Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) - 22 декабря 1870 (3 января 1871)) - русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему.
Одна из самых ярких страниц жизни Ушинского - преподавание в Гатчинском
сиротском институте, где воспитывали людей, верных "царю и Отечеству", а
применяемые для этого методы славились своей строгостью. Став в 1855
году инспектором классов, Ушинский за короткое время в корне изменил
институтские порядки. А свои взгляды на педагогику изложил в программных
статьях "О пользе педагогической литературы", "Три элемента школы" и "О
народности в общественном воспитании". Императрица Мария Александровна
была настолько впечатлена деятельностью Константина Дмитриевича, что
поручила ему разработать методику воспитания наследника русского
престола Николая Александровича (1843-1865).
К. Д. Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей.
Главная
задача педагогики - воспитание нравственности, а не наполнение головы
знаниями. Обучение - лишь средство воспитания. Школа должна готовить
человека к жизни и труду.
Педагогика
не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может
оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть
всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому
педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь
на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно
описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому
он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним
монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
Образование
должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины
имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним,
в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права,
а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись
вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили
время).
Задача
первоначального обучения - сделать серьёзное занятие увлекательным для
ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить
вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать
не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что
обучение - всё-таки труд.
Обучение -
не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика,
наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше
приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным,
то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге
научатся.
Обучение
должно быть системным и последовательным. От конкретного -
к отвлечённому, от знакомого - к незнакомому, от единичного -
к сложному, от частного - к общему. В учебном материале нужно
определённым образом расположить материал для повторения и практические
задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания
на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
В противовес буквослагательному методу К. Д.
Ушинский предлагал внедрять в школы звуковой метод обучения грамоте. Для него было чрезвычайно важно, что-бы ученики овладевали навыками правильной речи. "... В школе мы хорошо изучали книгу для чтения К.Д. Ушинского «Детский мир». В
трех частях для младшего, среднего и старшего отделений. Книги эти, с прекрасно
подобранным материалом из стихотворений и прозы бытового содержания,
географического и естественно-научного, при обстоятельном чтении обогащали и
развивали мировоззрение учеников. Книги Ушинского были продуманно иллюстрированы
гравюрами в рисунках художника Матэ. Когда я впоследствии стал преподавателем в
Санкт–Петербурской Духовной Семинарии, и мне пришлось по делу быть в Академии
Художеств у профессора Матэ, в разговоре профессор рассказал мне: «когда мы были с
К.Д.Ушинским молоды, он разрабатывал свои книги для чтения, а я иллюстрировал их
гравюрами». Позднее в школу были присланы земством другие книги, хорошо
составленные и прекрасно изданные, с иллюстрациями под названием «Наш Друг»". (Свечников, В. С."Как и чему учила сельская школа три поколения назад" https://cyberleninka.ru/article/n/kak-i-chemu-uchila-selskaya-shkola-tri-pokoleniya-nazad?ysclid=lguj5fqfpv480502194 )
Воспитание
должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы.
Воспитание - это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
Воспитание
и образование должны учитывать культурные и языковые особенности
народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то
уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Не прожив и 50-и лет, великий педагог оставил после себя
громадное наследие, значение которого сложно переоценить. Как отмечали
современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в
русской педагогике» В
1948-1952 гг. было издано собрание сочинений Ушинского в 11 томах. Эти
11 томов являются результатом его наблюдений, умозаключений,
исследований. Расположенные в хронологическом порядке, произведения
Ушинского, начиная с самых ранних его выступлений, дают возможность
проследить, как зарождалось и развивалось его мировоззрение, как
складывалась его педагогическая система, что нового внес он в педагогику
, как энергично боролся он за самостоятельность русской педагогической
мысли.
Многие статьи К. Д. Ушинского впервые были опубликованы именно в
этом собрании. Ранее они находились в государственных архивах и архивах
семьи Ушинского. Также в издании по сравнению с предыдущими собраниями
работ педагога раскрыто много псевдонимов, установлено авторство
некоторых статей, напечатанных ранее без подписи Константина
Дмитриевича.
Сочинения в фондах библиотеки № 2:
Ушинский, К. Д. Избранные
педагогические сочинения в 2-х томах / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова
(отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1974. -
(Педагогическая библиотека).
Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / К. Ушинский.
- Москва : АСТ, 2018. - 572 с. : ил. -
(Бестселлеры воспитания).