аварском педучилище, некоторое время работал учителем в школе, где сам когда-то учился.
Известный советский бард и композитор, автор нескольких сотен песен, известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей - Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) после получения диплома (1950) об окончании филологического факультета Тбилисского университета на заре своей трудовой деятельности несколько лет проработал учителем русского языка и литературы. Первые полгода — в селе Высокиничи Калужской области. Потом — после конфликта со школьным начальством — еще четыре года в Калуге.
И хотя Окуджава проработал учителем недолго, этот период подарил ему сюжеты для автобиографической прозы: повести «Новенький, как с иголочки», рассказов «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова», «Отдельные неудачи на фоне сплошных удач», «Искусство кройки и житья».
Учительский быт начала пятидесятых годов был очень трудным. Для Окуджавы и его жены он был тяжел вдвойне. Деревенские педагоги пробавлялись натуральным хозяйством: держали скотину, имели огороды. А горожанин Окуджава сразу понял, что ему это будет не по силам.
31 августа 1953 года Окуджава по собственному желанию уволился из 5-й школы: его пригласили на работу в газету «Молодой ленинец». Но совсем расстаться с доской и мелом не получилось. Пришлось подрабатывать по вечерам в школе рабочей молодежи №2.
В девятом классе у Булата училась девочка, которая мечтала стать актрисой. «…Мне не хотелось ее иллюзии разрушать: я был учителем – она могла мне поверить». Он её поддержал, а через восемь лет учитель и ученица встретились в Москве. Окуджава был уже известным поэтом. И Тома Семина успела прославиться: сыграла Катюшу Маслову в фильме «Воскресение».
«Школу, честно говоря, я не любил – за консерватизм, да и учителем был плохим», – признавался Окуджава впоследствии. За два года до смерти поэт написал в «Литературной газете»: «Если бы не возраст и не состояние здоровья – а они мешают это осуществить, – мне бы очень хотелось без всякой платы вести класс в какой-нибудь хорошей московской школе Допустим, раз в неделю я приходил бы к старшеклассникам на урок. Пофантазировали бы вместе…»
Советский кинорежиссёр, киноактёр, сценарист и писатель - Василий Макарович Шукшин (1929-1974) недолго был на педагогической ниве. Но его учительская судьба была на редкость яркой. В 1953 году он по состоянию здоровья был уволен в запас с Черноморского флота, и вернулся в родное село Сростки Сибирского (ныне — Алтайского) края. На тот момент у него даже не было законченного среднего образования — всего лишь семилетка. Уже через несколько месяцев Василий Макарович станет работать учителем истории, литературы и русского языка в Сростинской школе сельской молодёжи. По совместительству был директором этой школы.
Из статьи «Монолог на лестнице» :
«Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни - Юрий Иосифович Визбор (1934-1984) окончил Московский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы, работал учителем на Севере.
Поклонники творчества Кима знают Юлия Черсановича (1936) как барда, поэта, драматурга и сценариста. После окончания историко-филологический факультета Московского государственного педагогического института (1959), молодой педагог работал пять лет (до 1963) по распределению на Камчатке, затем несколько лет в Москве, преподавал литературу, историю и обществоведение (в том числе — в школе-интернате номер 18 при МГУ им. М. В. Ломоносова).
Советский русский детский писатель и поэт, а также сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен - Юрий Иосифович Коваль (1938-1995) окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института, получив дополнительно диплом учителя рисования, работал учителем в сельской школе в Татарии.
Этого писателя, о котором сейчас пойдёт речь, нельзя назвать учителем и педагогом в профессиональном смысле, но он так много сил, времени и любви отдал детям, в том числе и в своих книгах (их у писателя более двухсот), что может с честью носит звание учителя. Это Владислав Петрович Крапивин (1938-2020) – известный с советских времён, Почётный гражданин города Екатеринбурга, профессор Тюменского госуниверситета.
Родился в семье педагогов В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького.
Литературное творчество писателя неразрывно связано с его педагогической деятельностью.
В 1980-е годы «Учительская газета» публикует цикл статей Крапивина, посвященных актуальным проблемам педагогики. В них он сформулировал свои педагогические взгляды, в частности, идею ценности детства, как важного этапа в жизни человека. В 2007 году Крапивин уехал в Тюмень, где был избран профессором Тюменского государственного университета, почти до самой смерти преподавал для студентов в университете школу литературного мастерства. А в качестве педагогического совета своим студентам, как будущим учителям и родителям желал: «Пусть ваши дети читают больше хороших книг! Возможно, это покажется примитивным, но я не верю, что человек, прочитавший в детстве много добрых книг, может вырасти негодяем».
Владислав Петрович известен не только своим литературным творчеством, направленным на детей, но и тем, что 30 лет руководил отрядом «Каравелла» – детской парусной флотилией. «Каравелла» объединила не одну тысячу мальчишек и девчонок, которые учились не только морскому делу и фехтованию, но и журналистике, а также изучали историю парусного флота. Отряд существует и сейчас, но руководство приняли на себя ученики Владислава Крапивина.
Не гнушался преподавательской деятельности даже поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987) - Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Он, скажем прямо, вообще мало чего гнушался. Поработав фрезеровщиком и помощником в морге, будущий нобелевский лауреат впервые «вышел к доске» уже в эмиграции. В начале его позвали в качестве «приглашённого поэта» в Мичиганский университет, но этим дело не ограничилось. В последующие годы Бродского звали в десятки вузов. Он успел поработать со студентами Нью-Йоркского и Колумбийского университетов, стать профессором в колледже в Кембридже и провести множество лекций, на академических и концертных площадках двух континентов.
Бродский занимал профессорские должности и преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха в различных американских и британских университетах на протяжении 24 лет.
«Преподавал» в его случае нуждается в пояснениях Ибо то, что он делал, было мало похоже на то, что делали его университетские коллеги, в том числе и поэты Прежде всего, он просто не знал, как «преподают» Собственного опыта у него в этом деле не было Каждый год из двадцати четырёх на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете о поэзии Как назывался курс, было не так уж важно все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста... » (Лев Лосев).

