На протяжении всей своей биографии Петр I реализовал множество
реформ, направленных на благо государства. Интересно, что он стал первым
русским правителем, который начал именовать себя императором. Сложно назвать какую-либо сферу деятельности, которою бы
не затронули петровские реформы.
Наиболее важные по значимости реформы касались военного дела, развития
промышленности и торговли, также отходу от устаревшего образа жизни. Например, он обложил налогом ношение бороды, желая навязать боярам
европейские стандарты внешнего вида. И хотя это вызвало волну
недовольства со стороны российской знати, они все же подчинились всем
его указам. Справедливости ради нужно сказать,
что Петра 1 нередко критиковали за насильственный метод воплощения этих
реформ. По сути, он насильно заставлял людей изменять свое мышление, а
также выполнять задуманные им проекты. Одним
из наиболее ярких примеров этому служит постройка Санкт-Петербурга,
которая проводилась в тяжелейших условиях. Многие люди не выдерживали
таких нагрузок и убегали. Тогда семьи беглецов сажались в тюрьмы и находились там до той поры, пока виновники не возвращались обратно на стройку. Вскоре
Петр I образовал орган политического сыска и суда, который был
преобразован в Тайную канцелярию. Любому человеку запрещалось писать в
закрытых комнатах. Если же кто знал о подобном нарушении и не
докладывал о нем царю – тот подвергался смертной казни. Используя столь
жесткие методы, Петр пытался бороться с антиправительственными
заговорами. Помимо военной доблести и тактического ума, Петр был гением
законотворчества. Под его руководством в России создали новый правовой и
государственный строй. Правительство теперь воплощалось в коллегиях —
предшественниках министерств; Правительствующий Сенат выступал в
качестве высшей судебной власти (после императора). Власть Русской
Православной Церкви при Петре была подчинена государству. Созданный в
1721 году Святейший Правительствующий Сенат действовал как «светское»
управление Церковью, вместо того чтобы ею управлял Патриарх, должность
которого Петр отстранил.
Петр I будучи умелым политиком и талантливым стратегом, стал издавать собственную газету. 16 декабря 1702 года император Петр I подписал указ о создании первой
русской печатной газеты «Ведомости о военных и иных делах, достойных
знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных
странах». Не случайно « Ведомости » принято называть именно
петровскими. Это говорит не только о том, что газета появилась во время
царствования Петра, но и о том, что император лично участвовал в
создании газеты. Он нередко выступал редактором «Ведомостей»: лично
отбирал материалы для публикации, отмечал интересные западные статьи
для перевода, а порой и сам правил тексты. Среди многих нововведений Петра I это осталось
одним из самых долговечных. Газетное дело с того времени в России не
умирало.
Во время правления Петра I большим изменениям подверглась
система книгопечатания и цензуры. До Петра книги
были привилегией, доступной исключительно наиболее образованным и
состоятельным людям. В большинстве своем книги были церковными и
печатались на старославянском языке. Во время Великого посольства в
Европу 1697-1698 годов император был впечатлен западным книгопечатанием и
по возвращению на родину приложил усилия для модернизации этого
процесса. Книги начали переводить, изменилась тематика – кроме церковной
появились светская литература, направленная на более широкие слои
населения. Несомненно, с увеличение количества печатаемых книг начала
бурно развиваться торговля. Петр I считал, что залогом успеха державы является светское
образование. Поставив себе целью создание высококвалифицированных
специалистов на Родине, император взялся за реструктуризацию общества
изнутри, чтобы вызвать подъём и развитие наук, ремесел, военного дела и
вообще всех областей жизни общества в принципе. Уделяя большое время
развитию образования в России, Петр активно печатал разнообразные
инструкции и документы наставнического характера по изучению таких наук,
как философия и история, а также по военному делу, кораблестроению,
навигации и фортификации. Образование несомненно требовало
большого количества литературы, учебников. Петр приказал переводить
иностранные сочинения по географии и мифологии, политические рассуждения
и другую научную литературу, чтобы привить народу любовь и интерес к
наукам. Он хотел создать общество высококультурных, просвещенных людей,
которые не боялись бы отойти от традиционализма, вызывавшего застой в
государстве. С изменением тематики издаваемых книг возникла
потребность в более современном алфавите и шрифте. Основной целью этой
реформы было упрощение восприятия текста читателями, а также самого
процесса печати. В 1708 году Петр I провел реформу русского
алфавита, убрав из него ненужные устаревшие буквы и введя новые для
удобства. Из сохранившихся источников видно, что император
собственноручно вносил изменения в первые пробы нового шрифта. Император
тщательно отслеживал сам процесс перевода литературы. Он требовал,
чтобы информация излагалась простым и понятным для русского человека
языком, избегая устаревших славянских слов. Проанализировав списки
переведенных в те годы книг, в которые входит множество
специализированной военной литературы, можно сделать вывод, что Петр
целенаправленно использовал ее для популяризации и распространения в
народе знаний по этому предмету. 29 января (9 февраля) 1710 г. в России завершилась петровская реформа
кириллического алфавита — Пётр I утвердил новую гражданскую азбуку и
гражданский шрифт. Число букв в русском алфавите
сократилось до 38-ми, их начертание упростилось и округлилось. Были
отменены силы (сложная система диакритических знаков ударения) и титла —
надстрочный знак, позволявший пропускать в слове буквы. Также было
упорядочено применение прописных букв и знаков препинания, вместо
буквенной цифири стали употребляться арабские цифры.
