16+ СОЛИКАМСКИЙ МО


Меню сайта
Проект
https://xn--80aabauqbbascbfesyd7cgj.xn--p1ai/unsafe/fit-in/1024x1024/smart/https://www.leocdn.ru/uploadsForSiteId/202433/content/0fa9a1d3-3dee-41c3-b769-2282a2540470.PNG
Фраза дня
Наш опрос
Оцените удобство блога
Всего ответов: 39
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта

Для вас, читатели

Главная » Файлы » Для Вас, читатели » Имена России

Педагогические идеи Константина Ушинского
12.02.2023, 10:14
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (3 марта) - 22 декабря 1870 (3 января 1871)) - русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему.

Одна из самых ярких страниц жизни Ушинского - преподавание в Гатчинском сиротском институте, где воспитывали людей, верных "царю и Отечеству", а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Став в 1855 году инспектором классов, Ушинский за короткое время в корне изменил институтские порядки. А свои взгляды на педагогику изложил в программных статьях "О пользе педагогической литературы", "Три элемента школы" и "О народности в общественном воспитании". Императрица Мария Александровна была настолько впечатлена деятельностью Константина Дмитриевича, что поручила ему разработать методику воспитания наследника русского престола Николая Александровича (1843-1865).

К. Д. Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей.
  • Главная задача педагогики - воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение - лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
  • Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
  • Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
  • Задача первоначального обучения - сделать серьёзное занятие увлекательным для ребёнка. Но с увлекательностью важно не переборщить. Если превратить вообще всё обучение в игру, то ребёнок не сможет дальше осваивать не очень интересные, но важные знания. Он должен привыкнуть к тому, что обучение - всё-таки труд.
  • Обучение - не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей ученика, наблюдательности, воображения, фантазии, желания и способности дальше приобретать знания самостоятельно. Обучение должно быть сознательным, то есть до учащихся нужно донести, зачем они учатся и чему в итоге научатся.
  • Обучение должно быть системным и последовательным. От конкретного - к отвлечённому, от знакомого - к незнакомому, от единичного - к сложному, от частного - к общему. В учебном материале нужно определённым образом расположить материал для повторения и практические задачи. Это обеспечит прочность знаний. Важно научить применять знания на практике, оперировать ими в разных ситуациях.
  • В противовес буквослагательному методу К. Д. Ушинский предлагал внедрять в школы звуковой метод обучения грамоте. Для него было чрезвычайно важно, что-бы ученики овладевали навыками правильной речи. "... В школе мы хорошо изучали книгу для чтения К.Д. Ушинского «Детский мир». В трех частях для младшего, среднего и старшего отделений. Книги эти, с прекрасно подобранным материалом из стихотворений и прозы бытового содержания, географического и естественно-научного, при обстоятельном чтении обогащали и развивали мировоззрение учеников. Книги Ушинского были продуманно иллюстрированы гравюрами в рисунках художника Матэ. Когда я впоследствии стал преподавателем в Санкт–Петербурской Духовной Семинарии, и мне пришлось по делу быть в Академии Художеств у профессора Матэ, в разговоре профессор рассказал мне: «когда мы были с К.Д.Ушинским молоды, он разрабатывал свои книги для чтения, а я иллюстрировал их гравюрами». Позднее в школу были присланы земством другие книги, хорошо составленные и прекрасно изданные, с иллюстрациями под названием «Наш Друг»". (Свечников, В. С."Как и чему учила сельская школа три поколения назад" https://cyberleninka.ru/article/n/kak-i-chemu-uchila-selskaya-shkola-tri-pokoleniya-nazad?ysclid=lguj5fqfpv480502194 )
  • Воспитание должно быть гуманным. Физические наказания и унижения неприемлемы. Воспитание - это убеждение личным примером, а не слепое повиновение.
  • Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Законы души и её развития везде одинаковы.
Источник:
https://skillbox.ru/media/education/konstantin-ushinskiy-kratko-o-ego-pedagogicheskikh-ideyakh-reformakh-i-sudbe/
https://rg.ru/2020/12/30/otkrytyj-urok-rodiny-iunost-ne-liubit-hodit-na-pomochah.html

Не прожив и 50-и лет, великий педагог оставил после себя громадное наследие, значение которого сложно переоценить. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике»
В 1948-1952 гг. было издано собрание сочинений Ушинского в 11 томах. Эти 11 томов являются результатом его наблюдений, умозаключений, исследований. Расположенные в хронологическом порядке, произведения Ушинского, начиная с самых ранних его выступлений, дают возможность проследить, как зарождалось и развивалось его мировоззрение, как складывалась его педагогическая система, что нового внес он в педагогику , как энергично боролся он за самостоятельность русской педагогической мысли.
Многие статьи К. Д. Ушинского впервые были опубликованы именно в этом собрании. Ранее они находились в государственных архивах и архивах семьи Ушинского. Также в издании по сравнению с предыдущими собраниями работ педагога раскрыто много псевдонимов, установлено авторство некоторых статей, напечатанных ранее без подписи Константина Дмитриевича.

Сочинения в фондах библиотеки № 2:
  • Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / К. Д. Ушинский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1974. - (Педагогическая библиотека).
  • Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности / К. Ушинский. - Москва : АСТ, 2018. - 572 с. : ил. - (Бестселлеры воспитания).
Фильм:

Категория: Имена России | Добавил: elena
Просмотров: 204 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]