Это далеко не полный список великих, талантливейших людей, которых можно назвать педагоги-писатели или писатели-педагоги.

Были в истории литературы и те, кто не запомнился учительством, но был связан с образованием. Так, например, русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II - Гавриил Романович Державин (1743-1816) – открыл шесть народных училищ в Тамбове, завёл школу в своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников.
Александр Иванович Тургенев (1784-1845) – составил проект «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников.
Русский поэт, прозаик и публицист - Николай Алексеевич Некрасов (1821- 1878) – знаменитый русский поэт, открыл на свои средства бесплатное «училище для обучения крестьянских детей грамоте».
Один из величайших в мире писателей-романистов - Лев Николаевич Толстой (1828-1910) открыл более 20 сельских школ и самостоятельно взялся за преподавание. Определенной программы преподавания не было. В задачу учителя входило заинтересовать класс Толстой сам также вёл занятия наряду с несколькими постоянными учителями. Прибегали иногда и к помощи ближайших знакомых.
Во время своих путешествий по миру, Лев Николаевич успел собрать значительный материал о различных системах образования, но в России применял собственные методики. Где-то граф Толстой мог дать ученикам полную свободу, а где-то заставлял часами сидеть над книгой.
Толстой оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни.
«Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных... Ломоносовых...» (Л. Толстой)
«Азбука» Толстого стала событием в педагогике. В ней был дан комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.
Классик мировой литературы - Антон Павлович Чехов (1860-1904) во время учебы в гимназии в связи с серьезными финансовыми проблемами, постигшими семью, был вынужден искать средства к самостоятельному заработку. Неким выходом из положения стало репетиторство, которым он занимался в последние годы жизни в родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве. Скорее всего, собственный опыт отразил в рассказе «Репетитор».
Гораздо позже, уже став известным писателем, Чехов вновь внес вклад в образование в окрестностях своей усадьбы построил три школы для крестьянских детей в Талеже Новосёлках и Мелихове. До наших дней «дожила» только земская школа в селе Новоселки Чеховского района Московской области. Построенное в 1897 году здание принимало учеников до середины 70 х годов XX века. Теперь здесь расположена литературная экспозиция «В мире чеховских героев».

Не смейте забывать учителей
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей!
А. Дементьев



Источник:
https://kmb.omsk.muzkult.ru/media/2022/09/27/1285045756/pedagogi.pdf?ysclid=lfp2khmldz99335718
https://clck.ru/33swUn

Литература:
  • Иванов, Г.В. 100 великих писателей / Г. В. Иванов, Л. С. Калюжная. - Москва : Вече, 2005. - 592 с. - (100 великих).
  • Грудкина, Т.В. 100 великих мастеров прозы / Т. В. Грудкина, Н. П. Кубарева, В. П. Мещеряков, М. Н. Сербул. - Москва : Вече, 2006. - 480 с. - (100 великих).
Категория: Имена России | Добавил: elena
Просмотров: 374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]