Реформа образования была для Петра I не менее важной чем военная,
государственная или экономическая. Страна нуждалась в всесторонне
образованных, заинтересованных в своем деле специалистах, которые смогли
бы, с умом воспользовавшись открытыми для них Петром возможностями, повести Россию за собой, обеспечивая процветание и дальнейшее развитие. При Петре I в России появилась
целая сеть школ и учебных заведений. В январе 1714 года в губерниях открыли цифирные школы обучаться грамоте и
арифметике там могли дети всех сословий, кроме крепостных. Петр I дал
старт профессиональному образованию в стране: начали открываться учебные
заведения, после которых можно было сразу работать. Царь настоятельно
рекомендовал своим подданным просвещаться. Но главное, Петр I показал,
что образование это ключ к будущей карьере. По указу Петра I в Москве
возник институт
математических и навигационных наук, в Санкт-Петербурге – Морская школа,
на Урале – горные школы, в которых могли
обучаться не только дети чиновников, но и простые крестьяне. При нем
было открыто 42 «цифирные школы», 50 епархиальных школ, «архиерейские» и
гарнизонные школы, появилась Российская Академия Наук. Была предпринята
попытка создать всесословную
начальную школу.
Помимо этого император поддерживал российскую экономику, поощрял торговлю, строительство и
работу мануфактур. После себя оставил 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности.
Больше всего заботили его производства, связанные со снабжением армии,
полотняное, парусинное, суконное: в 1712 г. он поставил главной задачей
легкой промышленности обеспечить потребность армии, чтобы «не покупать
мундиру заморского», но до конца его жизни это осуществить не
успели. Также в России возникли новые отрасли: судостроение,
шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.
Наиболее успешное развитие получило при нем горное дело и военная промышленность.
Горные фабрики образовали при нем четыре крупных объединения: тульский,
олонецкий, уральский и петербургский. Попытки организации добычи в
первых двух были еще при царе Алексее, но потом были заброшены. Петр
восстановил их: были возведены плавильные заводы, казенные и частные,
кузнецами Баташовым и Никитою Демидовым, а потом в Туле возник
государственный оружейный завод, снабжавший оружием всю армию, с
разнообразным арсеналом и слободами (свободными объединениями) оружейных
мастеров и кузнецов. Преобразования Петра, вызывали и будут вызывать самые разные оценки. Многие его нововведения, были спорны. Однако, инноватор, изобретатель, модернизатор, он преобразил Россию, и оставил много новшеств, которыми мы пользуемся по сей день.
Источник:
- Петр I Великий. Воцарение и правление. - Текст : электронный // Биографии знаменитых людей. - URL : https://rgnp.ru/petr-i-velikij-podrobnaa-biografia/ (дата обращения: 1.06.2022). - Chubaka Журналистская деятельность Петра первого. - Текст : электронный / Chubaka // Люди Роста. - 2019. - 7 марта. - URL : https://ludirosta.ru/post/zhurnalistskaya-deyatelnost-petra-pervogo_1942 (дата обращения: 1.06.2022).
Литература: - Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. - Ленинград :
Лениздат 1989. - 496 с. : ил. - (Историческая библиотека «Хроника трех
столетий : Петербург - Петроград - Ленинград»).
- Анисимов, Е. В. Россия в XVIII - первой половине XIX века : История. Историк. Документ : экспериментальное учебное пособие для старших классов / Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. - Москва : МИРОС, 1994. - 336 с.
- Армия Петра I / А. Л. Бородулин, Ю. Е. Каштанов. - Москва : Техника - молодежи, 1994. - 71 с. : ил. - ( Энциклопедия ТМ).
- Баггер, Х.
Реформы Петра Великого : обзор исслед. / Х. Баггер ; пер. с дат. В. Е. Возгрина. - Москва : Прогресс, 1985. - 199 с.
- Демкина, М. Н. Эпоха Петра I / М. Н. Демкина. - Москва : Мир книги, 2007. - 240 с. : ил. - (История России).
- Павленко, Н. И. Петр Первый и его время :
кн. для учащихся сред, и ст. классов / Н. И. Павленко. - 2-е изд., доп. -
Москва : Просвещение, 1989. - 175 с. : ил.
|