Оба
писателя – Варлам Тихонович Шаламов и Александр Исаевич Солженицын –
прошли сталинские лагеря, затем писали леденящие душу воспоминания о
ГУЛАГе. На этой почве они сперва сблизились, но вскоре у них произошёл
разлад, переросший в плохо скрываемую взаимную неприязнь.
Короткое знакомство В
ноябрьском 1962 года номере журнала «Новый мир» был опубликован
«лагерный» рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», сразу
придавший его автору широкую известность. Тогда же Шаламов передал в
редакцию «Нового мира» некоторые из своих «Колымских рассказов». Пока
вопрос о публикации «Колымских рассказов» рассматривался, Шаламов
вступил в переписку с Солженицыным. Он в целом весьма похвально
отозвался об «Одном дне Ивана Денисовича»: «Повесть как стихи: в ней всё
совершенно, всё целесообразно. Каждая строка, каждая сцена, каждая
характеристика настолько лаконична, умна, тонка и глубока, что я думаю,
что "Новый мир” с самого начала своего существования ничего столь
цельного, столь сильного не печатал». Однако
после нескольких страниц комплиментарного отзыва у Шаламова прорывается
какое-то внутреннее недовольство Солженицыным, недоверие к его
«лагерному опыту»: «Блатарей в вашем лагере нет! Ваш лагерь без вшей!
Служба охраны не отвечает за план, не выбивает его прикладами. Не
таскают к следователю. Не посылают после работы за пять километров в лес
за дровами. Не бьют. Хлеб оставляют в матрасе... Где этот чудный
лагерь? Хоть бы с годок посидеть там в своё время». Осенью
1963 года Шаламов по приглашению Солженицына приехал к нему в гости в
Солотчу на неделю. Однако уехал уже через два дня. Что произошло – можно
только догадываться. Спустя год писатели встретились последний раз, и
Шаламов категорически отверг предложение Солженицына помогать
материалами и участвовать в работе над «Архипелагом ГУЛАГ». Разные судьбыПути
Шаламова и Солженицына, хотя они писали вроде бы об одном и том же,
разошлись. Обоих советская официальная печать отвергала, произведения
обоих публиковались почти исключительно в самиздате и за рубежом. Но
Солженицыну в 1970 году была присвоена Нобелевская премия, а в 1974 году
решением Политбюро ЦК КПСС он был выслан за границу, где жил на
гонорары от своих многочисленных публикаций. Солженицын дожил до
официальной отмены коммунистической идеологии в России и триумфально
вернулся на родину в 1994 году. Шаламов
же категорически отверг диссидентство. В 1972 году он выступил в
«Литературной газете» с заявлением, в котором открещивался от публикаций
его произведений за рубежом. Это заявление помогло ему легально
публиковать на родине некоторые произведения, не имевшие политической
остроты. Шаламов остался в СССР. Тяжело больной, он умер в 1982 году в
больнице для инвалидов. Фальшь Солженицына и «предательство» ШаламоваУже
после первого знакомства Шаламов назвал Солженицына «дельцом от
литературы». Американский литературовед Яков Клоц замечает, что
Солженицын «взял напрокат у официальной литературной догмы и ловко
примерил маску соцреализма»; добавляя, однако, что только такой шаг и
сделал возможной публикацию «Одного дня Ивана Денисовича» в открытой
советской печати. Шаламов же не добился издания в СССР ни одного из
своих лагерных «Колымских рассказов». Литературовед профессор Геннадий Красухин приводит реплику Шаламова о Солженицыне: «Что
он знает о лагере? Где он сидел? В шарашке? Лично он этого не пережил
[того же, что Шаламов]. Потому и вышла вещь подсахаренной... Хотел бы
Солженицын, чтобы «Колымские рассказы» вошли в сознание читателей так
же, как его «Архипелаг ГУЛАГ»? Не уверен. Войнович подметил, что для
Запада Александр Исаевич был невероятно авторитетен и потому мог бы
поспособствовать широкому изданию «Колымских рассказов». Мог бы, но
делать этого не стал. Не захотел!» То
есть, для Шаламова с самого начала стала ясна неискренность, фальшь
Солженицына, его нацеленность на успех у публики, а не на раскрытие всей
правды. В дальнейшем к этому добавилась зависть к успеху, достигнутому
Солженицыным у зарубежного читателя. Лидия
Чуковская так оценила «Записи» Шаламова: «Выпады против Солженицына
мелкие, самолюбивые и прямо завистливые... Между тем, «Архипелаг» –
великая проза... Оттого читаешь. «Колымские рассказы» Шаламова нельзя
читать. Это нагромождение ужасов... Упрекает Солженицына в деловитости.
Да, деловит. Но в чём? В своё труде (10 ч в день)... Сейчас он
[Солженицын] мучается безнадёжной болезнью друга – Можаева. Из записей
Шаламова не видать, чтобы он за кого-то (кроме себя) мучился. Жесток». В одном из своих последних писем (неотправленном) Шаламов назвал Солженицына «орудием холодной войны». Солженицын
тоже не оставался в долгу. Он язвительно откликнулся на
письмо-отречение Шаламова от диссидентства, опубликованное в
«Литературной газете»: «Отречение было напечатано в траурной рамке, и
так мы поняли все, что умер Шаламов». И в то время, как Шаламов, после
этого своего письма, в 1973 году был принят в Союз Писателей СССР
(откуда Солженицына исключили в 1969 году) и получил новую квартиру,
Солженицын проповедовал «патриотизм» откуда-то из-за границы. Так что
зависть у Александра Исаевича наверняка была не меньшая. Вероятнее
всего, на взаимное непонимание писателей роковое влияние оказала
разница их лагерного опыта – он у Шаламова был гораздо тяжелее. Наложила
свою неизбежную печать и тяжёлая нервная болезнь Шаламова, усугубленная
лагерями. Как написала литературный критик Варвара Бабицкая, «печальная
правда в том, что писатели просто были несовместимы почти во всём –
идеологически, эстетически, человечески, – и попытка их сближения
объяснялась общим опытом, который они в конечном счёте не поделили». Источник: https://dzen.ru/a/Y3EIY9eRpHZIbbuR
|